• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

New Business Acumen

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

В современном мире, характеризующимся такими параметрами как нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность (VUCA), с одной стороны, и стремительным развитием информационных технологий с другой, все большее значение приобретают «гибкие навыки» (soft skills). Обладание этими навыками способствует развитию способности разрабатывать управленческие инновации, необходимые для повышения конкурентоспособности современных компаний. Целями освоения дисциплины «Новое бизнес-мышление» являются овладение гибкими навыками, позволяющими находить системные решения менеджериальных проблем и достижения стратегических целей, а также формирование культуры экспериментирования, создания инновационных решений и командной работы. Тематически дисциплина разделена на три основных блока: критическое мышление, дизайн-мышление и эмоциональный интеллект.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение гибкими навыками, позволяющими находить системные решения менеджериальных проблем.
  • Формирование культуры экспериментирования, создания инновационных решений и командной работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет использовать инструменты стратегического рассмотрения проблемы.
  • Называет правила формулировки проблемы.
  • Объясняет значение ловушек мышления.
  • Умеет проводить SWOT и GAP анализ.
  • Умеет строить "дерево текущих решений".
  • Формулирует ключевые этапы становления методологии дизайн-мышления.
  • Воспроизводит этапы процесса дизайн мышления и их содержание.
  • Формулирует определение эмоционального интеллекта и называет его параметры.
  • Объясняет смысл ключевых теорий, парадоксов и эффектов в сфере эмоционального интеллекта.
  • Описывает особенности формирования организационной культуры.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Критическое мышление
    Критическое мышление. Этапы и инструменты стратегического рассмотрения проблемы. Система 1 и Система 2. 6 правил формулировки проблемы. Ловушки мышления. «Забегать вперед». «Идти в глубь». Алгоритм GAP-анализа. SWОT анализ. Алгоритм SWОT анализа. Правила генерации идей. Типичные ошибки SWОT анализа. Правило 3х3 - Информация основа точных решений. Дерево текущей реальности (ДТР). Построение ДТР. Категории обоснованных оговорок. Карта рисков. Построение негативной ветви.
  • Дизайн-мышление
    Погружение в дизайн-мышление. Введение в дизайн-мышление: история возникновения методологии. Эмпатия: подготовка к интервью, экстремальные пользователи. Интервью с клиентами. Анализ и синтез: анализ полученной информации, выявление инсайтов и потребностей клиентов. Генерация идей: мозговой штурм, выбор идей. Прототипирование: визуализация и материализация идеи, подготовка к тестированию. Тестирование прототипов: активное наблюдение, обратная связь клиентов. Сторителлинг: подготовка истории, презентация.
  • Эмоциональный интеллект
    Интеллект. Множественный интеллект. Эмоциональный интеллект по Гоулману. Мифы об эмоциональном интеллекте. Самосознание и самоконтроль. Саморегуляция и обязательность. Внутренняя мотивация и эмпатия. Пять уровней лидерства по Коллинзу. Социальные навыки. Российская специфика по Хофстеду. Треугольник Льюиса. Гипотеза Сефира-Уорфа. Системные вызовы и возможности. Луч, парабола или спираль. Модель Грейнера, теория Адизеса, уровни Грейвза. Реквизитная организация. Лидер и племя (по Логану, Кингу, Фишер-Райт). Трехслойный мозг. Система 1 и Система 2. Иллюзия Мюллера-Лайера. Проблемы стыковки Системы 1 и Системы 2. Эффект Даннинга-Крюгера. Парадокс Алле. Теория перспектив. Виды социального влияния. Теория потока Чиксентмихайи. Поглощение потоком. Метания по границам потоков. Аутотелик. Лестница Талеба. Триада Талеба. Хронология авиакатастрофы. Эффект Линди. Идеология «win-win» как основа организационной культуры компании. Оппонент, он же партнер. Чьи интересы важнее? Правила переговоров. 13 правил Стивена Кови. Три уровня организационной культуры. «Просто работа». «Мы - команда». Меритократия. Каких сотрудников нанимать? Формирование правильной организационной культуры.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Разработка проекта с применением методологии дизайн-мышления.
  • неблокирующий Аудиторная работа.
    При выставлении оценки за работу студентов на семинарах учитываются: выполнение всех практических заданий и кейсов, предусмотренных программой дисциплины, правильность и полнота их выполнения, активность студентов в ролевых играх, дискуссиях во время семинарских занятий.
  • блокирующий Экзамен в письменной форме.
    Экзамен онлайн
  • блокирующий Защита проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * Аудиторная работа. + 0.3 * Разработка проекта с применением методологии дизайн-мышления.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Браун Т. - Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 256с. - ISBN: 978-5-91657-811-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62246
  • Цель: процесс непрерывного улучшения, Голдратт, Э. М., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cottrell, S. (2011). Critical Thinking Skills : Developing Effective Analysis and Argument. [N.p.]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1525114
  • Детмер У.. Теория ограничений Голдратта: Системный подход к непрерывному совершенствованию [Электронный ресурс] / Детмер У.; БД AlpinaDigital. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 444 с. – ISBN 9785961449730. – Режим доступа: http://lib.alpinadigital.ru/ru/library/book/429
  • Критическое мышление: анализируй, сомневайся, формируй свое мнение [Электронный ресурс] /Чатфилд Т.; Пер. с англ. Н. Колпаковой.; БД AlpinaDigital. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 328 с. – ISBN 9785961420814 – Режим доступа: http://lib.alpinadigital.ru/ru/library/book/18472.
  • Поток: Психология оптимального переживания / Чиксентмихайи М., - 2-е изд. - М.:Альпина нон-фикшн, 2016. - 324 с.: ISBN 978-5-9614-5367-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916081