• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Workshop: Emergency Psychological Counseling

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-3 module

Программа дисциплины

Аннотация

Цель освоения дисциплины: Формирование и развитие научных психологических и психоаналитических знаний студентов в области дистантного консультирования и овладение практическими приемами и техниками экстренного психологического консультирования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины: Формирование и развитие научных психологических и психоаналитических знаний студентов в области дистантного консультирования и овладение практическими приемами и техниками экстренного психологического консультирования.
  • Задачи: • знакомство с различными видами, феноменологией и принципами дистантного консультирования; • формирование профессиональных способностей и умений будущих психологов в области психологического консультирования. • формирование умений применения конкретных приемов и техник речевого воздействия в процессе дистантного консультирования; • развитие способностей актуализации позитивной динамики эмоциональных и мотивационных процессов средствами дистантного консультирования; • овладение практическими приемами и техниками индивидуального и группового консультирования в режиме on-line.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: • основные патопсихологические понятия; • направления развития современного психоанализа; • этические нормы и правила, принятые в психоаналитической практике, умение применить их в своей консультативной работе. Владеть: • методологией, теорией и практическими методами психоаналитической психотерапии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Особенности дистантного консультирования и оказание экстренной психологической помощи.
    • Определение основных понятий психологического консультирования (консультирование, консультант, клиент, консультативный контакт, этапы консультативной беседы, запросы и мотивы обращения к консультанту, гипотеза, процедура и техники консультирования и т.д). • Соотношение понятий «психологическое консультирование», «психокоррекция», «психотерапия». • Цели и задачи психологического консультирования. • Специфика взаимоотношений клиент – консультант. • Принципы психологического консультирования: конфиденциальность, доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту, ориентация на нормы и ценности клиента, разграничение личных и профессиональных отношений, включенность клиента в процесс консультирования, осознание собственной компетентности, принцип ответственности и др.
  • Раздел 2. Психотехнические аспекты экстренного и телефонного консультирования.
    • Психология активного слушания в телефонном диалоге. • Основные приемы активного выслушивания (поощрение, повторение, отражение, обобщение). • Необходимые условия для активного слушания (желание консультанта выслушать, искреннее стремление принять чувства собеседника, вера в то, что человек сам может управлять своими переживаниями и находить собственные решении и др.). • Признаки «плохого» и «хорошего» слушания клиента в телефонном диалоге. • Основные правила «языкового пространства» в телефонном диалоге (соответствие языку абонента, использование пресуппозиций, определение сенсорной модальности абонента, побуждение к описанию состояния в конкретных терминах действий). • Речевые приемы формирования подсознательного доверия (отсутствие отрицания в речи, постепенное уменьшение темпа речи абонента, интонационное выделение ключевых слов, подстройка речи консультанта под дыхание абонента). • Обратная связь как способ оказания помощи клиенту в поисках решения выхода из проблемной ситуации. Специфика предоставления клиенту обратной связи.
  • Раздел 3. Консультирование клиентов в кризисных состояниях, переживающих депрессию, горе, утрату. Работа с суицидальными клиентами.
    • Понятие о психологическом кризисе как остром эмоциональном состоянии, возникающем при блокировании целенаправленной жизнедеятельности человека, как дискретный момент развития личности. • Характерные чувства в кризисном состоянии (тревога, беспомощность, печаль, стыд, гнев, противоречивость). • Основные принципы кризисной интервенции (эмпатический контакт, поддержка, высокий уровень активности консультанта, ограничение целей, фокусированность на основной проблеме, уважение). • Специфика оказания психологической помощи при внутренних (возрастных и экзистенциальных) и внешних кризисах. • Понятие о Шкале Риска для обозначения кризисного состояния абонента. Программа кризисной помощи как модели решения проблем (выявление проблемы, выявление действий человека, переживающего кризис, помощь в поиске путей выхода из кризиса). • Определение суицидального поведения. Общие черты и особенности суицидального поведения. Факторы, влияющие на суицидальное поведение. • Мифы и предрассудки, связанные с суицидальным поведением. Характерные черты суицидальной личности. Критерии для оценки суицидального потенциала (пол, возраст, профессия, чувство одиночества, зависимости, бездетность, психические заболевания). • Оценка летальности (план, история суицидальных попыток, ресурсы, изоляция).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работы в формате письменного эссе
  • неблокирующий работы в формате письменного эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Порядок формирования оценки по дисциплине: Преподаватель оценивает письменную(ые) работу(ы) студентов (эссе), выставляет за каждую присланную работу оценку; итоговая результирующая оценка за каждый год обучения складывается из среднеарифметической по всем присланным работам. Оитоговая= 0,3*Оэссе1+ 0,3*Оэссе2+ 0,4*Оэссе3 В диплом по данной дисциплине выставляется результирующая оценка за 2 года обучения, которая формируется следующим образом: Орезульт= 0,4*Оитоговая1 курс + 0,6 *Оитоговая2курс Способ округления результирующей оценки: арифметический.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Клиническая психология. Т.1: Общая патопсихология, , 2013
  • Патопсихология : учеб. пособие для вузов, Зейгарник, Б. В., 2003
  • Ромек В. Г. - ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 192с. - ISBN: 978-5-534-05738-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/povedencheskaya-psihoterapiya-441298

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Кавун Л. В. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 109с. - ISBN: 978-5-534-07439-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-lichnosti-teorii-zarubezhnyh-psihologov-438035