Alexander Sharikov
- Deputy Editor-in-chief:Faculty of Creative Industries / Editorial Office of 'Communications. Media. Design' Journal
- Professor:Faculty of Creative Industries / Institute of Media
- Programme Academic Supervisor:Media Management, Media Management
- Alexander Sharikov has been at HSE University since 2005.
Education, Degrees and Academic Titles
- 1992Senior Research Fellow
- 1989
Candidate of Sciences* (PhD) in General Pedagogy, History of Pedagogy and Education
USSR Academy of Pedagogic Sciences - 1973
Degree
Lenin Moscow State Teacher Training Institute
According to the International Standard Classification of Education (ISCED) 2011, Candidate of Sciences belongs to ISCED level 8 - "doctoral or equivalent", together with PhD, DPhil, D.Lit, D.Sc, LL.D, Doctorate or similar. Candidate of Sciences allows its holders to reach the level of the Associate Professor.
Courses (2023/2024)
- Media Markets Analysis (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 2 year, 2 module)Rus
- Media Markets Analysis (Mago-Lego; 2 module)Rus
Media Production Technology (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; field of study "42.04.05. Медиакоммуникации", field of study "42.04.05. Медиакоммуникации"; 1 year, 2 module)Rus
Research Seminar "Methodology and Methods of Media Research" (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; field of study "42.04.05. Медиакоммуникации", field of study "42.04.05. Медиакоммуникации"; 1 year, 1-4 module)Rus
- Research Seminar "Methodology and Methods of Media Research" (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 2 year, 1-3 module)Rus
- Past Courses
Courses (2022/2023)
Media Production Technology (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; field of study "42.04.05. Медиакоммуникации", field of study "42.04.05. Медиакоммуникации"; 1 year, 2 module)Rus
- Mentor's Seminar (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 1 year, 1, 2 module)Rus
- Mentor's Seminar (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 1 year, 3, 4 module)Rus
- Research Seminar "Methodology and Methods of Media Research" (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 1 year, 1-4 module)Rus
Courses (2021/2022)
- Media Production Technology (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 1 year, 2 module)Rus
- Project Seminar (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 2 year, 3 module)Rus
- Research Seminar (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 1 year, 1-4 module)Rus
Courses (2020/2021)
- Media Production Technology (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 1 year, 2 module)Rus
- Project Seminar (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 2 year, 3 module)Rus
- Research Seminar (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 1 year, 1-4 module)Rus
Courses (2019/2020)
- Audience Analysis (Minor; Faculty of Creative Industries; 3, 4 module)Rus
- Media Markets Analysis (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 2 year, 3 module)Rus
- Media Production Technology (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 1 year, 2 module)Rus
- Project Seminar (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 1 year, 1, 4 module)Rus
- Project Seminar (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 1 year, 1-4 module)Rus
- Research Seminar (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 1 year, 1-4 module)Rus
- Research Seminar "Methodology and Methods of Media Research" (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 2 year, 1-3 module)Rus
Courses (2018/2019)
- Audience Analysis (Minor; Faculty of Creative Industries; 3, 4 module)Rus
Media Production Technology (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; field of study "42.04.05. Медиакоммуникации", field of study "42.04.05. Медиакоммуникации"; 1 year, 2 module)Rus
- Media Аudience Аnalysis (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 1 year, 1 module)Rus
- Research Seminar "Methodology and Methods of Media Research" (Master’s programme; Faculty of Creative Industries; 1 year, 1-4 module)Rus
Publications75
- Book Davydov S. G., Sharikov A., Eremina A., Pronkina E., Saponova A. V., Paspopova S., Simakova S., Samoilenko S., Gumensky A., Himma-Kadakas M., Kõuts-Klemm R., Goroshko O., Boiko N., Sumskaya A., Simons G., Solomeina V., Mickiewicz E., Ibrayeva G., Zadorin I., Reshetova V., Chizhova D. Internet in the Post-Soviet Area: Technological, Economic and Political Aspects / Сост.: S. G. Davydov. Cham : Springer, 2023. doi
- Article Шариков А. В. Реакция глобального информационного онлайн-пространства на военную спецоперацию РФ на Украине: статистическая медиадинамика // Международная жизнь. 2022. № 4. С. 54-72.
- Article Шариков А. В. Глобальное информационное онлайн-пространство в 2020 г.: динамические характеристики // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. № 2. С. 445-463. doi
- Article Быстрицкий А. Г., Шариков А. В. О представленности России в глобальном информационном онлайн-пространстве // Международная жизнь. 2021. № 2. С. 76-93.
