Summary of Degree Programme
37.04.01 Psychology
No
2 years
Full-time, 120 з.е.
RUS
Instruction in Russian
Master
No
With online tools
2024/2025 Academic year
Psychoanalysis and Psychotherapy (online)
Psychoanalysis and Psychotherapy (offline)
2023/2024 Academic year
Psychoanalysis and Psychotherapy (offline)
КОР-1 | Владеет и оперирует основными понятиями современного психоанализа и ключевыми психоаналитическими концепциями разных школ психоанализа. Усвоил и придерживается в практике психоаналитических этических норм и кадра психоаналитической психотерапии. |
КОР-2 | Применяет в практике теоретические и практические основы психоаналитического консультирования. Знает основы психологии личности и теории развития личности. Владеет базовыми навыками индивидуального психологического, психоаналитического консультирования. |
КОР-3 | Владеет знаниями об основных принципах психоаналитического лечения., знаниями в области системы базовых понятий психологии, психоанализа, содержание различных подходов и отраслей психологии, задач, решаемые ею. Успешно применяют фундаментальные психологические, психоаналитические знания в своей профессиональной практической деятельности. |
КОР-4 | Владеет основными принципами психоаналитического подхода при психосоматических расстройствах. Знает и применяет в практике основные методы и техники работы с психосоматическими и оператуарными пациентами. Понимает цели и условия использования каждого из изученных методов. Понимает этапы проведения психотерапии при выявлении психосоматики. Принимает во внимание особенности работы на каждом этапе индивидуальной психотерапии при психосоматике. |
КОР-5 | Знает особенности количественных и качественных методов обработки данных, их возможности и ограничения. Владеет основными принципами интерпретации полученных данных и стандартами оформления результатов. Оформляет данные для количественного анализа и подбирает методы анализа, адекватные выдвинутым гипотезам. Готов выбирать методы качественного анализа, необходимые для проверки гипотез. Приобрел опыт психоаналитического анализа текста/материала. |
КОР-6 | Знает этические принципы научных исследований и способы их реализации, оформляет результаты исследований в виде научных работ. Владеет навыками критически оценивать исследования, приобрел опыт рецензирования психологических и психоаналитических исследований. |
КОР-7 | Владеет знаниями об основных формах патопсихологии, выделяемых в психоаналитической практике. Развил понимание и усвоил основы психоаналитического подхода к помощи клиентам с различной структурой личности. Овладел способностями проводить психоаналитическую диагностику. Успешно интегрирует полученные знания в практику психоаналитической психотерапии. |
КОР-8 | Владеет знаниями о современных теоретических и практических проблемах психоанализа. Применяет в практике основные концепции философско-методологические психоаналитического подхода и лечения. Анализирует современные проблемы и тенденции развития теоретической, практической и прикладной базы психоанализа и психоаналитической психотерапии, используя основные методы и специфические особенности проведения научного исследования в области психологии, психоанализа. |
КОР-9 | Способен рефлексировать освоенные способы деятельности. Умеет организовать самостоятельную проектную, научную, исследовательскую, консультационную и прикладную деятельность на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей. Ведет письменную и устную коммуникацию на русском (государственном) и иностранном языке в рамках профессионального и научного общения. |
ПК-1 | Способен применять современную методологию научного психологического исследования, осуществляет постановку проблем, гипотез, целей и задач исследования |
ПК-2 | Способен разрабатывать, планировать и реализовывать научное психологическое исследование, применять научно обоснованные методы оценки практики, вмешательств и иных исследовательских и прикладных программ. |
ПК-3 | Способен разрабатывать и выбирать адекватные, надежные и валидные способы экспертной оценки для решения научных и прикладных проблем. |
ПК-4 | Способен учитывать при составлении психологического заключения этапы развития человека и спектр индивидуальных различий. |
ПК-5 | Способен применять научно обоснованные подходы для сбора данных и принятия диагностических решений. |
ПК-6 | Способен адресно формулировать и давать обратную связь по итогам исследования и оценки (диагностики). |
