• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Contemporary Problems of Philosophy

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
7
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-3 module

Instructors

Программа дисциплины

Аннотация

Курс состоит из трех разделов, каждый из которых вводит слушателей в актуальные исследования, ведущиеся в разных философских дисциплинах. Раздел 1. Феноменология, аналитическая философия, постструктурализм и их центральные проблемы знакомит студентов с ключевыми проблемами, решаемыми представителями названных направлений современной философии: проблемой смысла в феноменологии; проблемой языка в аналитической философии; проблемой символических структур в постструктурализме. Разбор этих проблем составляет основные задачи курса. Раздел 2. Реконструкции феноменологии в религиоведении раскрывает содержание религиоведческих исследований с точки зрения феноменологии Э. Гуссерля. Его задачи: ознакомить студентов с религиоведческой феноменологией (ее отличиями от других религиоведческих дисциплин и от богословской феноменологии, с ее методологиями и концепциями); провести линию демаркации с точки зрения ценностно-познавательных взаимодействий; продемонстрировать возможность применения концептуального аппарата феноменологии Э. Гуссерля к исследованиям религии; способствовать совершенствованию умения работы с текстом и языковых навыков. Раздел 3. Современные компаративные исследования вводит в круг проблем, решаемым в области сравнительной философии. Целью этого раздела курса является фундаментальная подготовка в области современных кросс-культурных исследований религии, которые входят в число магистральных направлений современной мировой философии. Задачи курса:представить главные вехи истории компаративистики и базовые концептуальные составляющие теории кросс-культурных исследований, без которых невозможно понимание положения дел в современных исследованиях; осветить деятельность ключевых мыслителей, оказавших влияние на парадигму кросс-культурных исследований религии; дать информацию о целях, задачах и содержании различных тенденций современных компаративных исследований религии в контексте развития мировой философии; осветить стратегию идущих поисков будущей формы философствования (проектах межкультурной философии, мировых философий и трансверсальной философии).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Магистральная цель курса: ввести магистров в круг актуальных проблем наиболее влиятельных течений мысли и философских дисциплин: феноменологии, аналитической философии и постструктурализма, философии религии и компаративной философии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Представление о познавательно-ценностной демаркации, религиовед. проблемах и демаркации относительно богословия, ключевых понятиях классической феноменологии
  • Основные понятия этой концепции, определение её познавательного статуса
  • Основные понятия этой концепции, определение её познавательного статуса.
  • Соотношение феноменологии религии и классической феномен. Причины упадка феном. р. в религиоведении
  • Студент определяет ключевые проблемы аналитической философии, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения.
  • Студент определяет ключевые проблемы текста, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения
  • Студент определяет ключевые проблемы текста, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения.
  • Студент определяет ключевые проблемы феноменологической философии, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения
  • Студент определяет ключевые проблемы аналитической философии, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения
  • Студент определяет ключевые проблемы философии постструктурализма, критически анализирует и оценивает предлагаемые решения
  • Студенты владеют методологией кросс-культурного религиоведческого исследования
  • Обучаемые имеют представления о причинах актуализации кросс-культурной философии во 2-й пол. ХХ века
  • Обучаемые знают историю формирования мировой компаративистики
  • Студенты получают представление о поисках философии будущего в мировой философии
  • Обучаемые знают историю формирования российской компаративистики и мыслителей, сыгравших в ней ключевые роли
  • Студенты имеют представление о характере индийской культуры и направлениях исследований ее философской традиции
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Религиоведческая феноменология как познание и дисциплина
  • Тема 2. Феноменология в концепции Р. Отто
  • Раздел 3. Тема 2. Методологические основания кросс-культурных исследований
    Основания науки как предпосылки научного знания. Кантовское различение наук о природе и наук о человеке; неокантианское разделение «наук о природе» и «наук о духе». Понятие научного факта. Цели и ценности науки: их природа, социокультурный статус и типы. Идеалы и нормы науки, согласно концепции науки В.С. Степина. Идеалы теоретического знания по Т. Куну. Явные и неявные ценностные предпосылки в социально-гуманитарных науках. Отличие объекта СГН от объектов естествознания, согласно М.М. Бахтину. Диалогическое движении мысли от своей культуры к чужой, и обратно. Двуединство цели компаративного исследования: 1) понимание логики развития текста, 2) отстранение от ожиданий своей культуры для постепенно углубляющегося, но никогда не исчерпывающегося понимания чужого текста. Особые принципы СГН: неоисторизм целостность субъекта, ответственное участие. Методы СГН, обусловленные особенностями их объекта (методы достижения понимания): отнесение к ценностям, идеографический метод, нарративные описания, критика, реконструкция и интерпретация. Три главные вида интерпретации: грамматическая (Фридрих Шлейермахер), психологическая (Аарон Бек) и историческая (Йоган Густав Дройзен). Каноны интерпретации в СГН Эмилио Бетти и Эрика Дональда Хирша. Концепция интерпретации Джона Ролза. Р. Рорти о проблемах интерпретации. Роль научной картины мира и философских оснований в социально-гуманитарном познании.
