• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Design Thinking

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
4
ECTS credits
Delivered at:
Department of Innovation Management (Educational Departments)
Course type:
Elective course
When:
1 year, 4 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Возникнув как альтернатива структурированному инженерно-ориентированному подходу к анализу бизнес-проблем, проектированию и обоснованию их решений, дизайн-мышление за последние 20 лет сложилось в самостоятельную методологию, с богатым арсеналом практических инструментов, оригинальной системой мышления-поведения и убедительным опытом успешного использования. Сегодня дизайн-мышление преподают в лучших бизнес-школах и университетах мира и используют в огромном количестве передовых, успешно развивающихся компаний. Дизайн-мышление – это: • Оригинальная система интегрального (аналитического, творческого, критического и интуитивного) мышления и организации интенсивного и кроссфункционального командного взаимодейстия на базе вовлеченного подхода к решению бизнес-задач; • Целостная клиенто-ориентированного методология, ставящая во главу угла конкретных людей – покупателей, потребителей, заказчиков, клиентов, их болевые точки и зоны дополнительных выгод и ориентированная на решения, встроенные в контекст их использования; • Набор инструментов и практик, позволяющих трансформировать комплексный пользовательский опыт и создавать дополнительную ценность в рамках ограничений по времени, стоимости, доступной информации, постоянно меняющегося бизнес-ландшафта. Дизайн-мышление позволяет организациям и командам повысить инновационный потенциал, прокачать способность к адаптации, научиться создавать добавленную ценность для клиента в рамках целостного потребительского опыта, ускорить процессы принятия решения, улучшить умение работать в комплексной информационной среде и находить оригинальные решения для конкретных бизнес-задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Дизайн-мышление» является овладение студентами теоретических принципов, концепций и положений клиенто-ориентированных методологий разработки новых товаров и услуг (дизайн-мышление, дизайн-спринт, эмпатическая разработка и т.п.), развитии практических навыков использования инструментов и техник данных методологий, повышение собственного творческого потенциала.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает принципы и модели дизайн-мышления в контексте использования данной методики для разработки новых товаров и услуг
  • Знает принципы потребительской этнографии
  • Умеет использовать инструменты структуризации и визуализации проблем потребителей
  • Знает основные принципы генерации идей и поиска решений
  • Умеет пользоваться моделями новых товаров и услуг
  • Знает основные техники прототипирования
  • Знает возможности и ограничения основных методов управления развитием продукта
  • Умеет применять инструменты потребительской этнографии (эмпатическая карта, диаграмма заинтересованных сторон, маршрут потребителя, сториборд, ...)
  • Владеет методами генерации и активизации креативного потенциала
  • Знает возможности и ограничения различным методов тестирования
  • Понимает возможности применения дизайн-мышления для решения широкого спектра бизнес-проблем
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные принципы дизайн-мышления
    Основные принципы дизайн-мышления. Модель дизайн-мышления. Продуктово- и клиенто-ориентированные подходы к разработки новых товаров и услуг.
  • Потребительская этнография
    Анализ потребительского поведения с целью выявления проблем, новых потребностей и предпочтений. Принципы потребительской этнографии. Инструменты описания и анализа потребительского поведения. Эмпатическая карта. Социальная сеть потребителя. Профиль потребителя. Временная шкала. Карта предоставления услуги. Сториборд.
  • Определение и структуризация проблемы.
    Проблема и ее контекст. Определение ключевых несоответствий. Инструменты структуризации проблемы. Описание ключевых несоответствий и их ранжирование.
  • Генерация идей и поиск решений проблемы потребителя
    Дивергентное и конвергентное мышление. Инте-гральное мышление Р.Мартина. Методы стимулирования творческой активности. Методы поиска новых идей. Принципы и подходы ТРИЗ. Отбор, сортировка и структуризация базовых идей.
  • Разработка прототипов
    Разработка функциональных и элементных моделей. Модели функционирования товаров и услуг. Процессные модели. Определение информационного образа продукта. Тестирование прототипа. Профиль Харриса.
  • Развитие продукта
    Управление развитием продукта. Профиль ценности продукта. Метод Кано. Функционально-стоимостной анализ.
  • Тестирование прототипов
    Разновидности тестирования. Сценарий/ скрипт тестирования. Документирование тестирования. Вовлечение пользователя. Управление изменениями.
  • Перспективы развития дизайн-мышления
    Использование дизайн-мышления для организационных инноваций и стратегического менеджмента. Стратегический дизайн. Дизайн-менеджмент. Этические и эстетические проблемы новых товаров и услуг (throw-away society, функционализм). Сравнение различных методик разработки новых товаров и услуг (lean start-up, customer development, running lean, design sprint, system engineering).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Индивидуальное домашнее задание
  • неблокирующий Защита командного проекта
    Экзамен проводится в устной форме презентации с демонстрацией слайдов (файлы ppt, pdf) и подгрузкой файлов слайдов. Экзамен проводится на платформе MS Teams (https://teams.microsoft.com/). К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию, высланному преподавателем на корпоративные почты студентов накануне экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей видеокамеры и микрофона, поддержка MS Teams, подключение к Интернету. Для участия в экзамене студент обязан: подключиться в MS Teams, самостоятельно, без вызова со стороны преподавателя, в составе команды выйти в виртуальный класс за 2 минуты до начала выступления с выключенными микрофоном и видеокамерой; в начале презентации представить себя, назвав фамилию, имя и отчество с включенной видеокамерой, в ходе презентации одному из выступающих включить демонстрацию экрана. При нарушении связи у выступающего доклад продолжается его коллегами. На экзамене обязательно виртуальное присутствие всех участников команды.
  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Активность на занятиях + 0.3 * Защита командного проекта + 0.2 * Индивидуальное домашнее задание + 0.1 * Посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Браун Т. — Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - ISBN: 978-5-91657-811-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/62246
  • - Лидтка Ж., Огилви Т. — Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2015 - ISBN: 978-5-00057-314-3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/62172
  • Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / Остервальдер А., Пинье И., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 288 с.: ISBN 978-5-9614-1844-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916078
  • Сурова, Н.Ю. Проектный менеджмент в социальной сфере и дизайн-мышление: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент» / Н.Ю. Сурова. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 415 с. - ISBN 978-5-238-02738-8. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028758

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Васильева, Е.В. Дизайн-мышление: немного о подходе и много об инструментах развития креативного мышления, изучения клиентских запросов и создания : монография / Васильева Е.В. — Москва : Русайнс, 2018. — 203 с. — ISBN 978-5-4365-2366-8. — URL: https://book.ru/book/929447 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.