• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Пандемия COVID-19 приблизила человечество к следующему этапу технологической революции

Пандемия COVID-19 приблизила человечество к следующему этапу технологической революции

© iStock

С началом пандемии мир столкнулся с серьезными вызовами, которые потребовали концентрации усилий многих людей и привлечения новейших технологий. Это привело к мощному технологическому рывку, особенно в области медицины. Ученые НИУ ВШЭ и МГУ Леонид Гринин, Антон Гринин и Андрей Коротаев опубликовали статью, в которой оценили влияние COVID-19 на развитие общества. Авторы пришли к выводу, что пандемия значительно ускорит переход человечества на новый этап развития, но вместе с тем может вызвать сильную социальную напряженность.

Исследователи считают, что пандемия COVID-19 стала спусковым крючком для ускорения начала заключительной фазы кибернетической революции. Это связано с растущей потребностью в развитии ряда направлений, таких как медицина, аддитивные, нано- и биотехнологии, робототехника, информационные и когнитивные технологии, которые авторы статьи называют «МАНБРИК» (по первым буквам перечисленных технологий). Однако технологическая революция всегда влечет за собой радикальные социально-политические изменения. В статье “COVID-19 Pandemic as a Trigger for the Acceleration of the Cybernetic Revolution, Transition from E-Government to E-State, and Change in Social Relations” обсуждаются два основных изменения такого рода: распространение и развитие социотехнических саморегулирующихся систем и движение к электронному государству.

Социально-политическая и экономическая роль медицины резко возросла в связи с борьбой с COVID-19 (хотя она увеличивалась и до пандемии, поскольку во всем мире отмечается тенденция старения населения). Это существенно изменило отношение государства к медицинским услугам и их финансированию, включая значительное перераспределение бюджетных и частных средств в пользу медицины, что привело к активному технологическому развитию в этом секторе. Разработка вакцин дала толчок для инновационных прорывов в биотехнологии и генной инженерии. Потребность в изоляции и социальном дистанцировании спровоцировала внедрение онлайн-технологий, в том числе в таких областях, как дистанционное медицинское обслуживание или удаленная психологическая помощь, биометрия, в частности бесконтактная.

Борьба с коронавирусом подняла вопрос дефицита медицинского персонала. Роботы в медицине, в частности роботизированная хирургия, могут оказаться полезными в этой ситуации. Безопасность врачей также может быть обеспечена за счет развития робототехники и дистанционных медицинских технологий. Пандемия дала толчок развитию ряда других технологий, в частности аддитивных и нанотехнологий.

При этом ученые подчеркивают, что последние десятилетия развитие информационных технологий и искусственного интеллекта оказало заметное влияние на социальные отношения. Это влияние можно проследить во многих областях, в частности в структуре занятости, умирании одних профессий и появлении других. Возможности дистанционного образования, рабочих мест и услуг, включая здравоохранение, также быстро расширяются. Кроме того, многое изменилось в области создания, распространения, преобразования и анализа информации, а также контроля над ее потоками. Эта новая структура власти в интернете имеет серьезные последствия для демократии. Исследователи отмечают, что современные возможности ИИ уже влекут за собой системную опасность для общества и угрожают правам человека. Существует растущая проблема вторжения с помощью технологий искусственного интеллекта в частную жизнь людей. Авторы статьи напоминают, что конфиденциальность информации — это ценность, которая помогает формировать общество и индивидуальную идентичность каждого из нас.

Андрей Коротаев

«Ускоренное продвижение технологической волны и динамичная трансформация общества могут быть весьма болезненными и вызовут сильную социальную и политическую напряженность, протесты и конфликты, а доверие правительствам может снижаться. Необходимо разработать новые законы, которые бы оптимизировали социально-технологическое вмешательство в жизнь людей, особенно вторжение в их частную жизнь. Необходимо пройти трудный путь проб и ошибок, чтобы продвинуться вперед на пути к гармонизации технологического процесса и социальной жизни», — уверен ведущий научный сотрудник факультета социальных наук ВШЭ Андрей Коротаев.

Острая необходимость контролировать соблюдение мер безопасности во время пандемии обострила проблему и в то же время показала, что дальнейшее развитие в этом направлении приведет к качественным изменениям. Дело в том, что новые комбинированные технологические системы на основе искусственного интеллекта собирают, хранят и анализируют информацию о миллиардах людей. Такие системы направлены на административное, правовое, социальное и даже политическое регулирование поведения отдельных людей, социальных групп и общества в целом. Существует тенденция делегировать социотехническим системам все больше и больше задач. В настоящее время они активно используются, например, для распознавания лиц, контроля дорожного движения, наложения штрафов, электронной регистрации, выдачи документов и пр. То есть в тех областях, которые ранее были прерогативой властей. Таким образом, согласно концепции ученых, формируется тип управления будущего — электронное государство. Это приведет к созданию новой коммуникативной цепи в управлении обществом, изменит контуры отношений между центром и периферией.

