• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Summary of Degree Programme

Field of Studies

37.04.01 Psychology

Approved by
Протокол заседания ученого совета № 31 от 23.12.2011 г.
HSE University Educational Standard
Last Update
10.08.2019, протокол №2.6-30.3-03_9
Network Programme

No

Length of Studies, Mode of Studies, Credit Load

2 years

Full-time, 120 з.е.

Language of instruction

RUS

Instruction in Russian

Qualification upon graduation

Master

Double-degree Programme

No

Use of online learning

With online tools

Tracks

2023/2024 Academic year

Psychoanalysis and Psychoanalytical Business Consulting

Type: Applied
Track Supervisor: Rossokhin, Andrey V.
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:

КОР-1 Владеет основными понятиями психоанализа и ключевыми психоаналитическими концепциями. Оперирует основными психоаналитическими понятиями. Усвоил и придерживается в практике психоаналитических этических норм

КОР-2 Применяет в практике теоретические и практические основы психологического консультирования. Знает основы психологии личности и теории развития личности. Владеет базовыми навыками индивидуального психологического консультирования

КОР-3 Владеет знаниями об основных принципах психоаналитического лечения. Знаниями в области системы базовых понятий психологии, психоанализа, содержание различных подходов и отраслей психологии, задач, решаемые ею. Успешно применяют фундаментальные психологические, психоаналитические знания в своей профессиональной практической деятельности

КОР-4 Знает особенности количественных и качественных методов обработки данных, их возможности и ограничения. Владеет основными принципами интерпретации полученных данных и стандартами оформления результатов. Оформляет данные для количественного анализа и подбирает методы математического анализа, адекватные выдвинутым гипотезам. Готов выбирать методы качественного анализа, необходимые для проверки гипотез. Приобрел опыт психоаналитического анализа текста/материала

КОР-5 Владеет знаниями о современных теоретических проблемах психоанализа; о современных практических проблемах психоанализа. Применяет в практике основные концепции философско-методологические психоаналитического подхода и лечения. Анализирует современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии, используя основные методы и специфические особенности проведения научного исследования в области психологии, психоанализа

КОР-6 Знает основные принципы и нормы психодинамических направлений в бизнес-консультировании, и владеет базовыми навыками индивидуального, executivе, группового и организационного психоаналитического консультирования

КОР-7 Знает основные принципы проведения психологического исследования, основные психоаналитические методы работы с индивидуальными клиентами, группами и организациями

Description of the professional field:

ПК-1 Знает основные принципы и нормы психодинамических направлений в бизнес-консультировании, и владеет базовыми навыками индивидуального, executivе, группового и организационного психоаналитического консультирования 

ПК-2 Знает основные понятия психоанализа, ключевые психоаналитические концепции и умеет оперировать основными психоаналитическими понятиями с опорой на психоаналитические этические нормы

ПК-3 Знает методологические принципы и этапы проведения теоретических и эмпирических научных исследований в психологии и владеет необходимыми компетенциями для проведения собственных исследований (в рамках подготовки магистерских диссертаций) и подготовки научных публикаций

ПК-4 Владеет теоретическими и практическими представлениями о ключевых психоаналитических феноменах для проведения диагностики, консультирования и интервенций на уровне личности и на уровне организации в целом

ПК-5 Знает основные принципы проведения психологического исследования, основные психоаналитические методы работы с индивидуальными клиентами, группами и организациями

ПК-6 Способен подбирать и применять комплекс диагностических методик для проведения психологического обследования граждан и трудовых коллективов в соответствии с содержанием их психологических проблем и целями психологического консультирования

ПК-7 Способен выявлять основные факторы, влияющие на мотивацию граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, в соответствии с целями психологического консультирования

ПК-8 Способен выявлять психологические факторы, влияющие на трудовую деятельность работников трудового коллектива

ПК-9 Способен анализировать результаты психологического обследования

ПК-10 Способен подбирать эффективные методы психологического консультирования для решения заявленных проблем граждан и трудовых коллективов 

ОПК-1 Способен организовывать научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии

ОПК-2 Способен планировать, разрабатывать и реализовывать программы научного исследования для решения теоретических и практических задач в сфере профессиональной деятельности, применять обоснованные методы оценки исследовательских и прикладных программ

