• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

History and Philosophy of Science and Technics

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Innovation Management (Educational Departments)
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 3, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Основными задачами дисциплины является освоение студентами знаний, необходимых для: получения знаний о закономерностях и тенденциях развития науки и техники; формирование представлений о проведении научных исследований в области науковедения и технических наук; изучение базовых понятий философии науки – пространства и времени в качестве конституирующих смысловое единство научных теорий и философских концепций и для изучения других дисциплин, касающихся философских вопросов конкретных научных областей знания. Изучение дисциплины «История и философия науки и техники» способствует формированию у студентов навыков научного мышления и повышает профессиональную культуру будущих инженеров и исследователей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются: ознакомление студентов с направлением современной философии, призванным исследовать наиболее общие закономерности развития науки, техники, технологии, инженерной и технической деятельности, а также их место в человеческой культуре и в современном обществе. Основная цель дисциплины – сформировать представления об основах современной научно-философской картины мира, рассмотреть формы и методы научного познания, проблемы и перспективы современной культуры и цивилизации. Дисциплина позволяет определить философии науки в качестве философского направления и раздела философии, рассмотреть основные этапы развития философии науки, а также историю осмысления феномена науки в философской традиции, рациональную реконструкцию основных эпох истории науки и ключевых моментов логики научного исследования. Выработка навыков философской рефлексии общенаучной проблематики, соотнесения фундаментальных философских концептов с наиболее общей проблематикой конкретных научных областей, а также самостоятельного философского анализа познавательной и социокультурной сущности достижений и затруднений в развитии науки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает предмет и задачи философии науки и техники, объект исследования философии науки и философии техники
  • Студент знает феномен научного и феномен технического и их взаимосвязь со структурой реальности
  • Студент знает о парадигмах рационализма, эмпиризма, трансцендентализма в философии науки, знаком с методологией экспериментальной индукции, различает классическую и неклассическую научную рациональность
  • Студент понимает проблемы ценности науки и техники и проблему ответственности на примере биоэтики
  • Студент понимает проблему «начала» науки: основные точки зрения, их обоснование, основные исторические типы научной рациональности
  • Студент понимает значение и роль научных революций в становлении классической науки
  • Студент знает о вкладе философии и естествознания в формирование неклассической науки, видит связи между научно-техническим прогрессом и историческими стадиями развития позитивизма
  • Студент знаком с пониманием феномена науки в трудах О. Конта, Т.Куна, П. Фейерабенда, К. Поппера, Э.Маха и Р.Авенариуса
  • Студент изучил процессы глобализации мира и роль ее технологических компонентов, знаком с концепцией информационного общества
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и задачи философии науки и техники
  • Понятие науки. Природа и сущность научного творчества
  • Уровни и методы научного познания
  • Этика науки
  • Проблема научной истины
  • Классическая наука: сущность и основные принципы
  • Неклассическая и постнеклассическая наука: преемственность и противоречия
  • Позитивизм как философия и методология научного знания. Исторические стадии позитивизма
  • Философские проблемы современной науки и техники
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад на семинаре
  • неблокирующий Эссе (письменная работа)
  • неблокирующий Устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе MS Teams. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию ответов, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка MS Teams. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться подсказками от посторонних лиц. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее 1 минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение 1 минута и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Доклад на семинаре + 0.5 * Устный экзамен + 0.25 * Эссе (письменная работа)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История и философия науки: Учебное пособие / Вальяно М.В. - М.:Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 208 с.: 60x90 1/16. - (Магистратура. Аспирантура) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-98281-269-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/409300
  • Философия для экономистов, учебник, 2-е изд., стер., 411 с., Канке, В. А., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История и философия науки: Учебное пособие / Платонова С.И. - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование) (Обложка. КБС) ISBN 978-5-369-01547-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/543675
  • Матяш, Т.П. История и философия науки (для аспирантов) : учебник / Матяш Т.П., Положенкова Е.Ю., Воденко К.В., Могилевская Г.И. — Москва : КноРус, 2018. — 272 с. — ISBN 978-5-406-06154-1. — URL: https://book.ru/book/926001 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.