ПК-7 | Способен разрабатывать и реализовывать научно обоснованные программы вмешательства профилактического, развивающего, коррекционного, психотерапевтического или реабилитационного характера для решения конкретной психологической проблемы отдельных лиц, групп и/или организаций. |
ПК-8 | Способен разрабатывать и реализовывать концептуальные модели и комплексные программы предоставления психологических услуг в области психологического консультирования и психологического сопровождения в соответствии с потребностями и целями клиента или различных групп клиентов. |
ПК-9 | Способен ставить и распределять профессиональные задачи. |
ПК-10 | Способен применять на практике методы делегирования ответственности и контроля, предоставления обратной связи и оценки исполнения, обучения на рабочем месте, индивидуального и группового принятия решений. |
ПК-11 | Способен строить профессиональную деятельность, бизнес и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности. |
ПК-12 | Способен популярно излагать сложную научную информацию для разной аудитории. |
ПК-13 | Способен проводить и участвовать в просветительских мероприятиях. |
ПК-14 | Способен организовать и осуществлять взаимодействие со средствами массовой информации. |
ПК-15 | Способен осуществлять помощь и коррекцию профессиональной деятельности коллег своего профиля с использованием адекватных моделей и методов супервизии. |
ПК-16 | Способен использовать профессиональную рефлексию и сотрудничество с профессиональным сообществом для повышения уровня своей компетенции в решении ключевых задач осуществляемой профессиональной практики. |
Модуль “Ключевые семинары”
Обязательный элемент этого модуля - семинар наставника: "Теория, техника и практика в современных международных психоаналитических школах", на котором проектируются образовательные результаты, координируется деятельность студентов по освоению образовательной программы, а также формируется представление о передовом опыте и исследованиях в современном международном психоанализе - области выбранной траектории обучения.
Модуль "Ключевые семинары" также включает практические, научно-практические и системные семинары, направленные на отработку практических навыков и знаний в рамках овладения техникой психоаналитической работы с клиентами/пациентами:
- Патопсихологические практикумы на клинических базах
- Работа горя в психоанализе и психоаналитической психотерапии: от метапсихологии к практике
- Введение в психоаналитическую практику. Психоаналитический кадр и первичное интервью
- Супервизия психоаналитического консультирования и психотерапии
- Техника и практика современного французского психоанализа
Модуль “Major”
Дисциплины этого модуля предоставляют возможность освоить профессиональные компетенции, необходимые для достижения персональных образовательных результатов.
Модуль объединяет ключевые дисциплины, направленные на освоение основополагающих научных знаний в рамках курса:
- История и теория психоанализа
- Клинический психоанализ. Техника и практика психоаналитической психотерапии
- Основы клинической психиатрии, суицидологии, сомнологии и фармакологии для психоаналитических психотерапевтов
- Психоаналитическая психопатология
- Психоаналитическая психосоматика. Психоаналитическая техника работы с психосоматическими и оператуарными пациентами
- Психоаналитическая психотерапия пациентов с разным уровнем психического функционирования
- Психоаналитический подход в работе с детьми и подростками
- Теоретические и практические принципы психоаналитического лечения
- Фундаментальные основы современного психоанализа: теории, концепции, методы, инструменты и техники
Модуль “МагоЛего”
Элементы модуля объединяют дисциплины для получения дополнительных знаний, направленные на освоение теоретических навыков и знаний в рамках следующих направлений:
- Клиническая психология и патопсихология
- Основы теории и практики психоаналитической школы объектных отношений
- Проективные методы психоаналитической дифференциальной диагностики. Тематический апперцептивный тест
Модуль “Практика”
Направлен на получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Обязательный элемент - практика индивидуального психоаналитического консультирования и психотерапии клиентов.
Также в рамках этого модуля студентами ведется подготовка выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации.
Модуль “ГИА”
В рамках модуля осуществляется защита выпускной квалификационной работы.