- Chapter Davydov S. G., Maltseva D., Sharikov A., Logunova O., Zadorin I. Digital Literacy Concepts and Measurement, in: Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life / Ed. by S. G. Davydov. Cham : Springer, 2020. doi P. 103-120. doi
- Book Sherstoboeva E., Vartanova E., Konradova N., Sharikov A., Logunova O., Kolozaridi P., Dovbysh O., Maltseva D., Rozhkov A., Zobnina M., Shilina M. G., Zadorin I., Kalinina E., Bodrunova S., Mickiewitz E., Pronkina E., Davydov S. G., Simons G., Muschert G., Ragnedda M., Nigmatullina K., Kreitem H., Bruckmeier K., Asmolov G., Laruelle M. Internet in Russia: A Study of the Runet and Its Impact on Social Life / Ed. by S. G. Davydov. Cham : Springer, 2020. doi
- Book Давыдов С. Г., Логунова О. С., Шариков А. В., Петрова Е. В., Селиверстова Н. В., Дутов А. И., Верезубов М. А., Касьян А. В., Ивашкина О. Г., Давыдова М. А., Стахмич А. С., Немудрова Т. А., Касьян А. Е., Демидов Е. В., Пинская З. А., Стожарова Д. А. Блокнот медиасоциолога / Сост.: С. Г. Давыдов. ВЦИОМ, 2020.
- Article Шариков А. В. Государственное радиовещание в России: тренд на потерю влияния // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2019. № 2. С. 439-458. doi
- Article Шариков А. В. Особенности использования мобильной связи в студенческой среде // Наука телевидения. 2019. № 4. С. 182-216. doi
- Book Истягина-Елисеева Е. А., Викторов Д., Гайда Ф., Галкина Т., Голубков М. М., Данилов-Данильян В. И., Игнатьева А., Кулик А. Н., Миркина Ц., Ничипоров И. Б., Разлогов К. Э., Рарова Т., Ситаров В. А., Сундиева А. А., Ткаченко А. А., Шариков А. В., Элбакян Е. С., Юртаева Е. А. РОССИЯ. 21 ВЕК Энциклопедия Т. 2. М. : ИНФРА-М, 2019.
- Book Истягина-Елисеева Е. А., Викторов Д., Гайда Ф., Галкина Т., Голубков М. М., Данилов-Данильян В. И., Игнатьева А., Кулик А. Н., Миркина Ц., Ничипоров И. Б., Разлогов К. Э., Рарова Т., Ситаров В. А., Сундиева А. А., Ткаченко А. А., Шариков А. В., Элбакян Е. С., Юртаева Е. А. РОССИЯ. 21 ВЕК Энциклопедия Т. 1. М. : ИНФРА-М, 2019.
- Article Шариков А. В. Эфирное русскоязычное вещание в ближнем зарубежье // Международная жизнь. 2019. № 3. С. 166-170.
- Article Шариков А. В. Кинопросмотры россиян на телеканалах: социологический анализ // Вестник ВГИК. 2018. № 3. С. 128-143.
- Article Шариков А. В. Концепции цифровой грамотности: российский опыт // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2018. Т. 3. № 3. С. 96-112.
- Article Шариков А. В., Клименко М. К. Общественное вещание в Европе: симптомы кризиса // Медиаальманах. 2018. № 6. С. 96-107. doi
- Article Шариков А. В., Проскурнова Е. Л., Кандакжи Л. Проблемы возрастной маркировки на российских телеканалах // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2018. Т. 23. № 4. С. 428-440. doi
- Article Шариков А. В. Социометрический статус и досуговое медиапотребление // Национальный психологический журнал. 2018. № 4. С. 39-49. doi
- Article Шариков А. В., Ерофеев С. В. Телесмотрение в юношеском возрасте: тенденции 2008-2017 гг. // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2018. Т. 24. № 4. С. 42-52.
- Article Быстрицкий А. Г., Шариков А. В., Бережная Т. С., Щенников А. С. Тенденции развития эфирного русскоязычного радиовещания за рубежом в 2010-2018 гг. // Международная жизнь. 2018. № 11. С. 36-53.
