• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Urban Demography

2019/2020
Academic Year
RUS
Instruction in Russian
3
ECTS credits
Delivered at:
Department of Demography (Vishnevsky Institute of Demography)
Course type:
Bridging course
When:
1 year, 1 module

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Демографические вопросы развития городов» является специализированной демографической дисциплиной для студентов образовательной программы «Управление пространственным развитием городов». Курс нацелен на то, чтобы дать студентам представление о фундаментальных основах методов сбора и анализа информации о населении, особенностях протекания демографических процессов в городском населении. В ходе освоения курса студенты будут знать проблематику современных исследований демографии городов в России и других странах и имеющихся теоретических подходов к их объяснению. Иметь представление о сложной системе территориальной организации и самоорганизации общества, о пространственной «привязке» социально-демографических явлений и процессов, а также овладеют необходимыми компетенциями и базовыми навыками анализа и оценки демографической ситуации в городских поселениях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Демографические вопросы развития городов» являются: • формирование представления о фундаментальных основах методов сбора и анализа информации о населении, особенностях протекания демографических процессов в городском населении; • введение в проблематику современных исследований демографии городов в России и других странах и имеющихся теоретических подходов к их объяснению; • формирование представлений о сложной системе территориальной организации и самоорганизации общества, о пространственной «привязке» социально-демографических явлений и процессов; • овладение необходимыми компетенциями и базовыми навыками анализа и оценки демографической ситуации в городских поселениях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные источники статистических данных о населении.
  • Умеет пользоваться статистикой текущего учета, переписей населения, выборочных обследований и ведомственной информацией.
  • Понимает взаимосвязи возрастно-полового состава населения и демографических процессов, протекающих в городах, регионах и стране, а также в целом в мире.
  • Оценивает положительные и отрицательные стороны старения населения и эффективность мер по минимизации возникающих негативных эффектов.
  • Знает основные показатели, характеризующие смертность населения и правильно их интерпретирует.
  • Демонстрирует понимание теории эпидемиологического перехода и исторической эволюции смертности, особенностей российской модели смертности, различия в смертности городского и сельского населения.
  • Знает основные показатели, характеризующие рождаемость и брачность населения, правильно их интерпретирует.
  • Демонстрирует понимание теории второго демографического перехода и исторической эволюции рождаемости и брачности, а также их современные тенденции развития.
  • Демонстрирует понимание концепции демографического перехода.
  • Анализирует роль демографических сдвигов в росте численности городского населения.
  • Умеет рассчитывать и интерпретировать основные показатели, характеризующие воспроизводство населения.
  • Знает основные показатели, характеризующие международную миграцию населения, проблемы сопоставления статистики разных стран.
  • Имеет представления о притягивающих и выталкивающих факторах миграции и ее роли в формировании населения городов, влиянии на ее рынок труда.
  • Знает основные показатели, характеризующие внутреннюю миграцию населения в России и проблемы статистики внутренней миграции.
  • Демонстрирует понимание масштабов и структурных особенностей внутренней миграции.
  • Оценивает роль основных центров притяжения внутренних мигрантов в России.
  • Умеет пользоваться результатами демографических прогнозов международных организаций, государственных статистических ведомств и научных организаций и грамотно их интерпретировать.
  • Имеет представление об основных методах построения прогнозов населения.
  • Анализирует цели, основные направления и меры демографической и миграционной политики, принимаемые на федеральном и региональном уровнях.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Источники данных о населении.
    Изучение городов с точки зрения демографии. Демографические процессы, демографические структуры, демографическое поведение. Система данных о населении. Переписи населения в России и зарубежных странах. Текущий учет демографических событий и миграции. Административные источники данных о населении. Понятие о регистрах населения. Выборочные социально-демографические обследования (микропереписи населения России 1985, 1994, 2015 гг., DHS, GGS, CAP, WFS, RLMS).
  • Анализ поло-возрастной структуры. Старение населения.
    Первичное, вторичное и третичное соотношение полов. Причины и последствия деформации полового состава. Факторы изменений возрастной структуры. Влияние возрастно-половой структуры на демографические процессы. Демографические волны и их демографические и социально- экономические последствия. Старость и демографическое старение. Последствия демографического старения и адаптация городов к старению населения.
  • Смертность. Эпидемиологический переход.
    Система показателей смертности. Причины смерти и международная классификация болезней. Смертность и здоровье, самоохранительное поведение. Историческая эволюция смертности. Различия в смертности между мужчинами и женщинами, городским и сельским населением. Теория эпидемиологического перехода. Современные тенденции смертности.
