• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Social Psychology

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Bridging course
When:
1 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Адаптационная дисциплина «Социальная психология», читаемая для студентов первого курса магистерской программы "Прикладная социальная психология", предполагает ознакомление студентов без базового психологического образования с основными понятиями, феноменами, теориями и экспериментами социальной психологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Социальная психология» являются: • формирование представлений об основных предметных областях социальной психологии, специфике и особенностях социально-психологического знания; • усвоение знаний о механизмах мышления и поведения людей в социальных группах; различных формах взаимодействия индивидов друг с другом и обществом; • формирование навыков социально-психологического анализа различных ситуаций, явлений, эффектов и феноменов; • формирование навыков организации межличностного и группового взаимодействия
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • 1. понимает и определяет положение социальной психологии в системе научного знания. 2. имеет представление о предмете и основных методах социальной психологии, в том числе понимает их особенности и ограничения
  • 1.понимает и определяет основные механизмы и факторы формирования аттитюдов и представлений о мире. 2. понимает и определяет механизмы и факторы влияния аттитюдов на поведение человека.3. понимает и определяет основные особенности я-концепции: структуру, особенности и механизмы формирования и влияния на другие процессы. 4. понимает и определяет особенности социализации, роли институтов семьи и медиа.
  • 1. понимает и определяет структуру и основные факторы коммуникативного процесса. 2. понимает и определяет основные элементы, процессы и факторы убеждающей коммуникации. 3. понимает и определяет основные виды невербальной коммуникации.
  • 1. понимает и определяет основные механизмы и факторы формирования представления о других людях и событиях. 2. понимает и определяет основные механизмы и факторы формирования атрибутивных суждений. 3. понимает и определяет основные элементы конфликтного взаимодействия, типы конфликта, стадии и факторы, влияющие на его протекание. 4. понимает и определяет основные социальные дилеммы и их особенности
  • 1. понимает и определяет малую группу, ее структуру, цели и задачи, особенности формирование и влияние на другие психологические процессы.2.понимает и определяет основные механизмы и типы лидерства 3. понимает и определяет основные особенности принятия решения в группе. 4. понимает и определяет групповые эффекты.
  • 1. понимает и определяет основные причины и последствия межгрупповых конфликтов. 2. знает базовые модели улучшения межгруппового взаимодействия
  • 1. понимает и определяет основные типы стихийных групп и факторы, влияющие на данное поведения 2. понимает и определяет стадийность и особенности развития стихийных групп и коллективных действий
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Введение в мир социальной психологии. Место социальной психологии в системе научного знания. Некоторые аспекты истории развития социальной психологии. Методы социальной психологии.
    Специфика границ социальной психологии с «родительскими» дисциплинами. Предмет социальной психологии. Противопоставление социологического и психологического способов познания мира и человека. Проблема теоретической самостоятельности социальной психологии (теории, предмет, категории, принципы, закономерности, методы). Функции социальной психологии в обществе. Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Первые попытки создания социально-психологических теорий: «Психология народов» М. Лацаруса и Г. Штейнталя и специфический подход В. Вундта; «Психология масс» (Г. Тард, С. Сигеле и Г. Лебон); «Теория инстинктов социального поведения» В. МакДугалла. Ограниченность этих теорий: спекулятивный характер, отсутствие экспериментальной практики. Начало экспериментального развития социальной психологии в США в первые годы XX в. «Американизм» подхода: переоценка малой группы как основного объекта исследования и лабораторного эксперимента как основного метода. Особенности обретения социальной психологией своей идентичности во второй половине двадцатого столетия. Результаты теоретического самоанализа современной западной социальной психологии (60-90 г.). Методы социальной психологии: от наблюдения до эксперимента.
  • Тема 2. Социальная психология личности: Социальные установки. Я-концепция. Социализация.
    Понятие социальной установки. Традиция исследования социальных установок - аттитюдов - в западной социальной психологии. Определение социальной установки и ее структура: когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Соотношение социальных установок и реального поведения. Эксперимент Лапьера (феномен расхождения установки и реального поведения). Современные интерпретации этого феномена.Влияние поведения на аттитюды: самопрезентация и ролевое поведение, самоубеждение. Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Проблема изменения социальных установок. Я-концепция, как система установок на себя. Понятие социализации: широкий и узкий смысл термина. Основные теоретические подходы к анализу социализации. Две стороны процесса социализации - усвоение индивидом социального опыта и активное воспроизведение его. Механизмы социализации.
  • Тема 3. Общение как коммуникация. Структура и средства человеческой коммуникации. Убеждающая коммуникация. Невербальная коммуникация.
    Составляющие убеждающей коммуникации по Г. Лассуэлу. Специфика обмена информацией между людьми: активная позиция партнеров по коммуникации, проблема смысла, способы воздействия в этом процессе. Средства коммуникации. Использование различных знаковых систем. Речь как важнейшее средство вербальной коммуникации. «Движение» информации и смена коммуникативных ролей («коммуникатора» и «реципиента») в диалоге. Проблема кода и декодификации информации партнерами как общая методологическая проблема невербальной коммуникации. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Понятие коммуникативной компетентности и возможности ее развития. Основные средства невербальной коммуникации и ее функции.
  • Тема 4. Социальное взаимодействие и взаимоотношения. Конфликт. Социальное познание. Социальная атрибуция.