ОПК-3 Способен использовать научно обоснованные подходы и валидные способы количественной и качественной диагностики и оценки для решения научных, прикладных и экспертных задач

ОПК-4 Способен проводить оценку психометрических характеристик используемых психодиагностических инструментов, составлять протоколы, заключения, отчеты по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы, а также представлять обратную связь по ним

ОПК-5 Способен разрабатывать и реализовывать научно обоснованные программы вмешательства профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера для решения конкретной психологической проблемы отдельных лиц, групп и (или) организаций

ОПК-6 Способен разрабатывать и реализовывать комплексные программы предоставления психологических услуг по индивидуальному, семейному и групповому психологическому консультированию в соответствии с потребностями и целями клиента

ОПК-7 Способен вести просветительскую и психолого-профилактическую деятельность среди различных категорий населения с целью повышения психологической культуры общества и понимания роли психологии в решении социально- и индивидуально значимых задач в сфере охраны здоровья и смежных с ней областей

ОПК-8 Способен использовать модели и методы супервизии для контроля и совершенствования профессиональной деятельности психолога

ОПК-9 Способен выполнять основные функции управления психологической практикой

ОПК-10 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе научных разработок в области образования и психологической науки и практики применительно к образовательным потребностям представителей различных групп населения, в том числе особых социальных групп населения (групп риска, уязвимых категорий населения, лиц с ограниченными возможностями здоровья) и при организации инклюзивного образования

Description of educational modules:

Образовательная программа “Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование” состоит из пяти образовательных модулей: “Ключевые семинары”, “Практика”, “ Major”, “МагоЛего”, “ГИА”.

Модуль “Ключевые семинары”

Обязательный элемент этого модуля - Семинар наставника: зарубежные психодинамические направления в executivе, бизнес-, групповом, командном коучинге и организационном консультировании, на котором проектируются образовательные результаты и координируется деятельность студентов по освоению образовательной программы.

Модуль «Ключевые семинары» также включает научно-практические семинары,  направленные на отработку практических навыков и знаний в рамках следующих направлений:

Психоаналитическая техника в индивидуальной работе с клиентами

Социальная матрица сновидений и работа малых исследовательских групп в психодинамическом консультировании

Методы и инструменты индивидуального и группового психодинамического коучинга. Фасилитация и модерация

Супервизия бизнес-, executive-, группового и командного коучинга и психоаналитического консультирования


Модуль “Major”

Дисциплины этого модуля обеспечивают приобретение профессиональных компетенций, необходимых для достижения персональных образовательных результатов.

Модуль объединяет ключевые дисциплины, направленные на освоение основополагающих научных знаний в рамках курса:

Использование психосоматического и психодраматического подходов в психоаналитическом консультировании

История и теория психоанализа

Нейропсихоанализ и психоаналитическая техника в бизнес-консультировании

Психоаналитическая диагностика лидера и исследование организационной динамики

Психоаналитическая теория в бизнес-консультировании

Техника и практика группового и командного психодинамического коучинга

Техника и практика психоаналитического Executive-коучинга

Техника и практика психоаналитического коучинга и консультирования. Бизнес-коучинг

 

Модуль “МагоЛего”

Элементы модуля объединяют дисциплины для получения дополнительных знаний, направленные на освоение теоретических навыков и знаний в рамках следующих направлений:

Основы психологии. Психология личности

Методы проективной диагностики в индивидуальном, командном и организационном консультировании

 

Модуль “Практика”

Обязательный элемент - подготовка выпускной квалификационной работы. 

Также в рамках этого модуля студентами программы осуществляется практика индивидуального и группового психоаналитического бизнес-консультирования частных и корпоративных клиентов

 

Модуль “ГИА

В рамках модуля осуществляется Защита выпускной квалификационной работы

2022/2023 Academic year

Psychoanalysis and Psychoanalytical Business Consulting

Type: Applied
Track Supervisor: Rossokhin, Andrey V.
Language of instruction: Russian
Use of online learning: With online tools
Qualification upon graduation: Магистр
Key learning outcomes:

КОР-1 Владеет основными понятиями психоанализа и ключевыми психоаналитическими концепциями. Оперирует основными психоаналитическими понятиями. Усвоил и придерживается в практике психоаналитических этических норм

