• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Psychoanalytic Psychosomatics. Psychoanalytic Therapy Approach to Psychosomatic and Operative Patients

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1-3 module

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса – ознакомление студентов (бакалавров) с феноменологией нарушений высших психических функций, основными практическими и теоретическими задачами, решаемыми патопсихологией, знанием закономерностей нарушения ВПФ при наиболее распространенных психических расстройствах. Задачи курса: • ознакомление с основными теоретическими и методологическими положениями отечественной патопсихологии; • уточнение роли психолога в решении актуальных задач психиатрической клиники и специфики патопсихологического подхода к исследованию; • ознакомление с методиками, используемыми в патопсихологическом исследовании; • ознакомление с основными вариантами нарушения ВПФ и методами их выявления; • ознакомление с закономерностями и механизмами нарушений психической деятельности при разных психических расстройствах. Для усвоения курса необходимо знакомство с содержанием курса «История и теория психоанализа. Метапсихология». Студенты могут соотнести материал дисциплины с материалом других базовых курсов по методологии психологии и количественным методам, а также своевременно овладевают всеми средствами, необходимыми для планирования и осуществления самостоятельно магистерского исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основной целью освоения дисциплины является обучение студента основам психоаналитической психосоматики, в т.ч. знаниями о психосоматических расстройствах, факторах их возникновения, психологических воздействиях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен знать: • принципы поиска научной информации, принципы подготовки научного аналитического текста; • основные принципы психоаналитического подхода при психосоматических расстройствах; • основные методы психотерапии; • цели и условия использования каждого из рассматриваемых методов; • этапы проведения психотерапии при выявления психосоматики; • особенности работы на каждом этапе индивидуальной и групповой психотерапии при психосоматике.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 6. Классификация психосоматических расстройств. Психоаналитическая классификация. Органические, функциональные и психогенные расстройства. Психиатрическая классификация.
  • Тема 7. Отношение человека к болезни.
    Анализ терминов, используемых для обозначения отношения человека у болезни. Характеристики отношения человека к болезни: целостность, активность, сознательность, избирательность. Компоненты отношения человека к болезни: когнитивный, эмоциональный, мотивационный, поведенческий, временной. Динамика отношения человека к болезни. Факторы формирования отношения человека к болезни.
  • Тема 8. Личность и отношение к болезни людей с различными соматическими заболеваниями.
    Личность и отношение к болезни людей с заболеваниями органов дыхания, сердечно-сосудистыми заболеваниями, заболеваниями ЖКТ, кожными заболеваниями, опорно-двигательного аппарата.
  • Тема 9. Психотерапия при психосоматических расстройствах.
    Психотерапия как форма психологической помощи. Суггестивная психотерапия. Психосинтез. Терапия, ориентированная на решение. Позитивная психотерапия. Гештальт-терапия. Когнитивноповеденческая терапия. Символодрама. Транзактный анализ. Терапия искусством. Психодрама. Танцевально-двигательная психотерапия. Телесно-ориентированная психотерапия. Нейролингвистическое программирование. Семейная терапия.
  • Тема 10. Суггестивная психотерапия. Телесно-ориентированная психотерапия, техники релаксации. Арт-терапия. Сказкотерапия. Игровая терапия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работы в формате письменного эссе и/или реферата на основе зарубежной литературы
  • неблокирующий работы в формате письменного эссе и/или реферата на основе зарубежной литературы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    Порядок формирования оценки по дисциплине: Преподаватель оценивает письменную(ые) работу(ы) студентов (эссе/реферат), выставляет за каждую присланную работу оценку; итоговая результирующая оценка за каждый год обучения складывается из среднеарифметической по всем присланным работам. Оитоговая= 0,3*Оэссе1+ 0,3*Оэссе2+ 0,4*Оэссе3 В диплом по данной дисциплине выставляется результирующая оценка за 2 года обучения, которая формируется следующим образом: Орезульт- диплом = 0,4*Оитоговая1 курс + 0,6 *Оитоговая2курс Способ округления результирующей оценки: арифметический.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Под ред. Притца А., Решетникова М. М. - ПСИХОАНАЛИЗ. PSYCHOANALYSIS 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-09537-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihoanaliz-psychoanalysis-429738

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Королева, Е.Г. Психосоматика : учебное пособие / Е.Г. Королева. - Saarbrucken : Palmarium Academic Publishing, 2014. - 152 с. - ISBN 978-3-639-75297-7. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1059059
  • Рождественский Д. С. - ПСИХОСОМАТИКА: ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ ПОДХОД 2-е изд. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 235с. - ISBN: 978-5-534-11247-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihosomatika-psihoanaliticheskiy-podhod-444850