Вам также может быть интересно:

В пандемию преподаватели вузов стали еще больше работать

Рабочая неделя ученых стала еще длиннее в период пандемии. Этот эффект коснулся исследователей из разных стран вне зависимости от их пола и специализации, выяснила международная команда с участием ученых из НИУ ВШЭ. Продолжительность рабочего времени в пандемию составила около 51 часа в неделю против обычных 40. Увеличение количества рабочих часов в неделю, по-видимому, часть новой нормы академической среды. Результаты исследования опубликованы в журнале Plos One.

Пандемия способствовала обустройству офисов на дому

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ анализирует изменение спроса работающего населения на цифровые устройства в связи с расширением практик удаленной занятости и дистанционного обучения на фоне пандемии COVID-19.

Как борьба с пандемией повлияла на интерес к пособию по безработице и на уважение прав работников

Почему службы занятости до введения карантинных мер не пользовались популярностью, что в дальнейшем привлекло в них даже работающих, с какими нарушениями трудовых прав можно столкнуться — исследования по этим темам были представлены на одной из сессий XXIII Ясинской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

Пришли зелеными студентами, трудились «в огне»: как пандемия отразилась на молодых медиках

Пандемия коронавируса оказала положительное влияние на самочувствие молодых медиков, получивших боевое крещение в ковидных госпиталях. Они приобрели уникальный опыт и ощутили значимость своей работы. Кроме того, «красные зоны» сплотили коллективы и способствовали развитию наставничества. Об этом шла речь на сессии XXIII Ясинской международной научной конференции, посвященной социологии медицины. Также обсуждались мифы об онкологии, страх обращения за психологической помощью и судебные иски против врачей.

Пандемия спровоцировала рост стрессовых расстройств среди врачей

Психологи из НИУ ВШЭ совместно с коллегами из Екатеринбурга провели исследование о влиянии пандемии на психологическое здоровье российских врачей: оказалось, что медицинские работники чаще стали страдать от стресса, тревоги и депрессии. Результаты работы опубликованы в журнале International Journal of Environmental Research and Public Health.

Укрощение «черных лебедей»: как отрасли отечественной экономики ответили на коронакризис

Российский бизнес смог быстрее адаптироваться к коронакризису, чем предполагалось, а правительство оперативно реагировало на новые вызовы. В то же время эффективность мер поддержки была разной для разных отраслей и во многом зависела от качества взаимодействия бизнеса с профильными ведомствами. Об этом рассказали эксперты ВШЭ — авторы коллективной монографии «Ответ российского бизнеса на пандемию COVID-19. На примере шести отраслевых кейсов», выпущенной Издательским домом ВШЭ. Презентация работы прошла на днях в Вышке.

Эксперты о последствиях COVID-19: пандемия дала импульс к развитию науки и технологий

Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала и Высшая школа экономики провели совместно со Всемирным банком конференцию «Новые вызовы демографического, эпидемиологического и медико-технологического развития: поиск новых моделей развития здравоохранения». Ее участники обсудили, было ли здравоохранение готово к пандемии, как она повлияла на продолжительность жизни и избыточную смертность, насколько достоверна статистика и что нужно делать, чтобы увидеть «конец пандемии».

Сетевой город: эксперты рассказали, как меняется жизнь горожан под влиянием цифровых технологий

В НИУ ВШЭ была презентована монография «Сети города: Люди. Технологии. Власти». Работы авторов объединены идеей об утрате влияния и трансформации концепции умного города, развивающейся под патронажем IT-гигантов.

Кредиты и соцвыплаты: как россияне приспосабливаются к жизни в условиях пандемии

Население России привыкло к жизни в условиях пандемии, при этом доходы россиян, работающих в разных секторах экономики, демонстрируют разную динамику. Государство в этом году вновь выделило средства на масштабные соцвыплаты, доля которых стала рекордной в доходах граждан в третьем квартале. Об этом говорится в новом выпуске Мониторинга социально-экономического положения и социального самочувствия населения, подготовленного Центром анализа доходов и уровня жизни Института социальной политики ВШЭ.

Школа в пандемию: переход в онлайн усилил неравенство

Ни одна из стран на момент начала пандемии не могла обеспечить качественное комбинированное онлайн- и офлайн-образование. При этом у бедных семей стало меньше возможностей обеспечивать обучение детей. Об этом шла речь на открытом семинаре Института образования ВШЭ «На опыте разных стран: что важно усвоить школе после стресса пандемии?».