КОР-2 Применяет в практике теоретические и практические основы психологического консультирования. Знает основы психологии личности и теории развития личности. Владеет базовыми навыками индивидуального психологического консультирования

КОР-3 Владеет знаниями об основных принципах психоаналитического лечения. Знаниями в области системы базовых понятий психологии, психоанализа, содержание различных подходов и отраслей психологии, задач, решаемые ею. Успешно применяют фундаментальные психологические, психоаналитические знания в своей профессиональной практической деятельности

КОР-4 Знает особенности количественных и качественных методов обработки данных, их возможности и ограничения. Владеет основными принципами интерпретации полученных данных и стандартами оформления результатов. Оформляет данные для количественного анализа и подбирает методы математического анализа, адекватные выдвинутым гипотезам. Готов выбирать методы качественного анализа, необходимые для проверки гипотез. Приобрел опыт психоаналитического анализа текста/материала

КОР-5 Владеет знаниями о современных теоретических проблемах психоанализа; о современных практических проблемах психоанализа. Применяет в практике основные концепции философско-методологические психоаналитического подхода и лечения. Анализирует современные проблемы и тенденции развития теоретической и прикладной психологии, используя основные методы и специфические особенности проведения научного исследования в области психологии, психоанализа

КОР-6 Знает основные принципы и нормы психодинамических направлений в бизнес-консультировании, и владеет базовыми навыками индивидуального, executivе, группового и организационного психоаналитического консультирования

КОР-7 Знает основные принципы проведения психологического исследования, основные психоаналитические методы работы с индивидуальными клиентами, группами и организациями

Description of the professional field:

ПК-1 Знает основные принципы и нормы психодинамических направлений в бизнес-консультировании, и владеет базовыми навыками индивидуального, executivе, группового и организационного психоаналитического консультирования 

ПК-2 Знает основные понятия психоанализа, ключевые психоаналитические концепции и умеет оперировать основными психоаналитическими понятиями с опорой на психоаналитические этические нормы

ПК-3 Знает методологические принципы и этапы проведения теоретических и эмпирических научных исследований в психологии и владеет необходимыми компетенциями для проведения собственных исследований (в рамках подготовки магистерских диссертаций) и подготовки научных публикаций

ПК-4 Владеет теоретическими и практическими представлениями о ключевых психоаналитических феноменах для проведения диагностики, консультирования и интервенций на уровне личности и на уровне организации в целом

ПК-5 Знает основные принципы проведения психологического исследования, основные психоаналитические методы работы с индивидуальными клиентами, группами и организациями

ПК-6 Способен подбирать и применять комплекс диагностических методик для проведения психологического обследования граждан и трудовых коллективов в соответствии с содержанием их психологических проблем и целями психологического консультирования

ПК-7 Способен выявлять основные факторы, влияющие на мотивацию граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, в соответствии с целями психологического консультирования

ПК-8 Способен выявлять психологические факторы, влияющие на трудовую деятельность работников трудового коллектива

ПК-9 Способен анализировать результаты психологического обследования

ПК-10 Способен подбирать эффективные методы психологического консультирования для решения заявленных проблем граждан и трудовых коллективов 

ОПК-1 Способен организовывать научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии

ОПК-2 Способен планировать, разрабатывать и реализовывать программы научного исследования для решения теоретических и практических задач в сфере профессиональной деятельности, применять обоснованные методы оценки исследовательских и прикладных программ

ОПК-3 Способен использовать научно обоснованные подходы и валидные способы количественной и качественной диагностики и оценки для решения научных, прикладных и экспертных задач

ОПК-4 Способен проводить оценку психометрических характеристик используемых психодиагностических инструментов, составлять протоколы, заключения, отчеты по результатам психологической оценки, диагностики и экспертизы, а также представлять обратную связь по ним

ОПК-5 Способен разрабатывать и реализовывать научно обоснованные программы вмешательства профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера для решения конкретной психологической проблемы отдельных лиц, групп и (или) организаций

ОПК-6 Способен разрабатывать и реализовывать комплексные программы предоставления психологических услуг по индивидуальному, семейному и групповому психологическому консультированию в соответствии с потребностями и целями клиента