2022/2023 Academic year
Psychoanalysis and Psychotherapy (offline)
КОР-1 | Владеет и оперирует основными понятиями современного психоанализа и ключевыми психоаналитическими концепциями разных школ психоанализа. Усвоил и придерживается в практике психоаналитических этических норм и кадра психоаналитической психотерапии. |
КОР-2 | Применяет в практике теоретические и практические основы психоаналитического консультирования. Знает основы психологии личности и теории развития личности. Владеет базовыми навыками индивидуального психологического, психоаналитического консультирования. |
КОР-3 | Владеет знаниями об основных принципах психоаналитического лечения., знаниями в области системы базовых понятий психологии, психоанализа, содержание различных подходов и отраслей психологии, задач, решаемые ею. Успешно применяют фундаментальные психологические, психоаналитические знания в своей профессиональной практической деятельности. |
КОР-4 | Владеет основными принципами психоаналитического подхода при психосоматических расстройствах. Знает и применяет в практике основные методы и техники работы с психосоматическими и оператуарными пациентами. Понимает цели и условия использования каждого из изученных методов. Понимает этапы проведения психотерапии при выявлении психосоматики. Принимает во внимание особенности работы на каждом этапе индивидуальной психотерапии при психосоматике. |
КОР-5 | Знает особенности количественных и качественных методов обработки данных, их возможности и ограничения. Владеет основными принципами интерпретации полученных данных и стандартами оформления результатов. Оформляет данные для количественного анализа и подбирает методы анализа, адекватные выдвинутым гипотезам. Готов выбирать методы качественного анализа, необходимые для проверки гипотез. Приобрел опыт психоаналитического анализа текста/материала. |
КОР-6 | Знает этические принципы научных исследований и способы их реализации, оформляет результаты исследований в виде научных работ. Владеет навыками критически оценивать исследования, приобрел опыт рецензирования психологических и психоаналитических исследований. |
КОР-7 | Владеет знаниями об основных формах патопсихологии, выделяемых в психоаналитической практике. Развил понимание и усвоил основы психоаналитического подхода к помощи клиентам с различной структурой личности. Овладел способностями проводить психоаналитическую диагностику. Успешно интегрирует полученные знания в практику психоаналитической психотерапии. |
КОР-8 | Владеет знаниями о современных теоретических и практических проблемах психоанализа. Применяет в практике основные концепции философско-методологические психоаналитического подхода и лечения. Анализирует современные проблемы и тенденции развития теоретической, практической и прикладной базы психоанализа и психоаналитической психотерапии, используя основные методы и специфические особенности проведения научного исследования в области психологии, психоанализа. |
КОР-9 | Способен рефлексировать освоенные способы деятельности. Умеет организовать самостоятельную проектную, научную, исследовательскую, консультационную и прикладную деятельность на основе правовых и профессиональных норм и обязанностей. Ведет письменную и устную коммуникацию на русском (государственном) и иностранном языке в рамках профессионального и научного общения. |
ПК-1 | Способен применять современную методологию научного психологического исследования, осуществляет постановку проблем, гипотез, целей и задач исследования |
ПК-2 | Способен разрабатывать, планировать и реализовывать научное психологическое исследование, применять научно обоснованные методы оценки практики, вмешательств и иных исследовательских и прикладных программ. |
ПК-3 | Способен разрабатывать и выбирать адекватные, надежные и валидные способы экспертной оценки для решения научных и прикладных проблем. |
ПК-4 | Способен учитывать при составлении психологического заключения этапы развития человека и спектр индивидуальных различий. |
ПК-5 | Способен применять научно обоснованные подходы для сбора данных и принятия диагностических решений. |
ПК-6 | Способен адресно формулировать и давать обратную связь по итогам исследования и оценки (диагностики). |
ПК-7 | Способен разрабатывать и реализовывать научно обоснованные программы вмешательства профилактического, развивающего, коррекционного, психотерапевтического или реабилитационного характера для решения конкретной психологической проблемы отдельных лиц, групп и/или организаций. |
