• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

The Laboratory of the Historian: Professional Convention and Practices

2020/2021
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
11
ECTS credits
Delivered at:
School of History
Course type:
Compulsory course
When:
1 year, 1-4 module

Instructors


Vishlenkova, Elena A.


Dmitriev, Alexander N.


Leikin, Julia

Программа дисциплины

Аннотация

Данный семинар актуализирует и адаптирует к исследовательской практике комплекс теоретических знаний, полученных студентами в бакалавриате и магистратуре. На первом году обучения участники семинара узнают, как устроена историческая профессия: как в ней создаются и работают репутации, как происходит оценивание коллег, как можно пройти процедуру издания результатов исследования, как правильно найти журнал или издательство, фонд и коллег для сотрудничества. Студенты пишут и публикуют рецензии на книги, статьи, создают аннотации, делают заявки и готовят доклады и визуальные презентации на международные конференции. В семинар встроен мини-курс по аналитике исследовательских полей, позволяющий продемонстрировать искусство науковедческого анализа историографии. НИС ведет команда исследователей-практиков, каждый из которых публикует статьи в журналах мирового топ-уровня (Е.А. Вишленкова, П.Ю. Уваров, А.Н. Дмитриев)
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные нормы, договоренности, правила исторической профессии, конвенции научного оценивания
  • Овладеть современными технологиями исторического исследования (определение значимости научной проблемы, выработка алгоритма поиска для нее исторических источников, овладение широким спектром методов их анализа)
  • Отработать формы презентации результатов исследовательской работы
  • Познакомиться с научными открытиями ведущих специалистов Школы исторических наук ФГН НИУ ВШЭ
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, в том числе в междисциплинарных областях
  • Владеть способностью генерировать оригинальные теоретические конструкции, гипотезы и исследовательские вопросы
  • Иметь представление о генеалогии социогуманитарной аналитики и перспективах ее использования в историческом исследовании
  • Уметь оформлять и представлять научному сообществу результаты исследования
  • Уметь распределять этапы исследовательской работы во времени, планировать и добиваться своевременности представления результатов
  • Уметь осуществлять поиск и отбор аналитических ресурсов
  • Уметь выбирать ключевые понятия и модели
  • Уметь встраивать аналитику в академические тексты разных жанров (заявка, статья, магистерская диссертация)
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в замысел исследовательского семинара
    Знакомство студентов с преподавателями, ведущими семинар. Формы участия студентов в научных мероприятиях ИГИТИ, ФГН и ШИН в первом модуле. Индивидуальные задания в связи анализом текущих научных мероприятий. Составление плана научных мероприятий для посещения и анализа. Этические принципы исследовательской работы историка: конвенции, их история и логика. Институциональное устройство исследовательской этики (этические комитеты, исследовательские документы, сайты рецензий, открытая и закрытая экспертиза). Неформальность этических конвенций и механизмов их поддержания в российском научном сообществе. Обсуждение случаев нарушения исследовательской этики – их влияние на состояние научного сообщества
  • Выбор научного руководителя. Исследовательские возможности ШИН, ФГН, ИГИТИ, ВШЭ в целом
    Введение в замысел учебного курса, логика заданий по НИС, работа с программой НИС, расписание, формы учебной активности (участие в конференциях, семинарах, походы в библиотеки, музеи, архивы). Рассказы магистров о прежнем опыте исследовательской работы. Обсуждение исследовательских подходов и полей преподавателей Школы исторических наук, сотрудников Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. Полетаева, школ и отделений Факультета гуманитарных наук. Походы в библиотеки и музеи. Книжные коллекции Москвы. Собрания исторической периодики. Рукописные отделы музеев
  • Мир академии: правила защит, иерархия ученых степеней, соотношение с преподавательскими и научными должностями
    Зачем университету ученые звания? Исторические формы самоорганизации академиков. Российская система ученых степеней. Вступление России в Болонский процесс. Трехуровневая система обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Диссертация как научный жанр. Публичная защита диссертации. Тезисы, выносимые на защиту. Отзывы оппонентов. Для чего нужны разделы «научная значимость», «научная актуальность», «научная новизна» в историческом исследовании. Какие открытия делает историк? История появления этих диссертационных разделов