  • Тема 5. Критика религиоведческой феноменологии Цви Вербловским
  • Раздел 3. Тема 6. Индийская культура как объект современных кросс-культурных исследований
    Истоки индийской культуры во II–I тыс. до н. э. Ведийская религия, ведийская литература. Трансформация ведийской религии в брахманизм, отличия двух форм религиозности. Формирование индуизма. Содержание индуизма: течения и секты, вероучения, пантеон, культовая практика, литература. Философские системы, связанные с индуизмом: шесть ортодоксальных систем, неоиндуизм. Главные философские произведения ортодоксальных систем. Буддизм как мировая религия и философия. Основные вехи истории; течения и школы буддизма. Отличие буддизма от теистических форм религиозности. Четыре благородные истины и восьмеричный путь. Буддийская литература. Джайнизм как локальная религия Индии и как философское учение. Вехи истории, течения и секты джайнизма. Джайнский канон. Специфика джайнского вероучения.
  • Раздел 3. Тема 5. Российская философская компаративистика
    Зарождение философской компаративистики в России: П.Я. Чаадаев, В.С. Соловьев, Н.Я. Данилевский, Н.А. Бердяев, «евразийцы», Ф.И. Щербатской, О.О. Розенберг. Космософия Н. и Е. Рерихов. Синкретизм культур в их «Живой Этике». Санкт-Петербургская и Московская школы компаративной философии во 2-й пол. ХХ в. и начале ХХI в.
  • Раздел 3. Тема 4. Современные проблемы кросс-культурных исследований
    Институализация и концептуализация западной компаративистики после второй мировой войны. Создание центров компаративистских исследований. Использование идей П. Массон-Урселя (1882–1956): его определения предмета, теории и метода компаративистской философии, роли типов менталитетов при сравнении различных культур, необходимости учета универсального и специфического как важнейшее требование метода компаративистской философии; выделение главных направлений компаративистских исследований: компаративистской хронологии философий Индии, Китая и Греции; компаративистской логики; компаративистской метафизики; компаративистской психологии и компаративистской педагогики. Критика западных академических подходов к исследованию восточных культур в книге Э. Саида «Ориентализм: Западные концепции Востока». Отказ от методологического концепта «ориентализм», замена его терминами «восточные исследования» (Oriental studies) и «страноведение» (area studies). Имагинативный ориентализм как стиль мышления, основанный на различении «Востока» и «Запада». Взаимовлияния академического и имагинативного вариантов ориентализма. Воспроизведение в ХХ в. ориенталистских стереотипов «электронным миром постмодерна» и необходимость выявления современных альтернатив ориентализму – возможности изучения других культур и народов с не-репрессивной и не-манипулятивной позиции как одна из важных задач компаративистики. Историко-сравнительный метод В. Хальбфасса. Критика им неадекватного понимания Индии западными компаративистами и неоиндуистами (Р.М.Роем) в книге «Индия и Европа». Требования нового метода философской компаративистики, стоящего «над ориентализмом». Истолкование Хальбфассом гадамеровских терминов «герменевтический диалог», «понимание», «горизонт». Энциклопедия индийской философии К. Поттера как иллюстрация нового образа научной истины. Концепция компаративной философии А.С. Колесникова. Влияние компаративной философии на формирование новой цели для всего философского сообщества – создание трансверсальной философии.
  • Тема 3. Феноменология в концепции Г. ван дер Леува
  • Тема 4. Толкование Д. Аллена как пример совершенствования религиоведческой феноменологии
  • Тема 6. Попытка феноменологии: Псалом 96 (97)
  • Тема 7. Предсказание Елисея (4Ц. (2Ц.) 13:14-20)
  • Тема 8. Попытка феноменологии: Псалом13 (14)
  • Тема 9. Беракот 7а, 9б
  • Тема 10. Попытка феноменологии: Нагорная проповедь (Мф.5-7)
  • Проблема смысла: феноменология
    Феноменологическая философия. Эдмунд Гуссерль (1859-1938), Мартин Хайдеггер (1889-1976), Морис Мерло-Понти (1908-1961) и их основные работы. Основные идеи немецкой и французской феноменологии. Метод феноменологической философии (приостановка суждений, возведение феномена к его смысловому истоку). Основные проблемы: сознание, время, телесность, Другой. Центральная проблема – проблема смысла. Смысл в процессе становления как «глубина». Границы и перспективы феноменологической философии.
  • Проблема языка: аналитическая философия
    Аналитическая философия. Готтлоб Фреге (1848-1925), Бертран Рассел (1872-1970), Джордж Эдвард Мур (1873-1958), Людвиг Виттгенштейн (1889-1951) и их труды. Основные проблемы англо-американской аналитической философии: референция, возможность «приватного языка», языковые игры. Метод аналитической философии (смена аспекта, концептуальный анализ языка). Центральная проблема – проблема языка. «Поверхность» языка. Границы и перспективы аналитической философии.
  • Проблема символических структур: структурализм
