• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site
Language Proficiency
English
Contacts
Phone:
+7 (495) 772-95-90
22910
+7 (903) 712-96-83
Address: 16 Potapovsky Pereulok, Building 10, room 307
Timetable
SPIN-RSCI: 4162-0664
ORCID: 0000-0001-7215-3901
ResearcherID: R-1918-2017
Scopus AuthorID: 33667819700
Google Scholar
Blogs
VK
Supervisor
S. Kosaretsky
Printable version

 

Have you spotted a typo?
Highlight it, click Ctrl+Enter and send us a message. Thank you for your help!
To be used only for spelling or punctuation mistakes.

Alexey Obukhov

  • Alexey Obukhov has been at HSE University since 2017.

Education, Degrees and Academic Titles

  • 2007
    Associate Professor
  • 2001

    Candidate of Sciences* (PhD)

  • 1998

    Degree
    Moscow State Pedagogical University

* Candidate of Sciences
According to the International Standard Classification of Education (ISCED) 2011, Candidate of Sciences belongs to ISCED level 8 - "doctoral or equivalent", together with PhD, DPhil, D.Lit, D.Sc, LL.D, Doctorate or similar. Candidate of Sciences allows its holders to reach the level of the Associate Professor.

Awards and Accomplishments

Best Teacher – 2023, 2022, 2021, 2020, 2019

Courses (2023/2024)

Courses (2022/2023)

Courses (2021/2022)

Courses (2020/2021)

Courses (2019/2020)

Courses (2018/2019)

Publications

202320

202224

202124

202026

201922

201862

201717

20168

201514

201413

20137

20129

20112

201012

20098

20075

20064

200513

200419

20039

20029

200114

19997

19983

19961

Chapter Обухов А. С. Смех и этнос // В кн.: Научный поиск в решении проблем учебно-воспитательного процесса в современной школе. Тезисы докладов конференции студентов, молодых ученых и учителей. МПГУ, 1996. С. 27-29.

Conferences

  • 2024

    Вечер встреч выпускников "Донской гимназии" - "Лицея на Донской" - Лицея №1553 имени В.И. Вернадского - Школы №1553 имени В.И. Вернадского. Presentation: Путь, который мы прошли. 13 января 1992 - 13 января 2024

  • VIII открытые педагогические чтения памяти И.Б. Ольбинского (Сергиев Посад). Presentation: Холл II Экспедиция как приведение в готовность. Разнообразие практик реализации учебно-исследовательских экспедиций

  • VIII открытые педагогические чтения памяти И.Б. Ольбинского (Сергиев Посад). Presentation: Премьерный показ и обсуждение фильма об экспедиции в Осетию «Исследование природы и культуры Дигории»

  • XIII международная конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (Москва). Presentation: Исследование как выход за пределы заданного: путь развития проактивного проведения и агентности

  • XIII международная конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (Москва). Presentation: Экспедиция как деятельностный путь познания мира

  • XIII международная конференция «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» (Москва). Presentation: Опыт Лицея №1553 имени В.И. Вернадского по организации экспедиций и образовательных путешествий "Экспедиции и образовательные путешествия как смысловые события жизни лицея"

  • 2023
    Цифровая трансформация образования: перспективы и новые возможности развития проектно-исследовательской деятельности в системе общего и дополнительного образования (Москва). Presentation: Проектно-исследовательская деятельность как инструмент повышения мотивации в дополнительном образовании
  • Всероссийская конференция "Современные методы изучения культуры - XV" (Москва). Presentation: Визуальная фиксация и репрезентация изменений жизни деревень нескольких регионов: по экспедиционным материалам 1996-2022 годом
  • Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников "Высший пилотаж" (Москва). Presentation: Роль и позиция наставника при сопровождении участия ученика в конкурсах исследовательских и проектных работ
  • Секция психологии Центрального дома ученых РАН (Москва). Presentation: Педагогическая и психологическая антропология К.Д. Ушинского
  • Научная весенняя сессия МПГУ. Секция "Психологическая антропология". Presentation: Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность – от прикосновения к погружению: офлайн, онлайн, гибрид
  • Московский международный образовательный салон (Москва). Presentation: Образование на Арктическом фронтире
  • Фестиваль "Познание. Творчество. Открытие" (Минск). Presentation: Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность: прикосновение – действие – глубина
  • Актуальное содержание туристско-краеведческой направленности (Уфа). Presentation: Учебно-исследовательские экспедиции по регионам России: продуктивная форма вовлечения учащихся в краеведение
  • Бурятский региональный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» (Улан-Удэ). Presentation: Вовлечение дошкольников и младших школьников в представление и обсуждение исследований и проектов
  • Международный онлайн-форум для специалистов образования и социально-культурной сферы «Наука и технологии в образовании» - 2023 (Москва). Presentation: Проектная и исследовательская деятельность школьников: шаги к изучению и преобразованию мира
  • Московский региональный тур Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь" (Москва). Presentation: Организация экспертизы на конкурсе "Я - исследователь"
  • Всероссийская школа-конференция "Хранители Земли" (Москва). Presentation: Проведение исследований по направлению "Этнография"
  • XIII Всероссийского конкурса детских экологических проектов «Человек на Земле», посвященной 160-летию В.И. Вернадского (Москва). Presentation: Обучающий семинар "Современная этнография и социальная антропология: направления и метода исследования, доступные школьнику"
  • Сетевой открытый межрегиональный исследовательский марафон "Краефест 2023" (Москва). Presentation: Серия занятий трека "Экспедиция - приведение в готовность"
  • II Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Воспитательная деятельность педагога госпитальной школы в работе с детьми, находящимися на длительном лечении» (Москва). Presentation: Воспитательный потенциал деятельности педагога-наставника при сопровождении учащихся госпитальных школ в реализации исследовательских проектов
  • ХI Международная конференция "Деятельностная педагогика и педагогическое образование" (ДППО-2023) (Воронеж). Presentation: Экспедиция - приведение в готовность. Практика учебно-исследовательских экспедиций от замысла до рефлексии