  • Выступление на конференции, круглом столе, научном семинаре: формы репрезентации результатов исследования, time management
    Устное выступление. Анализ семинара с авторским докладом. Обзор заседаний круглых столов на "Полетаевских чтениях". Обсуждение эффективности круглого стола по публичной истории. Национальные академические традиции устных презентаций. Организация выступления (регламент, структура, основные положения, гипотезы, выводы). Квалификационная работа. История жанра. Требования к форме и содержанию курсовой работы. Магистерская, кандидатская, докторская диссертации. Автореферат и рецензия. История жанра. Процедуры рецензирования (peer or blind review) статьи в научные журналы. Подготовка рецензий на работы коллег. Рецензирование и изменение статьи. Статья как форма представления результатов исследования. Различия логической организации и стилистики научных статей (в российских и англоязычных журналах, в журналах различных школ и направлений). «Трудности научного перевода» – работа со статьями-«кейсами». Анализ наиболее методологически и тематически близких статей
  • Источники для исследования: конвенциональная ценность исторического свидетельства
    Логика поиска исторических свидетельств. Власть архива. Правила цитирования. Археографические нормы. Изменения в ценности исторических документов. Экскурсия в ГА РФ и РГАСПИ
  • Методы анализа источников, собранных для темы магистерской диссертации
    Методы устной истории. Количественные методы анализа в социологии и в истории. Интерпретации текстов (работа с формой текста, герменевтика, контент-анализ, рецептивная эстетика). Качественные методы исследования (интервью, автоэтнография, исследование кейсов, «обоснованная теория») – представление и апробирование методов, поиск и обоснование областей, сюжетов, в исследовании которых они могут применяться. Digital Humanities и работа с историческими источниками (анализ проектов)
  • Критерии оценивания научных результатов. Практики и формы рецензирования
    Оценка как профессиональная конвенция. Трудозатраты. Верификация. Литературное искусство. Логическая непротиворечивость. От «мнения» и «отзыва» к жанру рецензии. Слепое рецензирование равных. Рецензии на книги. Рекламные рецензии. О непозволительном в рецензировании. О реакции на рецензию
  • Принципы составления историографического обзора
    Искусство поиска. Доступ к ресурсам: где найти литературу. Покупка книг через Интернет-магазины. Академические базы данных (JSTOR и другие), поисковые системы Google Scholar и Google Books. Круги и сети цитирования. Зачем нужны библиографические ГОСТы и какими они бывают? Составление библиографии. Аннотированная библиография. Проблема ключевых слов. Изучение историографических обзоров в работах историков. Описание дискуссий по своей теме и выбор оппонентов. Состояние исследовательского поля. История исторической науки в историографическом обзоре. Обоснование авторских новаций на основе анализа исследований данной темы
  • Наука об истории как объект исследовательского анализа
    Линейные и телеологические версии науки. Создание коллективного прошлого. Исторические нарративы. Формы упаковки исторических знаний
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарах
  • неблокирующий 1-я творческая (письменная) работа
  • неблокирующий 2-я - 4-я творческие (письменные) работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.7 * 1-я творческая (письменная) работа + 0.3 * активность на семинарах
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * 2-я - 4-я творческие (письменные) работы + 0.3 * активность на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Wayne C. Booth et al. The Craft of Research (4th ed.). Chicago: The University of Chicago Press, 2016.
  • Лаппо-Данилевский А. С. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 239с. - ISBN: 978-5-534-07070-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-1-teoriya-istoricheskogo-znaniya-420751
  • Лаппо-Данилевский А.С. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 315с. - ISBN: 978-5-534-07072-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-2-metody-istoricheskogo-izucheniya-420752

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Латур, Б. (2013). Пересобирая Социальное. Введение В Акторно-Сетевую Теорию. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FF4A356