ПК-8 | Способен разрабатывать и реализовывать концептуальные модели и комплексные программы предоставления психологических услуг в области психологического консультирования и психологического сопровождения в соответствии с потребностями и целями клиента или различных групп клиентов. |
ПК-9 | Способен ставить и распределять профессиональные задачи. |
ПК-10 | Способен применять на практике методы делегирования ответственности и контроля, предоставления обратной связи и оценки исполнения, обучения на рабочем месте, индивидуального и группового принятия решений. |
ПК-11 | Способен строить профессиональную деятельность, бизнес и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности. |
ПК-12 | Способен популярно излагать сложную научную информацию для разной аудитории. |
ПК-13 | Способен проводить и участвовать в просветительских мероприятиях. |
ПК-14 | Способен организовать и осуществлять взаимодействие со средствами массовой информации. |
ПК-15 | Способен осуществлять помощь и коррекцию профессиональной деятельности коллег своего профиля с использованием адекватных моделей и методов супервизии. |
ПК-16 | Способен использовать профессиональную рефлексию и сотрудничество с профессиональным сообществом для повышения уровня своей компетенции в решении ключевых задач осуществляемой профессиональной практики. |
Модуль “Ключевые семинары”
Обязательный элемент этого модуля - семинар наставника: "Теория, техника и практика в современных международных психоаналитических школах", на котором проектируются образовательные результаты, координируется деятельность студентов по освоению образовательной программы, а также формируется представление о передовом опыте и исследованиях в современном международном психоанализе - области выбранной траектории обучения.
Модуль "Ключевые семинары" также включает практические, научно-практические и системные семинары, направленные на отработку практических навыков и знаний в рамках овладения техникой психоаналитической работы с клиентами/пациентами:
- Патопсихологические практикумы на клинических базах
- Работа горя в психоанализе и психоаналитической психотерапии: от метапсихологии к практике
- Введение в психоаналитическую практику. Психоаналитический кадр и первичное интервью
- Супервизия психоаналитического консультирования и психотерапии
- Техника и практика современного французского психоанализа
Модуль “Major”
Дисциплины этого модуля предоставляют возможность освоить профессиональные компетенции, необходимые для достижения персональных образовательных результатов.
Модуль объединяет ключевые дисциплины, направленные на освоение основополагающих научных знаний в рамках курса:
- История и теория психоанализа
- Клинический психоанализ. Техника и практика психоаналитической психотерапии
- Основы клинической психиатрии, суицидологии, сомнологии и фармакологии для психоаналитических психотерапевтов
- Психоаналитическая психопатология
- Психоаналитическая психосоматика. Психоаналитическая техника работы с психосоматическими и оператуарными пациентами
- Психоаналитическая психотерапия пациентов с разным уровнем психического функционирования
- Психоаналитический подход в работе с детьми и подростками
- Теоретические и практические принципы психоаналитического лечения
- Фундаментальные основы современного психоанализа: теории, концепции, методы, инструменты и техники
Модуль “МагоЛего”
Элементы модуля объединяют дисциплины для получения дополнительных знаний, направленные на освоение теоретических навыков и знаний в рамках следующих направлений:
- Клиническая психология и патопсихология
- Основы теории и практики психоаналитической школы объектных отношений
- Проективные методы психоаналитической дифференциальной диагностики. Тематический апперцептивный тест
Модуль “Практика”
Направлен на получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Обязательный элемент - практика индивидуального психоаналитического консультирования и психотерапии клиентов.
Также в рамках этого модуля студентами ведется подготовка выпускной квалификационной работы - магистерской диссертации.
Модуль “ГИА”
В рамках модуля осуществляется защита выпускной квалификационной работы.
ПЕРВАЯ И ЕДИНСТВЕННАЯ В СТРАНЕ ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННАЯ магистерская программа по клиническому психоанализу и психоаналитической психотерапии. Наш процесс обучения — в большей степени непрерывный практический мастер-класс, чем традиционные лекции и семинары.
УНИКАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ — в строгом фокусировании на овладении слушателями психоаналитическим инструментарием, основными тонкостями и секретами аналитического мышления и чувствования, понимании тончайших движений психоаналитического процесса и жизни бессознательного.