ОПК-7 Способен вести просветительскую и психолого-профилактическую деятельность среди различных категорий населения с целью повышения психологической культуры общества и понимания роли психологии в решении социально- и индивидуально значимых задач в сфере охраны здоровья и смежных с ней областей

ОПК-8 Способен использовать модели и методы супервизии для контроля и совершенствования профессиональной деятельности психолога

ОПК-9 Способен выполнять основные функции управления психологической практикой

ОПК-10 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе научных разработок в области образования и психологической науки и практики применительно к образовательным потребностям представителей различных групп населения, в том числе особых социальных групп населения (групп риска, уязвимых категорий населения, лиц с ограниченными возможностями здоровья) и при организации инклюзивного образования

Description of educational modules:

Образовательная программа “Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование” состоит из пяти образовательных модулей: “Ключевые семинары”, “Практика”, “ Major”, “МагоЛего”, “ГИА”.

Модуль “Ключевые семинары”

Обязательный элемент этого модуля - Семинар наставника: зарубежные психодинамические направления в executivе, бизнес-, групповом, командном коучинге и организационном консультировании, на котором проектируются образовательные результаты и координируется деятельность студентов по освоению образовательной программы.

Модуль «Ключевые семинары» также включает научно-практические семинары,  направленные на отработку практических навыков и знаний в рамках следующих направлений:

Психоаналитическая техника в индивидуальной работе с клиентами

Социальная матрица сновидений и работа малых исследовательских групп в психодинамическом консультировании

Методы и инструменты индивидуального и группового психодинамического коучинга. Фасилитация и модерация

Супервизия бизнес-, executive-, группового и командного коучинга и психоаналитического консультирования


Модуль “Major”

Дисциплины этого модуля обеспечивают приобретение профессиональных компетенций, необходимых для достижения персональных образовательных результатов.

Модуль объединяет ключевые дисциплины, направленные на освоение основополагающих научных знаний в рамках курса:

Использование психосоматического и психодраматического подходов в психоаналитическом консультировании

История и теория психоанализа

Нейропсихоанализ и психоаналитическая техника в бизнес-консультировании

Психоаналитическая диагностика лидера и исследование организационной динамики

Психоаналитическая теория в бизнес-консультировании

Техника и практика группового и командного психодинамического коучинга

Техника и практика психоаналитического Executive-коучинга

Техника и практика психоаналитического коучинга и консультирования. Бизнес-коучинг

 

Модуль “МагоЛего”

Элементы модуля объединяют дисциплины для получения дополнительных знаний, направленные на освоение теоретических навыков и знаний в рамках следующих направлений:

Основы психологии. Психология личности

Методы проективной диагностики в индивидуальном, командном и организационном консультировании

 

Модуль “Практика”

Обязательный элемент - подготовка выпускной квалификационной работы. 

Также в рамках этого модуля студентами программы осуществляется практика индивидуального и группового психоаналитического бизнес-консультирования частных и корпоративных клиентов

 

Модуль “ГИА

В рамках модуля осуществляется Защита выпускной квалификационной работы

Competitive Advantages
  • Единственная государственная российская программа по психоаналитическому бизнес-консультированию с привлечением ведущих российских и западных специалистов.
  • Магистерская программа носит междисциплинарный характер, ее стержнем является прикладной психоанализ. В рамках обучения магистранты осваивают учебные дисциплины по коучингу, психологии, теории психоанализа, психоанализ организации, психодиагностика личности и организации, управленческое консультирование.
  • Обучение проходит через практику - еженедельные супервизии, в ходе которых магистранты работают под наблюдением преподавателей-супервизоров и могут начать развивать собственную практику индивидуального и группового коучинга.
  • Обучение построено на реальных кейсах коучинга и бизнес-консультирование (анализ реальных сессий Executive-коучинг, кейсы психоаналитического бизнес- консультирования российских и зарубежных экспертов).
  • Интенсивная практика коучинга и консультирования в организациях.
  • Международное взаимодействие с различными научно-исследовательскими центрами и бизнес-школами, таким как INSEAD (Франция), ESMT (Германия), Tavistock Institute (Великобритания), Международная Ассоциация психоаналитического исследования организаций (ISPSO).
Professional Activities and Competencies of Programme Graduates

Выпускники магистратуры, прошедшие обучение в данном направлении, получают уникальные знания и навыки работы с руководителями и собственниками бизнеса.