- Article Шариков А. В., Черкасова М. В. Топ-менеджеры ведущих российских СМИ: социально-демографический портрет сообщества // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2018. Т. 23. № 3. С. 312-322. doi
- Article Шариков А. В. Трансформация понятия "аудитория СМК" в отечественных научных публикациях // Медиаальманах. 2018. № 2. С. 18-26. doi
- Chapter Sharikov A. Media and Information Literacy and the Culture of Open Government: A Common Genesis, in: Media and Information Literacy for Building Culture of Open Government/Proceedings of the International Conference (Khanty-Mansiysk, Russian Federation, 7-10 June, 2016). Moscow: Interregional Library Cooperation Centre, 2017. Ch. 19. P. 119-130.
- Article Шариков А. В. Аудитория радиостанции классической музыки "Орфей": результаты эмпирических исследований (2005-2015) // Наука телевидения. 2017. Т. 13. № 2. С. 124-160.
- Chapter Шариков А. В. Медийно-информационная грамотность и культура открытого правительства: общий генезис // В кн.: Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства. Материалы международной конференции (Ханты-Мансийск, 7-10 июня 2016г.). М. : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2017. Гл. 19. С. 144-158.
- Book Шариков А. В. Медийно-информационная грамотность и формирование культуры открытого правительства. Материалы международной конференции (Ханты-Мансийск, 7-10 июня 2016г.). М. : Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2017.
- Article Дзялошинский И. М., Шариков А. В. О современном состоянии и дальнейшем развитии сферы коммуникационных наук в России // Медиаскоп. 2017. № 3
- Article Шариков А. В. Радио классической музыки и его аудитория в России: опыт эмпирических исследований 2013-2015 гг. // Музыковедение. 2017. № 2. С. 59-69.
- Chapter Давыдов С. Г., Логунова О. С., Шариков А. В. Цифровая грамотность российских регионов: индустриальный взгляд // В кн.: XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / Отв. ред.: Е. Г. Ясин. Кн. 3. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2017. С. 238-246.
- Article Шариков А. В. Генезис полидисциплинарного коммуникативного метадискурса: о становлении науки о коммуникации в России // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2016. Т. 1. № 4. С. 106-129.
- Article Шариков А. В. Закономерности миграций телевизионной аудитории // Наука телевидения. 2016. Т. 12. № 12. С. 193-215.
- Article Шариков А. В., Мицук Т. И. Новогодние выступления президентов Российской Федерации в 2000-2014 гг.: опыт комплексного исследования // Наука телевидения. 2016. Т. 12. № 4. С. 88-128.
- Article Шариков А. В. О четырехкомпонентной модели цифровой грамотности // Журнал исследований социальной политики. 2016. Т. 14. № 1. С. 87-98.
- Article Шариков А. В., Ермолаева О. Я. Отечественная социология и медиа: ретроспективный взгляд (1765-2000) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2016. № 4. С. 99-115. doi
- Book Радиовещание в России в 2015 году. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Под общ. ред.: А. Г. Быстрицкий, О. Я. Ермолаева, А. В. Шариков. М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2016.
- Article Шариков А. В., Батыршин Р. И. Развитие представлений о факторах, определяющих рейтинги телепередач // Медиаскоп. 2016. № 4
- Chapter Шариков А. В., Мицук Т. И. Новогодние выступления президентов Российской Федерации по телевидению в 2000-2014 гг.: опыт комплексного исследования // В кн.: Наука телевидения. Научный альманах Вып. 12. М. : Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, 2015. (in press)
- Book Радиовещание в России в 2014 году. Состояние, тенденции и перспективы развития: Отраслевой доклад / Рук.: О. Я. Ермолаева, А. В. Шариков; под общ. ред.: О. Я. Ермолаева, А. В. Шариков. М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2015.
- Chapter Шариков А. В. Телезритель и экранная личность: идентификационный резонанс // В кн.: Коммуникация как дисциплина и область знания в современном мире: диалог подходов. Сборник статей участников международной научно-практической конференции, 9–11 июля 2015 г. / Отв. ред.: Н. С. Бачурина. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2015. С. 208-218.
- Chapter Sharikov A. Sharikov A. Russia's Internet Audiences: Behavioural Patterns and Trends, in: Internet and Socio-Cultural Transformations in Information Society. Proceedings of the international conference (Yuzhno-Sakhalinsk, Russian Federation, 8-12 September 2013) / Пер. с рус. M. : Interregional Library Cooperation Centre, 2014. Ch. 3. P. 174-182.
- Chapter Шариков А. В. Закономерности поведения российской аудитории Интернета // В кн.: Интернет и социокультурные трансформации в информационном обществе. М. : МЦБС, 2014. С. 198-207.