  • Программа "Погружение" для студентов 1 курса Института детства МПГУ (Москва). Presentation: Развитие самостоятельности ребенка - задача взрослого как наставника

  • Международная научно-практическая конференция "Сила игры" (Москва). Presentation: Развитие исследовательских способностей в игре

  • Всероссийской научно-практической конференции «Опыт, инновации и перспективы формирования современных педагогических компетенций в организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся» (Сочи). Presentation: Выход за пределы заданного как начало исследования

  • MILSET Expo-Sciences International 2023, Leader Congress (Пуэбла). Presentation: Expedition as a part of an activity based approach to explore the world: overcoming distances and borders

  • Всероссийская научно-практическая конференция «Опыт, инновации и перспективы формирования современных педагогических компетен-ций в организации исследовательской и проектной деятельности до-школьников и учащихся» (Сочи). Presentation: Выход за пределы заданного как начало исследования

  • V Всероссийская конференция с международным участием «УчимЗнаем» – Заботливая школа– 2023 (Москва). Presentation: Познавательная самостоятельность в ситуации вынужденных ограничений

  • Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования памяти Виталия Григорьевича Безрогова (Москва). Presentation: Самодельные книги-хрестоматии учителя школы села Калинино Забайкалья как пример инициативной формы самообразования 1960-1970 годы

  • Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования памяти Виталия Григорьевича Безрогова (Москва). Presentation: Территориальная самостоятельность и свободная активность в летнее время детей и подростков Нерчинского района Забайкальского края

  • Психологическая антропология и антропопрактика: развитие и саморазвитие (Москва). Presentation: Уехать нельзя остаться. Может ли школа поставить запятую и где будет правильно? Кейс Елизовского района Камчатского края

  • Осенняя школа “Кино как посредник: кинематографические образы в партисипаторных социальных исследованиях и практиках” (Вороново). Presentation: Просмотр и обсуждение фильма "Источник души"

  • Осенняя школа “Кино как посредник: кинематографические образы в партисипаторных социальных исследованиях и практиках” (Вороново). Presentation: мастер-класс «Смотреть и видеть – не одно и тоже»
  • Осенняя школа “Кино как посредник: кинематографические образы в партисипаторных социальных исследованиях и практиках” (Вороново). Presentation: «Возможности и ограничения исследования современных обрядовых практик визуальными средствами»
  • Осенняя школа “Кино как посредник: кинематографические образы в партисипаторных социальных исследованиях и практиках” (Вороново). Presentation: просмотр и обсуждение фильма "Страстная пятница в Уайнамото"

  • Осенняя школа “Кино как посредник: кинематографические образы в партисипаторных социальных исследованиях и практиках” (Вороново). Presentation: просмотр и обсуждение фильма "Перемеха"

  • Конференция Инфоурока «Исследовательская и проектная деятельность школьников: выход за пределы заданного» (Москва). Presentation: Ученические исследования: от рождения замысла до представления на конкурсе

  • Конференция Инфоурока «Исследовательская и проектная деятельность школьников: выход за пределы заданного» (Москва). Presentation: «Исследовательская работа – это интересно»
  • Этнопсихология: теория и практика (Москва). Presentation: Полевая этнопсихология