  • Особенности рождаемости и брачности городского населения.
    Репродуктивное поведение городского населения. Тенденции рождаемости в городах. Концепция Второго демографического перехода. Контрацептивная революция. Формирование брачной структуры населения. Брачность, разводимость, овдовение. Повторные браки, регистрируемые и нерегистрируемые браки. Исторические типы брачности. Современные тенденции брачности.
  • Воспроизводство населения. Демографический переход.
    Воспроизводство населения и демографический рост. Показатели воспроизводства. Режим и тип воспроизводства. Демографический переход и демографическая революция. Стадии демографического перехода. Демографический взрыв. Глобальные демографические проблемы. Рост городского населения.
  • Миграция населения. Международная миграция.
    Определения миграции. Типология миграционных процессов. Статистика и измерение миграции, проблемы международных сопоставлений. Основные источники статистической информации о миграции населения. Притягивающие и выталкивающие факторы миграции. Международная миграция как фактор формирования населения городов. Тенденции международной миграции. Теория миграционного перехода. Миграция и рынок труда, нелегальная миграция.
  • Внутренняя миграция. Региональные особенности миграционных процессов в России.
    Отличия внутренней миграции от международной. Масштабы и структурные характеристики внутренней миграции в России. Проблемы статистики внутренней миграции. Миграция как фактор динамики населения регионов России. Основные центры притяжения внутренних мигрантов в России. Миграция и урбанизация. Миграция и иные формы пространственной мобильности в Московском столичном регионе.
  • Демографические прогнозы. Демографическая и миграционная политика.
    Население мира: тенденции, особенности, дифференциация стран по основным демографическим параметрам, урбанизации. Задачи и типы прогнозов населения. Обзор методов построения прогнозов населения. Цели, основные направления и меры демографической и миграционной политики. Опыт проведения демографической политики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Мини-контрольные работы на семинарах
    Для текущего контроля усвоения материала каждый семинар проводятся мини-контрольные работы (продолжительностью около 10 минут), групповые тематические дискуссии, решение демографических задач и т.п. Мини-контрольные на семинарах выполняются в присутствии преподавателя, студентам предлагается дать короткие ответы на поставленные вопросы. Тематика предстоящей мини-контрольной работы и тематической дискуссии в обязательном порядке оговаривается на предыдущем семинаре (задается домашнее задание по чтению и анализу демографического текста). Вопросы составляются с учетом материала, пройденного как на лекционных, так и на семинарских занятиях. Использование каких-либо текстов во время написания мини-тестов запрещается.
  • неблокирующий Домашнее письменное задание
    В письменной работе необходимо показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими и демографическими данными, научной литературой, документальными источниками, характеризующими демографическое развитие населения. Объем работы с рисунками и таблицами – не более 8 страниц, 12 кеглем, интервал полуторный (около 1,5-2 тысяч слов). Оформление письменной работы предполагает наличие титульного листа, плана, структурированного в соответствии с планом текста работы, выводов, списка литературы (не менее 8 источников, оформленных в соответствии с общепринятыми требованиями). Примерная тематика индивидуальной письменной работы (уточняется между 1-й и 2-й лекцией. Выбор конкретного города для проведения анализа демографической ситуации (темы письменной работы) согласуется с преподавателем, ведущим семинар в группе, не позднее 2-го семинарского занятия). В письменной работе необходимо показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими и демографическими данными (база данных показателей муниципальных образований, база данных переписей населения 2002 и 2010, микропереписи населения 2015, международными базами данных), научной литературой, документальными источниками, характеризующими демографическое развитие населения. Используя полученные знания в области демографии, а также в социологии и экономической теории, предлагается: - проанализировать демографическую ситуацию в определенном городе России; - проанализировать специфику изменений отдельных демографических процессов, структур и поведения; - проследить влияние демографических процессов на социальное или экономическое развитие городов и наоборот.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.25 * Домашнее письменное задание + 0.35 * Мини-контрольные работы на семинарах + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко, М. Б., 2007
  • Демография : учебник для студентов вузов, Медков, В. М., 2007
  • Демография: Учебник / Медков В.М., - 2-е изд. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 332 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-16-009282-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/550150

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Анохин А. А., Житин Д. В. - ГЕОГРАФИЯ НАСЕЛЕНИЯ С ОСНОВАМИ ДЕМОГРАФИИ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 279с. - ISBN: 978-5-534-03724-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/geografiya-naseleniya-s-osnovami-demografii-433267
  • Рыбаковский Л. Л. - МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 480с. - ISBN: 978-5-534-11727-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/migraciya-naseleniya-446023