- Article Шариков А. В., Айгистова Ю. В. Место анимации в жизни младших дошкольников // Культурно-историческая психология. 2014. Т. 10. № 4. С. 72-79.
- Chapter Шариков А. В. О взаимосвязи медиакультуры и медиаобразования // В кн.: Медийно-информационная грамотность в России: дорога в будущее. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Медиа- и информационная грамотность в информационном обществе» (Москва, 24–27 апреля 2013 г.). Издание второе, расширенное и дополненное. М. : МЦБС, 2014. С. 48-57.
- Chapter Шариков А. В. О взаимосвязи телевизионных предпочтений и ценностных ориентаций россиян: опыт эмпирического исследования. // В кн.: Наука телевидения. Научный альманах. 2014, вып.11. Т. 11. М. : Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, 2014. Гл. 23. С. 301-323.
- Chapter Шариков А. В. О необходимости реконцептуализации медиаобразования // В кн.: Медиаобразование как фактор оптимизации российского медиапространства: коллективная монография. М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2014. Гл. 1. С. 8-27.
- Article Шариков А. В. Общество и телерадиовещание в постсоветской России: латентное напряжение // Вестник электронных и печатных СМИ. 2014. № 17. С. 175-2004.
- Book Ставиская Р., Ерошкина Е., Страдомский С., Никитина Т., Козлова А., Кочергина Е., Власова Н., Медведев О., Амзин А., Пенкина А., Дарман В. Радиовещание в России в 2013 году. Состояние, тенденции и перспективы развития / Рук.: О. Я. Ермолаева, А. В. Шариков; под общ. ред.: О. Я. Ермолаева, А. В. Шариков. М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2014.
- Article Шариков А. В. Типология радиостанций Москвы и Санкт-Петербурга: опыт эмпирического исследования // Реклама: теория и практика. 2014. № 6. С. 346-360.
- Chapter Sharikov A. Seeking for a Common Methodological Basis for Media Education and Information Literacy Theories, in: Media and Information Literacy for Knowledge Society / Пер. с рус. M. : Interregional Library Cooperation Centre, 2013. Ch. 2. P. 110-117.
- Chapter Собкин В. С., Шариков А. В., Ермолаева О. Я., Чудинова В. П., Айгистова Ю. В., Быстрицкая К. В., Калашникова Е. А., Крумилов А. А., Мкртычян А. А., Скобельцина К. Н., Смыслова М. М. Анализ содержания и структуры информационного потребления современных российских детей и подростков по возрастным категориям 0-6 лет, 6-12 лет, 12-16 лет и 16-18 лет // В кн.: Концепция информационной безопасности детей и подростков / Рук.: Ю. П. Зинченко; под общ. ред.: Ю. П. Зинченко; науч. ред.: Ю. П. Зинченко. М. : Роскомнадзор, 2013. Гл. 1. С. 1-144.
- Chapter Шариков А. В. В поисках общего методологического базиса теорий медиаобразования и информационной грамотности // В кн.: Медиа- и информационная грамотность в обществах знания. М. : МЦБС, 2013. С. 122-129.
- Chapter Шариков А. В. Динамика содержания показа и просмотров на российских телеканалах в 2000-2012 гг. // В кн.: Наука телевидения. Научный альманах / Под общ. ред.: Г. Гамалея; науч. ред.: Е. Дуков. Вып. 10. М. : Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, 2013. С. 66-88.
- Book Городников А., Ермолаев С., Иванчин А., Комаров Н., Палажченко П., Петренко К., Петрулевич С., Ставиская Р., Сухарева В. А., Шариков А. В. Единый глоссарий основных понятий и терминов, используемых в работе радиостанций в условиях перехода на цифровой формат вещания / Под общ. ред.: О. Я. Ермолаева. М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2013.
- Book Шариков А. В., Цымбаленко С. Б., Майорова-Щеглова С. Н., Жилавская И. В., Макеев П. Мониторинг и анализ московского информационно-образовательного пространства: результаты социологических исследований и программирования. М. : РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013.
- Article Шариков А. В. Телевидение и общество: нравственный конфликт // Художественная культура. 2013. № 1
- Chapter Шариков А. В. Законы телеаудитории: опыт эмпирических исследований // В кн.: Наука телевидения Вып. 9. М. : Гуманитарный институт телевидения и радиовещания им. М.А. Литовчина, 2012. Гл. 4. С. 33-50.
