• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Qualitative and Quantitative Research Methods in Psychology: Methods of Personality Diagnosis

2022/2023
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Compulsory course
When:
2 year, 1, 2 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

Курс содержит развернутый обзор основных методов качественного и количественного исследования. В части курса, посвященном качественному исследованию: В рамках блока индивидуальных опросных методов рассматриваются вопросы планирования и организации личных интервью, подготовки вопросника (гайда). Подробно разбираются особенности процедуры глубинных интервью и методических приемов, используемых для повышения эффективности опроса. Особое внимание уделяется специфике этнографического интервью с использованием видеосъемки, аудиозаписи, фотографирования. Рассматриваются также преимущества и ограничения on-line интервью. В тематическом блоке, посвященном групповым опросным методам, с точки зрения групповой динамики и социально-психологических процессов и феноменов в фокусгруппе, рассматривается особенности метода. Анализируются психологические характеристики участников фокус-группы и их влияние на процесс управление фокусгруппой (модерирование). Обсуждаются вопросы дизайна фокус-группового исследования, правила рекрутирования, специфика подготовки топик-гайда. В рамках этого тематического блока рассматриваются также разные модификации фокусгруппы, а также преимущества и недостатки on-line фокус-групп. Отдельный тематический блок посвящен экспертным опросным методам, в частности, креативным экспертным группам: брейнстормингу, дельфи, синектике. Обсуждаются вопросы формирования экспертных групп, выбора и обоснования исследовательской процедуры, приемов повышения креативности в экспертных опросах. Значительное внимание уделяется особенностям выборки и анализа данных качественного исследования. Рассматриваются уровни анализа, основные теоретические подходы и практические приемы качественного анализа вербальных и невербальных данных. Представлены основные правила подготовки отчета и презентации результатов исследования. В части курса, посвященном количественному исследованию: Представлены общие подходы и современные тенденции их развития в области статистического оценивания результатов исследования и их качественной интерпретации. Даются методологические основания, теоретический каркас методов и сами методы как в теоретическом аспекте, так и на уровне их практического применения с использованием статистических пакетов. Курс дает возможность студенту, не имеющему серьезной математической подготовки, овладеть базовыми умениями использования статистики в исследованиях, а более продвинутому студенту овладеть базовым набором методов на самом современном уровне.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с методологическими принципами и этапами проведения теоретических и эмпирических научных исследований в психологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать: критерии научности психологического исследования; этапы проведения исследования в психологии; критерии качества научных гипотез, теоретических обзоров, эмпирических исследований; различия между основными планами эмпирических исследований; особенности количественных и качественных методов обработки данных, их возможности и ограничения; принципы интерпретации полученных данных и стандарты оформления результатов; этические принципы научных исследований и способы их реализации.
  • Знать: критерии научности психологического исследования; этапы проведения исследования в психологии; критерии качества научных гипотез, теоретических обзоров, эмпирических исследований; различия между основными планами эмпирических исследований; особенности количественных и качественных методов обработки данных, их возможности и ограничения; принципы интерпретации полученных данных и стандарты оформления результатов; этические принципы научных исследований и способы их реализации.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Психология как наука о человеке.
  • Тема 2. Естественно-научная и гуманитарная парадигмы психологии
  • Тема 3. Постановка проблемы исследования
  • Тема 4. Теоретический обзор
  • Тема 5. Источники психологических данных
  • Тема 6. Проблемы измерения в психологии
  • Тема 7. Планы исследований 1: экспериментальные планы
  • Тема 8. Планы исследований 2: квазиэкспериментальные и корреляционные планы
  • Тема 9. Анализ количественных данных 1: методы проверки гипотез
  • Тема 10. Анализ количественных данных: методы поиска взаимосвязей
  • Тема 11. Качественные методы сбора и анализа данных
  • Тема 12. Смешанные исследования (mixed-method research)
  • Тема 13. Описание и публикация результатов
  • Тема 14. Этические проблемы психологических исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Активность
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.6 * Тест + 0.4 * Активность
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аналитическая психология и психотерапия : хрестоматия, Юнг, К. Г., 2001
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие для вузов, Наследов, А. Д., 2007
  • Математические методы психологического исследования : анализ и интерпретация данных: учеб. пособие, Наследов, А. Д., 2006

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История психологии от античности к современности : учебник для вузов, Ждан, А. Н., 2002
  • Корнилова, Т. В.  Методологические основы психологии : учебник для академического бакалавриата / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 490 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-3015-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/425218 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Методологические основы психологии : учебник для бакалавров, Корнилова, Т. В., 2012