    Философия постструктурализма. Жак Лакан (1901-1981), Жиль Делёз (1925-1995), Мишель Фуко (1926-1984), Жак Деррида (1930-2004) и их ключевые сочинения. Основные проблемы французского постструктурализма: различение, дискурс, символический порядок. Методы философии пост¬структурализма (анализ дискурсивных практик, «археология» знания, деконструкция, снятие бинарных оппозиций). Центральная проблема – проблема символических структур. «Подпочва» символического. Границы философии постструктурализма.
  • Раздел 3. Тема 1. Обоснование целей и задач кросс-культурных исследований в ХХI в.
    Определение философской компаративистики, ее истоки. Объект, предмет и методы компаративистики. Актуальность сравнительных исследований. Трансформации проблемной области и методов мировой компаративистики во второй половине ХХ в. Причины трансформаций. Влияние развития СГД на компаративистику. Методы, получившие широкое распространение в СГД: метод типологии культур, парадигмальный, аналитический и синтетические методы, герменевтический, семиотический, методы общей теории систем, представление культурных феноменов как куматоидов. Проблема перевода философских текстов. Мировоззренческая функция языка. Этноцентрический контекстуализм Ю.Хабермаса. Роль его концепций «коммуникативного действия», «жизненного мира» и этики дискурса для методологии компаративистики. Новые принципы и задачи социально-гуманитарного исследования: культуроцентризм, неоисторизм, создание «социальной метафизики», выявление антропологических и историко-культурных предпосылок философских концепций, оснований рациональности.
  • Раздел 3.Тема 3. Основные вехи истории и направления кросс-культурных исследований
    Основные вехи взаимодействия культур и истории наук о Востоке. Практическое и теоретическое взаимодействие культур. Проблема «Восток – Запад». Роль У. Джонса и А.Г. Анкетиля-Дюперрона в ориенталистике. Оформление научной ориенталистики в начале XIX в. Г.В.Ф. Гегель как родоначальник компаративной философии. Компаративные исследования Ж.-М. Дежерандо. Три главные направления ориентальной философской компаративистики. Методологические новации Фридриха Шлегеля. Идеи основоположника европейского ориентализма Артура Шопенгауэра. Роль методологических изысканий Р. Гарбе, Ф. Макса Мюллера, П. Дойссена. Индийская культура как объект компаративных исследований. Разнообразие философских систем и школ. Разнообразие религий. Традиционные представления о человеке в индуизме, джайнизме и буддизме. Буддологические исследования: региональные школы и исследуемые проблемы.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
    По Разделу 3 оценка сообщения на семинаре учитывает: 1. Наличие характеристики контекста темы сообщения (указание на решаемую проблему, исторический период, интересные факты биографии автора текста и т.п.) – 1 балл; 2. Подготовленность сообщения (осознанность) – 3 балла; 3. Ясность и последовательность изложения – 3 балла; 4. Наличие ответа на поставленный вопрос в плане семинара – 3 балла.
  • неблокирующий письменная работа
    По желанию студент может отказаться от выставления оценки без написания данной работы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    По итогам раздела 1 и раздела 2 курса проводится экзамен. Оценка за первую промежуточную аттестацию вычисляется по формуле: Опромежуточная1 = 0.4*Оразд1 + 0.4*Оразд2 + 0.2*Оэкзамен1
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Опромежуточная2 = 0,3·Одокл + 0,1·Одискус +0,1·Оконтр + 0,1·Опосещ + 0,4·Оэкз2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Guggenheimer, H. W. (2000). Tractate Berakhot : Edition, Translation, and Commentary. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=627818
  • Leeuw, G. van der. (1986). Religion in Essence and Manifestation. Princeton, New Jersey: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=791288
  • Werblowsky, R. J. Z. (2016). Beyond Tradition and Modernity : Changing Religions in a Changing World. London, UK: Bloomsbury Academic. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1341966
  • Альбедиль М. Ф. - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. ИНДУИЗМ. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 132с. - ISBN: 978-5-534-07305-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/religiovedenie-induizm-442148
  • Введение в востоковедение : общий курс : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2017. - 584 с. - ISBN 978-5-9925-0598-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1049007 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1049007
  • Канаева Н.А. Индийская философия древности и средневековья [Текст] / Н.А. Канаева; Рос. акад. наук, Ин-т философии. – Москва : ИФРАН, 2008. – 256 с. – ISBN 978-5-9540-0097-9. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/345573
  • Проблемы новейшей историографии философии зарубежного Востока. – М., 1998. – 106 с. ISBN 5-201-01985-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/345358

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Альбедиль М. Ф. - РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ. БУДДИЗМ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 169с. - ISBN: 978-5-534-07304-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/religiovedenie-buddizm-442147
  • ГУБМАН БОРИС ЛЬВОВИЧ. (2016). Диалог культур в перспективе постклассической философии. Культура Культуры, (1 (9)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16358914
  • Степин В.С. (n.d.). Типы научной рациональности и синергетическая парадигма. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2ftipy-nauchnoy-ratsionalnosti-i-sinergeticheskaya-paradigma