• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Theory of inventive problem solving (TRIZ)

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
School of Innovation and Entrepreneurship (Educational Departments)
Course type:
Bridging course
When:
1 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина ТРИЗ направлена на развитие у студентов навыков по применению инструментов нестандартного и системного мышления для решения бизнес-задач. В результате освоения дисциплины студент должен знать основные инструменты алгоритма ТРИЗ (постановка проблемы, идеальность, противоречие и другие), уметь применять их в ходе работы по решению реальных бизнес-задач (например, задач по улучшению операционных показателей, задач создания и вывода продукта на рынок, иных организационно-управленческих задач), а также овладеть навыками работы в команде и публичного обсуждения проекта. Программа соответствует требованиям к аттестации на 1 уровень специалиста по ТРИЗ. По итогам обучения возможно прохождение аттестации у Полномочного представителя Экспертно-методического Совета МАТРИЗ.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины является освоение студентами основных инструментов и алгоритмов решения задач ТРИЗ (постановка проблемы, идеальность, противоречие и другие) и умение применять их в ходе работы по решению реальных бизнес-задач (например, задач по улучшению операционных показателей, задач создания и вывода продукта на рынок, иных организационно-управленческих задач).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: историю ТРИЗ, основные понятия ТРИЗ, цели применения ТРИЗ
  • Знать: определение ПСА, правила ПСА, механизм разрыва причинно-следственных цепочек с помощью оператора отрицания Уметь: строить причинно-следственную цепочку проблемы и применять оператора отрицания для её разрыва
  • Знать: основные алгоритмы решения проблем, их сходства и различия
  • Знать: основные методы устранения психологической инерции Уметь: применять указанные методы для формирования принципиально нового подхода к задаче
  • Знать: понятие и сущность противоречия, виды противоречий, их сходства и отличия Уметь: формулировать противоречия, переходить от ситуативного противоречия к противоречию требований
  • Знать: содержание системного оператора, этапы функционального анализа, основные законы развития технических систем Уметь: применять «системный оператор» к проблемной ситуации, проводить функциональный анализ (строить функциональную модель) объекта или процесса, формулировать наиболее вероятные направления развития системы в будущем.
  • Знать: способы разрешения различных типов противоречий Уметь: применять способы разрешения противоречия в зависимости от типа сформулированного противоречия.
  • Знать: сущность функционально-ориентированного поиска, понятие обобщенной функции, способы поиска «лидирующих» отраслей, сущность и цели применения диверсионного анализа, понятие вредного эффекта, способы создания вредного эффекта, типы инверсии Уметь: формулировать обобщенную функцию, переносить технологию на решаемую задачу, ставит вторичные задачи, создавать вредные эффекты в задаче.
  • Знать: что такое идеальность и ИКР, в чем сходства и различия, способы поиска и применения ресурсов, правила свертывания Уметь: формулировать идеальность в задаче, находить ресурсы, создавать список возможных ИКР, проводить свертывание для системы или процесса
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Знакомство и введение в ТРИЗ
  • Причинно-следственный анализ (ПСА)
  • Инструменты для анализа ситуаций и объектов
  • Идеальность и идеальный конечный результат.
  • Постановка противоречий
  • Решение противоречий
  • Методы активизации творческого мышления и устранения психологической инерции
  • Инструменты для развития, дополнения и воплощения найденных концепций
  • Комплексный алгоритм решения сложных задач
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях
  • неблокирующий Защита итогового командного проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 1 модуль
    0.6 * Работа на занятиях + 0.4 * Защита итогового командного проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Г.Альтшуллер - Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач - Альпина Паблишер - 2017 - ISBN: 9785961421897 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/315
  • Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач / Альтшуллер Г.С., - 9-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 402 с.: ISBN 978-5-9614-5558-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915077
  • С.Фаер - Траблшутинг: Как решать нерешаемые задачи, посмотрев на проблему с другой стороны - Альпина Паблишер - 2018 - ISBN: 9785961452884 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/16827

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Думай медленно ... решай быстро, Канеман, Д., 2016