• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Economics for Managers

2021/2022
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Course type:
Bridging course
When:
1 year, 1 module

Instructor

Программа дисциплины

Аннотация

"Экономика для менеджеров" - это адаптационный курс, являющийся неотъемлемой частью широкого круга дисциплин, изучающих деятельность фирмы. Он направлен на развитие экономического мировоззрения студентов и специально подготовлен для Высшей школы бизнеса. Главная особенность методики обучения состоит в том, что понятия и модели экономической теории рассматриваются в контексте прикладных аспектов принятия бизнес-решений. Выпускники Высшей школы бизнеса должны обладать не только разносторонними прикладными знаниями, но также ориентироваться в области микроэкономического анализа и организации отраслевых рынков. Это даст им возможность грамотно оценивать ту или иную экономическую ситуацию, принимать более обоснованные, а значит более эффективные, стратегические решения, основываясь на информации, которая им доступна или которую они захотят получить.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие у студентов стратегического экономического мышления, позволяющего анализировать рыночные структуры и поведение фирм на рынках товаров и услуг, и основанного на комплексном, междисциплинарном подходе, с учетом действия различных экономических факторов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать, как эластичность спроса влияет на выручку продавцов
  • знать, какие факторы влияют на спрос и предложение
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Рыночный спрос.
    Рыночный спрос на товар. Кривая спроса. Закон спроса. Величина спроса. Факторы, изменяющие спрос на рынке. Нормальные и инфериорные блага. Субституты (взаимозаменяемые блага) и комплементы (взаимодополняющие блага). Предпочтения и ожидания потребителей. Сезонность и демографические волны. Эластичность спроса по цене: точечная и дуговая. Эластичный и неэластичный спрос: воздействие ценовой политики на общую выручку продавцов. Условие максимизации общей выручки. Факторы, оказывающие влияние на ценовую эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. Предметы первой необходимости и предметы роскоши. Перекрестная эластичность спроса.
  • Тема 2. Рыночное равновесие.
    Рыночное предложение товара. Кривая рыночного предложения. Величина предложения. Факторы, изменяющие рыночное предложение. Технологии и цены на ресурсы. Налоги и субсидии. Цены на альтернативные товары. Эластичность предложения. Эластичное и неэластичное предложение. Равновесие спроса и предложения. Государственный контроль над ценами: дефицит и избыток товара. Изменение равновесных цен и объемов продаж в результате изменения рыночного спроса и/или рыночного предложения.
  • Тема 3. Издержки и прибыль фирмы.
    Производство. Постоянные и переменные факторы производства. Краткосрочный и долгосрочный периоды производства. Постоянные, квазипостоянные и переменные издержки. Общие издержки. Кривые постоянных, переменных и общих издержек. Средние постоянные и средние переменные издержки. Средние издержки. Кривые средних постоянных, средних переменных и средних издержек. Экономия на масштабе. Предельные издержки. Формулы для расчета предельных издержек. Правило взаимосвязи средних и предельных издержек. Явные (внешние) издержки. Неявные (внутренние) издержки. Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Общая и предельная выручка. Условие максимизации прибыли. Цели фирмы в теории и на практике. Управленческие теории фирмы.
  • Тема 4. Виды рынков.
    Рыночная структура. Показатели концентрации рынка: рыночная доля фирмы, норма концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана. Доминирующее положение. Рынок совершенной конкуренции. Совершенно конкурентная фирма. Монополия. Блокирование входа в отрасль. Естественная монополия. Рынок монополистической конкуренции. Дифференциация продукта как способ неценовой конкуренции. Виды дифференциации продукта. Монопольная власть фирмы. Индекс Лернера. Рынок олигополии. Стратегические и нестратегические барьеры входа на рынок. Многообразие форм олигополистического поведения. Ценовая конкуренция между фирмами. Стратегическое подавление доступа и создание репутации стойкого противника. Жесткость цен и ломаная кривая спроса. Сговор (картель) и его виды. Факторы, способствующие образованию и сохранению картелей. Ценовое лидерство. Антимонопольная политика государства.
  • Тема 5. Ценовая дискриминация.
    Понятие ценовой дискриминации и условия, необходимые для ее осуществления. Ценовая дискриминация первой степени. Ценовая дискриминация третьей степени: сегментация рынка, основанная на прямых сигналах потребителей. Ценовая дискриминация второй степени: "просеивание" и «самоотбор» потребителей в зависимости от их готовности заплатить за товар. Связка «цена-количество». Дискриминация в зависимости от качества. Дискриминация в зависимости от времени.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.4 * Домашнее задание + 0.6 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ким И. А. - МИКРОЭКОНОМИКА. Учебник и практикум для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 328с. - ISBN: 978-5-534-01637-6 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mikroekonomika-450050

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Микроэкономика, Пиндайк, Р. С., Рубинфельд, Д. Л., 2000
  • Принципы экономикс, Мэнкью, Н. Г., Смольского, А., 2010
  • Франк, Р. Х. Микроэкономика и поведение [Электронный ресурс] / Р. Х. Франк. - М. : ИНФРА-М, 2000. - XVI, 696 с. - (Серия «Университетский учебник»). - ISBN 5-86225-854-Х (русск.), ISBN 0-07-021870-6 (англ.). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/417069
  • Экономика для топ-менеджеров: бизнес - курс МВА, Янг, Ф. К. Й., МакОли, Дж. Дж., 2007
  • Экономика, Фишер, С., Дорнбуш, Р., 2002