- Article Шариков А. В. Значимость доходов от рекламы среди других источников дохода радиостанций России // Реклама: теория и практика. 2012. № 5. С. 302-319.
- Chapter Шариков А. В. Мак-Люэн // В кн.: Новая российская энциклопедия Т. Х(2). ИНФРА-М, 2012. С. 247-248.
- Chapter Шариков А. В. Массовая коммуникация // В кн.: Новая российская энциклопедия Т. Х(2). ИНФРА-М, 2012. С. 55-58.
- Chapter Шариков А. В. Медиакультура // В кн.: Новая российская энциклопедия Т. Х(2). ИНФРА-М, 2012. С. 132-133.
- Chapter Шариков А. В. Медиаобразование // В кн.: Новая российская энциклопедия Т. Х(2). ИНФРА-М, 2012. С. 133-133.
- Chapter Шариков А. В. На пути к построению общей теории аудитории // В кн.: Социология и общество: глобальные вызовы и региональное развитие: Материалы IV Очередного Всероссийского социологического конгресса. М. : РОС, 2012. С. 965-973.
- Article Шариков А. В. О необходимости реконцептуализации медиаобразования // Медиаобразование. 2012. № 4. С. 61-76.
- Chapter Шариков А. В., Симоненко Д. О явлении идентификационного резонанса в процессе восприятия телепрограмм: к постановке проблемы // В кн.: V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда / Отв. ред.: Ю. Зинченко, А. Журавлев. Т. 3. М. : Российское психологическое общество, 2012. С. 380-381.
- Article Шариков А. В. Общество и телерадиовещание в постсоветской России: латентное напряжение // Вестник электронных и печатных СМИ. 2012. № 17. С. 137-161.
- Book Шариков А. В., Ермолаева О. Я. Радиовещание в России в 2011 году. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Рук.: А. В. Шариков, О. Я. Ермолаева; под общ. ред.: А. В. Шариков, О. Я. Ермолаева. М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2012.
- Chapter Шариков А. В. СМИ и социум: проблемные зоны // В кн.: Повышение эффективности социальной рекламы в России: Сборник статей Международной конференции. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 30-36.
- Chapter Шариков А. В. Типология закономерностей поведения телевизионной аудитории // В кн.: V съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество». Материалы участников съезда / Отв. ред.: Ю. Зинченко, А. Журавлев. Т. 3. М. : Российское психологическое общество, 2012. С. 379-380.
- Article Шариков А. В. Использование Интернета в качественных исследованиях аудитории телевидения и радио // Журнал практического психолога. 2010. № 4. С. 172-185.
- Article Шариков А. В. О влиянии земной и космической погоды на телевизионную аудиторию // Реклама: теория и практика. 2007. № 1. С. 52-65.
- Article Шариков А. В. О факторах, влияющих на поведение телевизионной аудитории // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2006. Т. 2. С. 46-55.
- Article Шариков А. В. Парадигмальные трансформации отечественного телевидения // Социологические исследования. 2006. № 10. С. 95-103.
- Article Шариков А. В. Особенности вещания региональных телеканалов: оценка социолога // Broadband: Кабельное телевидение и мультисервисные сети. 2004. № 1. С. 44-48.
- Article Шариков А. В. Темпоральные закономерности городской телевизионной аудитории России (опыт мониторинговых исследований 1994-96 гг.) // Мир России: Социология, этнология. 1997. Т. 6. № 1. С. 79-106.
New Opportunities for International Applicants: Get to Know HSE University Online
The universal transition to online learning has opened new opportunities for international applicants to get to know HSE University. Below, Deputy Vice Rector Marina Kozak outlines the programmes and opportunities available at HSE that help applicants choose an educational track and assess their capabilities.
‘HSE University Is the Best Choice’
Emiliano Espinosa is from Rosario, an Argentinian city near the Paraná River—not far from Buenos Aires. He first came to Russia 8 years ago, in 2012, for a high school exchange year—he went to a Russian school in Krasnodar and lived with a Russian family. Now, after completing his Bachelor’s at RUDN Moscow, Emiliano Espinosa is a first-year student of the Master’s programme in ‘Media Management’ at HSE University. We spoke with him about his experience of living and studying in Russia.
HSE Staff Members Receive Acknowledgement Medals
Following a directive of the Rector, key HSE staff members have been awarded ‘Acknowledgement’ medals for their high professional achievements and devotion to work.