В результате обучения на магистерской программе «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование» магистрант должен знать: основные концепции классического психоанализа, основные концепции прикладного психоанализа, основы психологии и развивающих практик применительно к организационному развитию, методы индивидуального группового и организационного коучинга и бизнес-консультирования.

Магистрант должен уметь проводить работу с личностью, группой или организацией в зависимости от запроса клиента и выбранного профессионального фокуса магистранта.

Магистрант должен владеть навыками практической работы с клиентами средствами и методами психоаналитического коучинга, психодрамы, групповых форматов и организационного консультирования.

Выпускники магистерской программы могут занимать различные позиции в консалтинговых и тренинговых компаниях, в организациях на топ-позициях, позициях в HR департаментах и департаментах организационного развития, а также прочих других функциональных направлений. Основными объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

● Российские и международные организации;

● Российские и международные консалтинговые компании;

● Тренинговые компании и психологические центры.

Магистерская программа откроет серьезные перспективы дальнейшего профессионального развития для своих выпускников. Выпускники получат возможность пройти стажировку за рубежом в мировых психоаналитических центрах и институтах.

По окончании программы выпускники могут подать документы в аспирантуру НИУ ВШЭ (или на соискательство) и в дальнейшем получить степень кандидата психологических наук.

Диплом Магистра психологии, выдаваемый на русском и английском языках, позволит выпускникам поступать на программы PhD европейских университетов.

Programme Modules

Первый год обучения связан с формированием знаний и навыков психодинамического консультирования на индивидуальном уровне. Обучение индивидуальной работе идет как в ключе классического коучинга, так и в психоаналитической парадигме.

Второй год обучения сфокусирован на формировании знаний и навыков в области психоаналитического понимания функционирования и развития организации в целом: психодиагностика личности и организации, групп-анализ, психоанализ организации, теория реквизитных организаций. В рамках каждого курса – практикумы. В практической части курсов слушатели решают и анализируют кейсы, супервизируют работу с клиентами.

Комплексный подход к различным аспектам организации, этапам ее развития, организационной культуры позволяет сформировать системный психоаналитический взгляд на организацию, используя самые современные исследования в области психоанализа организаций.

Научно-исследовательские семинары направленны на формирование системных компетенций в области психоаналитических исследований личности, групп и организаций и проходят в формате демо-сессий, анализа и рефлексии случаев реального коучинга топменеджеров и собственников бизнеса. Основанием для формирования этого направления практики и обучения является личный опыт научного руководителя программы Манфреда Кетс де Вриса, начавшего использовать клиническую парадигму менеджмента в консультировании и опыт руководителя программы А.В.Россохина, успешно сочетающего практику психоаналитика и Executive-коуча. Практикумы по бизнес-коучингу служат связующим звеном для формирования навыков магистрантов. Также магистранты осваивают инструментарий Executive-коучинга и психодинамического консультирования из рук и уст зарубежных преподавателей.

Ключевые дисциплины программы включают в себя:

  • Теория и методология современной психологии
  • Качественные и количественные методы исследований в психологии
  • История и теория психоанализа
  • Техника и практика психоаналитического Executive коучинга
  • Психоанализ организаций
  • Психоаналитическая патопсихология
  • Нейропсихоанализ
  • Психоаналитическая диагностика личности и организаций
  • Психоанализ групп, групповые процессы в организации
  • Основы стратегического менеджмента
  • Групповой и командный бизнес-коучинг
  • Психология личности
  • Техника и практика бизнес-коучинга
  • Организационная психоаналитическая психодрама
  • Супервизия психоаналитического консультирования и бизнескоучинга
  • Мастерская по работе с кейсами организаций
  • и многое другое

Помимо теоретической подготовки слушатели также участвуют в серии регулярных практических семинаров, направленных на обсуждение и закрепление теоретического материала, а также имеют возможность участия в группах организационной психоаналитической психодрамы и групп-анализа.

Options for Students with Disabilities

This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.

Programme Documentation

All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.

I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.

Vice Rector Sergey Yu. Roshchin

Summary of Degree Programme 'Psychoanalysis and Psychoanalytical Business Consulting'

Go to Programme Contents and Structure