    Проблема взаимодействия (интеракции) в социальной психологии, соотношение интеракции и коммуникации. «Обмен действиями» как важнейшее условие совместной деятельности.Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Психологическое содержание кооперации. Формы и уровни конкурентного взаимодействия; продуктивная конкуренция. Проблема конфликта в социальной психологии. Продуктивные и деструктивные конфликты. Структура конфликта. Виды конфликтов. Двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтной ситуации К. Томаса и Р. Киллмена (модификация Емельянова). Понятие «социальной перцепции» (Дж. Брунер). Общая схема социально-перцептивных процессов и место в ней межличностного восприятия. Механизмы межличностного восприятия.Структура атрибутивного процесса; виды атрибуции (Г. Келли). Каузальная атрибуция. Основные принципы каузальной атрибуции. Ошибки атрибуции.
  • Тема 5. Проблема исследования группы в социальной психологии. Феномены малой группы. Групповая динамика.
    Понятие «малой группы». Полемика вокруг количественных характеристик малой группы: «нижний» и «верхний» пределы. Зависимость решения вопроса о границах малой группы от интерпретации ее природы. Классификация малых групп: первичные и вторичные группы (Ч. Кули); формальные и неформальные группы (Э. Мэйо); группы членства и референтные группы (Г. Хаймен). Структуры малой группы: межличностных отношений, власти (типы управления и подчинения), коммуникаций. Положение индивида в малой группе: статус и роль. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Образование малой группы. Этапность развития малой группы. Стадии и уровни развития коллектива. Групповая сплоченность. Лидерство и руководство. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство», «лидер» и «руководитель». Теории происхождения лидерства. Групповые эффекты.
  • Тема 6. Психология межгрупповых отношений. Социальная идентичность.
    Феномены «ингруппового фаворитизма» и «аутгрупповой враждебности». Условия возникновения и преодоления этих феноменов (тип межгруппового соревнования, наличие надгрупповых целей совместной деятельности). Развитие представлений о социальной идентичности в социально-психологических концепциях. Структура социальной идентичности. Функции социальной идентичности. Проблемы формирования социальной идентичности. Современные исследования социальной идентичности.
  • Тема 7. Стихийные социальные группы (психология больших групп).
    Понятие «большой» социальной группы. Признаки, отличающие большую группу от малой (специфические регуляторы социального поведения). Методологическое значение исследования психологии больших групп и методы их исследования. Виды больших социальных групп. Массовое поведение. Виды массового поведения (просоциальное и протестное поведение).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Подготовка первой презентации на заданную тему для обсуждения на семинаре. готовит каждый студент.
  • неблокирующий Подготовка второй презентации на заданную тему для обсуждения семинаре. Готовит каждый студент.
  • неблокирующий Итоговый тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Итоговый тест + 0.3 * Подготовка второй презентации на заданную тему для обсуждения семинаре. Готовит каждый студент. + 0.3 * Подготовка первой презентации на заданную тему для обсуждения на семинаре. готовит каждый студент.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Barenbaum, N. B. (2000). How social was personality? The Allports’ “connection” of social and personality psychology. Journal Of The History Of The Behavioral Sciences, 36(4), 471–487. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=mdc&AN=11054739
  • Hogg, M. A., & Vaughan, G. M. (2014). Social Psychology : UEL (Vol. 7th edition). Harlow, England: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1418528
  • Леонтьев, А. А. (1974). Психология общения : учебное пособие для студентов-психологов. Estonia, Europe: Tartu Ülikool. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6492CB70
  • Майерс, Д. Социальная психология : учебник / Д. Майерс. — 7-е изд. — Санкт-Петербург : Питер, 2015. — 800 с. — (Мастера психологии). - ISBN 978-5-496-01498-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055383 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055383
  • Общественное животное : введение в социальную психологию: учеб. пособие для вузов, Аронсон, Э., 1999
  • Почебут, Л. Г. Социальная психология толпы. — СПб.: Речь, 2004. — 231 с. - ISBN 5-9268-0261-Х - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/457300
  • Психология конфликта, Гришина, Н. В., 2006
  • Социальная психология в современном мире : учеб. пособие для вузов, Алавидзе, Т. Л., 2002
  • Социальная психология малой группы : учеб. пособие для вузов, Кричевский, Р. Л., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Förster, J., & Strack, F. (2009). Social Cognition : The Basis of Human Interaction. New York: Psychology Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=358151
  • McKeown, Shelley, et al. Understanding Peace and Conflict Through Social Identity Theory : Contemporary Global Perspectives. Springer, Cham, 2016.
  • Mitchell, A. D., & Turner, J. M. (2012). Social Psychology : New Developments. Hauppauge, NY: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=541216
  • Roccas, S., & Brewer, M. B. (2002). Social Identity Complexity. Personality & Social Psychology Review (Lawrence Erlbaum Associates), 6(2), 88–106. https://doi.org/10.1207/S15327957PSPR0602_01
  • Stäheli, U., & Savoth, E. (2011). Seducing the Crowd: The Leader in Crowd Psychology. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DDEACCAC
  • Vallacher, R. R., Read, S. J., & Nowak, A. (2002). The Dynamical Perspective in Personality and Social Psychology. Personality & Social Psychology Review (Lawrence Erlbaum Associates), 6(4), 264–273. https://doi.org/10.1207/S15327957PSPR0604_01
  • АНДРЕЕВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА. (2013). Социальное Познание И Социальные Проблемы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EEA8C0BE
  • Малая группа и неформальные подгруппы: микрогрупповая теория: монография / А.В. Сидоренков. - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2010. - 272 с. ISBN 978-5-9275-0786-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550874
  • Социальная психология : хрестоматия, , 2003
  • Социальная психология личности в вопросах и ответах : учеб. пособие для вузов, Беличева, С. А., 2000
  • Шамионов, Р. (2014). Социальная Психология Личности: Проблемы И Перспективы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1710D0CB