• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Building and Developing an Innovative Organization

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
6
ECTS credits
Delivered at:
Department of Innovation Management (Educational Departments)
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 2, 3 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Построение и развитие инновационной организации» предлагается студентам 1-го курса, обучающимся в НИУ ВШЭ по магистерской программе «Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании» направления 27.04.05 – Инноватика. Дисциплина «Построение и развитие инновационной организации» является комплексной и охватывает все элементы инновационной деятельности современного предприятия. Дисциплина формирует базовые знания об организации инновационной деятельности в организации и управлении инновационными проектами, открытых инновациях и инновационной экосистеме, работе со стартапами и корпоративным предпринимательством. Дисциплина базируется на системноинженерном подходе к построению корпоративной системы управление инновационной деятельностью и формирует базовые знания о корпоративной архитектуре и месте инновационной деятельности в архитектуре предприятия. Также в дисциплину включены элементы, необходимые для корпоративного инноватора, из областей управления идеями, знаниями и решения изобретательских задач. Значительную часть дисциплины занимает рассмотрение практических кейсов российских и международных компаний. Изучение дисциплины «Построение и развитие инновационной организации» формирует компетенции, необходимые для построения инновационного подразделения в организации, запуска и сопровождения инновационных процессов, организации работы как с внутренними, так и с внешними инновациями.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Построение и развитие инновационной организации» является овладение студентами теории и практики построения, развития и управления инновационными процессами в организации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает основные тенденции в сфере инноваций, инновационные стратегии, типы корпоративных инноваций.
  • Понимает методологию корпоративной архитектуры, основные элементы системного подхода к управлению бизнесом.
  • Знает роль и место инновационной деятельности в архитектуре предприятия. Понимает как организовать процессы управления инновационной деятельностью.
  • Понимать системоинженерный подход к управлению инновациями и stage-gate методологию
  • Знать лучшие практики в области организации инновационной деятельности
  • Знать основные подходы к построению системы управления идеями, понимать подходы к вовлечению сотрудников в инновационную деятельность
  • Понимать специфику инновационных проектов, понимать методологию уровней зрелости.
  • Понимать основные принципы организации работы с внешними инновациями и экосистемой
  • Знать основные подходы к формированию бизнес-модели.
  • Понимать основные практические инструменты управления знаниями.
  • Понимать основы формирования инновационной культуры.
  • Знать общую схему работы с проблемами и идеями. Понимать основы ТРИЗ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение. Инновационная деятельность в современной организации.
    Современные особенности глобального экономического развития. Основные тенденции в сфере корпоративных инноваций. Актуальность активной инновационной деятельности. Диффузия технологий. Темп инноваций. Объект управления, базовые типы инноваций. Инновационные стратегии. Уровни зрелости управления инновациями.
  • Тема 2. Корпоративная архитектура.
    Общее введение в системный подход к управлению бизнесом: зачем это нужно, что дает, эволюция, ключевые методики, стандарты. Корпоративная архитектура, как наиболее полноценная методология, в которой реализован системный подход к управлению: цели, эффекты, подходы и стандарты.
  • Тема 3. Корпоративная архитектура и инновационная деятельность.
    Роль и место инновационной деятельности в архитектуре предприятия, как с точки зрения цепочки создания стоимости, так и с точки зрения структурных и цифровых аспектов. Как организовать и из чего состоит типовой процесс и организационно-ролевая структура управления инновационной деятельностью (включая варианты построения и их зависимость от бизнес-модели).
  • Тема 4. Системноинженерный подход к управлению инновациями.
    Системноинженерный подход к управлению инновациями: stage-gate подход к управлению трансформационными и продуктовыми проектами в привязке к инвестиционному циклу, количественному моделированию и риск-менеджменту инновационных продуктов, воротам качества и «воронке» итеративного снижения неопределенности.
  • Тема 5. Примеры российских компаний, инновации в экосистемах.
    Примеры построения комплексного управления инновационной деятельностью в российских крупных компаниях. Управление инновациями в экосистемах как архитектурах будущего: специфика платформ, маркетплейсов, business run и business change с точки зрения инноватики.
  • Тема 6. Управление идеями.
    Специфика предметной области. Основные источники идей и их типы. Основные барьеры в области генерации идей. Построение корпоративной системы управления идеями. Организационно-ролевая структура и процессы управления идеями. Вовлечение сотрудников в работу с идеями. Организация работы с экспертами. Лучшие практики управления идеями.
  • Тема 7. Управление инновационными проектами.
    Основные стандарты. Основные понятия и их взаимосвязь. Специфика инновационных проектов. Жизненный цикл инновационного проекта. Традиционный, agile и гейтовый подходы к управлению. Методология уровней зрелости (TRL и др.).
  • Тема 8. Открытые инновации.
    Открытые инновации и экосистемы бизнеса. Основы корпоративной работы со стартапами: венчурный фонд, инновационные центры, лаборатории, акселераторы. Организация регулярной работы с инновационными проектами и стартапами, внутренними и внешними.
  • Тема 9. Инструменты работы со стартапами и корпоративными предпринимателями.
    Инновационные бизнес-модели. Методология Lean Startup. Работа с гипотезами. Customer development и ценностные предложения. Профиль потребителя/Protopersona. Пользовательский опыт и быстрое прототипирование. MVP. Отличия между внутренним и внешним стартапом.
  • Тема 10. Управление знаниями.
    Явные и неявные знания. Системный подход к управлению и корпоративная си-стема управления знаниями. Эффективные инструменты управления знаниями. Профессиональные сообщества. Критические факторы успеха.
  • Тема 11. Инновации и корпоративная культура.
    Инновационная культура и инновационный климат как основа организации регулярного и устойчивого инновационного процесса. Основные признаки сильной инновационной культуры и компетенции, необходимые для изменения организационной культуры. Обратная сторона инновационной культуры, балансировка возможностей и ответственности.
  • Тема 12. Корпоративный «решатель» - новая компетенция в организациях.
    Эволюция подходов к решению изобретательских задач. Общая схема работы с проблемами и идеями. Работа с проблемами (аналитический этап): инструменты, пас-порт проблемы и мини-задачи. Генерация идей: инструменты, выбор оптимальных решений, детальная проработка решений. Введение в ТРИЗ, основные инструменты.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.3 * Самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Э. Рис; Пер. с англ. А. Стативки. - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 253 с.: 70x100 1/16 (Переплёт,с/о) ISBN 978-5-9614-5401-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/768886
  • Стартап-гайд: Как начать… и не закрыть свой интернет-бизнес: Учебное пособие / Зобнина М.Р. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 166 с.: ISBN 978-5-9614-4824-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924028
  • Стартап: Настольная книга основателя / Бланк С.М., Дорф Б., - 3-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 616 с.: ISBN 978-5-9614-5027-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Купер Б., Власковиц П. — Стартап вокруг клиента. Как построить бизнес правильно с самого начала - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2011 - ISBN: 978-5-91657-274-2 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/62227
  • - Микаловиц М. — Стартап без бюджета - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2012 - ISBN: 978-5-91657-316-9 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/62088
  • Жизнь как стартап: Строй карьеру по законам Кремниевой долины / Хоффман Р., Касноча Б. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 237 с.: ISBN 978-5-9614-2227-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/912733
  • Стартап по Кавасаки: Проверенные методы начала любого дела: Справочное пособие / Кавасаки Г. - М.:Альпина Паблишер, 2016. - 331 с.: ISBN 978-5-9614-5891-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1003023
  • Четыре шага к озарению: Стратегии создания успешных стартапов / Бланк С. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 368 с.: ISBN 978-5-9614-4645-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926475