НАША МИССИЯ — создание профессиональной школы российского психоанализа, объединяющей представителей различных психоаналитических направлений, и подготовка на её основе творчески мыслящих и глубоко чувствующих психоаналитических психотерапевтов нового поколения. На магистерской программе царит свободный дух психоанализа!
ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЯЕТ ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области психоаналитической психотерапии и психоанализа, различные школы, глубинную теоретическую подготовку и интенсивную практику.
ПРОГРАММА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ ЛИДЕРОВ среди образовательных программ по направлению «Психология» в рейтинге российских вузов.
УНИКАЛЬНЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ. МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ ПРОГРАММЫ
Наши преподаватели — известные во всем мире зарубежные психоаналитики и ключевые ведущие российские психоаналитики, психоаналитические психотерапевты, имеющие международное психоаналитическое образование, члены и кандидаты в члены IPA (Международная психоаналитическая ассоциация) и SPP (Парижское психоаналитическое общество).
Руководитель программы — Андрей Владимирович Россохин — психоаналитик, доктор психологических наук, профессор, единственный в России титулярный член Парижского психоаналитического общества, действительный член Международной психоаналитической ассоциации, президент Московской психоаналитической ассоциации, один из лидеров в области психоанализа, психоаналитического консультирования и психотерапии, научных исследований по этим направлениям.
ЭКСКЛЮЗИВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ФОРМАТЫ
Включают видеоконсультации с анализом и детальным разбором профессионалами-аналитиками реальных диагностических и психотерапевтических сессий с клиентами/пациентами. Благодаря подобным форматам слушатели программы получают исключительную возможность обучения путем прямой и непосредственной идентификации с профессионалами.
РЕГУЛЯРНАЯ ИНТЕНСИВНАЯ ПРАКТИКА
Индивидуальная работа с клиентами в рамках программы «Центр психоаналитической психотерапии» уже на первом курсе, под супервизией опытных специалистов.
70% обучения — практика.
Программа профессиональной супервизии: более 20-ти супервизионных групп, более 75 часов супервизий еженедельно.
Собственные кабинеты практики: 7 собственных оборудованных кабинетов в центре Москвы для проведения сессий с клиентами.
Патопсихологические практикумы на клинических базах.
Слушателям программы предоставляется уникальный шанс — открыть мир «большой психиатрии», принять участие в роли наблюдателя в патопсихологических обследованиях, разборе случаев реальных пациентов и получить опыт оказания первой психологической помощи.
👉 Как устроена практика на программе
КОМФОРТНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ОЧНО И ОНЛАЙН)
С нами удобно учиться и работать. Мы учимся 6 дней в неделю, по вечерам в будни и в субботу. Понедельник — пятница: с 18:30 до 21:30, в субботу с 09:30 до 18:00. Можно выбрать индивидуальную траекторию и график обучения, совмещая, при необходимости, разные форматы (очно или онлайн + возможность прослушивать записи прошедших лекций и семинаров).
ЛИЧНАЯ ГЛУБИННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
Личностные изменения, развитие, профессионализация и понимание себя. «Учеба на программе — это полная перестройка мышления, чувствования», — говорят наши слушатели и выпускники.
👉 Отзывы слушателей и выпускников нашей программы
ТВОРЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Абсолютно уникальное, сумасшедшее, бурлящее, страстное, полное энтузиазма. Свободное от любой политики в психоанализе.
МАГИСТР ПСИХОЛОГИИ
Диплом государственного образца о высшем образовании на русском и английских языках и статус НИУ ВШЭ даёт возможность практиковать, продолжать обучение — в том числе поступать в аспирантуру и на программы PhD.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
-
психоаналитическая психотерапия
-
психологическое и психоаналитически-ориентированное консультирование
-
научно-исследовательская деятельность в области психоанализа
-
педагогическая и просветительская деятельность
-
экспертно-аналитическая деятельность.
Где: частная практика, госучреждения, коммерческие центры, агрегаторы психологических услуг.
ПРОДОЛЖЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФСООБЩЕСТВА
Образование и подготовка, полученные на программе, могут стать основой для продолжения психоаналитического образования в рамках Международной психоаналитической ассоциации (IPA), например, через SPP (Парижское психоаналитическое сообщества) и в скором времени — через МПА (Московская психоаналитическая ассоциация).
Возможность публиковаться в «Журнале клинического и прикладного психоанализа» нашей кафедры.
Слушатели Программы смогут не просто заглянуть за плотно закрытые двери психоаналитического кабинета, но погрузившись в атмосферу аналитической работы с пациентом, идентифицироваться с профессиональными функциями психоаналитика и на достаточно глубоком уровнем обретать требуемые психотерапевтические навыки.
Это станет возможным благодаря просмотру и детальному анализу видео консультативной и психотерапевтической работы профессиональных психоаналитиков (М. де Мюзан, А. Жибо, А.В. Россохин); постоянному разбору преподавателями клинических случаев психоаналитической психотерапии; началу слушателями Программы собственной психотерапевтической работы с пациентами и её еженедельной супервизии уже на первом году обучения; другим многочисленным клиническим семинарам и практикумам.
В процессе обретения психоаналитического знания практический опыт имеет критически важное значение, но становление психоаналитическим психотерапевтом невозможно без построения надежного теоретического фундамента. Слушателям Программы предстоит освоить ключевые концепции основных современных психоаналитических школ – французской, британской и американской – которые детально представлены в издаваемой под редакцией А.В. Россохина и Алена Жибо многотомной Антологии современного психоанализа (Россохин А.В. Антология современного психоанализа. М., 2000 (американская школа); Жибо, А., Россохин А.В. Французская психоаналитическая школа. М., 2004; Жибо, А., Россохин А.В. Британская психоаналитическая школа. М., 2014 (готовится к печати).
Ключевые дисциплины программы:
- История и теория психоанализа
- Клинический психоанализ. Техника и практика психоаналитической психотерапии
- Супервизия психоаналитического консультирования и психотерапии
- Клиническая психология и патопсихология + практикумы в медицинских учреждениях
- Психоаналитическая психопатология
- Теоретические и практические принципы психоаналитического лечения
- Техника и практика современного французского психоанализа
- Психоаналитическая психотерапия пациентов с разным уровнем психического функционирования
- Психоаналитическая психосоматика. Психоаналитическая техника работы с психосоматическими и оператуарными пациентами
- Психоаналитический подход в работе с детьми и подростками
- Введение в психоаналитическую практику. Психоаналитический кадр и первичное интервью
- Теория, техника и практика в современных международных психоаналитических школах
- Тематический апперцептивный тест. Проективный метод психоаналитической дифференциальной диагностики
- Работа горя в психоанализе и психоаналитической психотерапии: от метапсихологии к практике
- Основы теории и практики психоаналитической школы объектных отношений
- Основы психиатрии, суицидологии и сомнологии для психоаналитических психотерапевтов
- Фундаментальные основы современного психоанализа: теории, концепции, методы, инструменты и техники
Помимо теоретической подготовки слушатели также участвуют в серии регулярных практических семинаров, направленных на обсуждение и закрепление теоретического материала, а также имеют возможность участия в учебных терапевтических группах.
This degree programme of HSE University is adapted for students with special educational needs (SEN) and disabilities. Special assistive technology and teaching aids are used for collective and individual learning of students with SEN and disabilities. The specific adaptive features of the programme are listed in each subject's full syllabus and are available to students through the online Learning Management System.
All documents of the degree programme are stored electronically on this website. Curricula, calendar plans, and syllabi are developed and approved electronically in corporate information systems. Their current versions are automatically published on the website of the degree programme. Up-to-date teaching and learning guides, assessment tools, and other relevant documents are stored on the website of the degree programme in accordance with the local regulatory acts of HSE University.
I hereby confirm that the degree programme documents posted on this website are fully up-to-date.
Vice Rector Sergey Yu. Roshchin
Summary of Degree Programme 'Psychoanalysis and Psychotherapy'