  • Проектировочный семинар "Организация проектной деятельности учащихся Лицея ВШЭ" (Москва). Presentation: Подходы к оцениванию проектов: примеры из мировой и российской практики школ, университетов, конкурсов
  • Проектировочный семинар "Организация проектной деятельности учащихся Лицея ВШЭ" (Москва). Presentation: Ученические проекты: от рождения замысла до представления
  • IV Всероссийской научно-практической конференции «Организация проектной и исследовательской деятельности: проектная и исследовательская культура педагога и обучающихся» (Томск). Presentation: Исследовательская культура педагога как возможность выхода из колеи
  • Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования (Улан-Удэ). Presentation: Исследование как выход за пределы заданного: между сотрудничеством с наставником и самостоятельностью
  • Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования (Улан-Удэ). Presentation: Подготовка и сопровождение дошкольников и младших школьников к участию в конкурсе "Я - исследователь"
  • 28 заседание научного семинара «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры» (Москва). Presentation: День мертвых в Мексике: вариативность бытования (по материалам экспедиций в различных штатах Центральной Мексики 2023, 2011 и 2009 годов)
  • 2022

    Качественные методы в психологии и социальных науках (Москва). Presentation: Возможности и ограничения исследования современных обрядовых практик визуальными средствами: анализ полевого опыта

  • Научная весенняя сессия МПГУ. Секция "Психологическая антропология" (Москва). Presentation: Образование за пределами школы: развитие практик в России и мире
  • Неклассических чтений 2022 года: "Актуальность наследия А.А.Зиновьева и Н.Г.Алексеева в решении содержательных проблем, стоящих перед человеком в XXI веке" (Москва). Presentation: Реализация конструкта Н.Г. Алексеева "замысел - реализация - рефлексия" для вовлечения детей и подростков в продуктивную деятельность
  • I Межвузовская научно-практическая конференция «Актуальные исследования в области госпитальной педагогики. Формирование и развитие читательской грамотности детей, находящихся на длительном лечении: проблемы, лучшие практики и перспективы» (Москва). Presentation: «Обучение студентов майнора методам развития читательской грамотности через создание разработок для учащихся госпитальных школ»

  • Открытый семинар НИУ ВШЭ по образованию (Москва). Presentation: Как меняется российское образование: школа
  • Образовательный салон "Территория успеха" в рамках II Международных интеллектуальных игр (Якутск). Presentation: Погружение учащихся в исследовательскую деятельность: прикосновение, действие, глубина
  • Образовательный салон "Территория успеха" в рамках II Международных интеллектуальных игр (Якутск). Presentation: Рождение замысла исследования: выход за пределы заданного
  • 14-я Международная исследовательская школа (с. Чапаево Хангалакского улуса Республики Саха (Якутия)). Presentation: Исследовательское обучение подростков: командность, кооперативность, экспресс-форматы
  • VII Всероссийская конференция «Опыт, инновации и перспективы организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся» (Сочи). Presentation: Открывая мир: вовлечение детей в исследования мира вокруг себя
  • Форум "Стань выше с Вышкой!" (Москва). Presentation: Практики реализации исследовательской и проектной деятельность учащихся в ситуации быстрых изменений: офлайн, онлайн и гибридные форматы
  • Симпозиум «Самостоятельное укрепление человека: возможности, эффекты, риски» (Томск). Presentation: Проактивное действие как теоретическая и практическая проблема: подходы и решения в российском образовании. Практики основного и дополнительного образования детей и подростков
  • II единый методический день для педагогов в "Точке будущего" "Педагогическое авторство как условие повышения качества современного образования" (Иркутск). Presentation: Алгоритм педагогического авторства: «замысел – реализация – рефлексия»
  • II единый методический день для педагогов в "Точке будущего" "Педагогическое авторство как условие повышения качества современного образования" (Иркутск). Presentation: Как рождается замысел исследования:выход за пределы заданного
  • VI Всероссийская конференция с международным участием «УчимЗнаем» - Заботливая школа (Москва). Presentation: Исследование как выход за пределы вынужденных ограничений
  • Всероссийский форум "Образовательная перспектива" (Москва). Presentation: От исследовательской активности к исследовательской деятельности: вовлечение детей в научное познание мира вокруг
  • XII Международная конференция "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве" (Москва). Presentation: Исследовательская деятельность учащихся в новой нормальности: реальное, виртуальное, дистанционное
  • XII Международная конференция "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве" (Москва). Presentation: Исследовательская и проектная деятельность учащихся в России: глобальное и локальное
  • XII Международная конференция "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве" (Москва). Presentation: Проектирование учебных занятий в исследовательской ключе
  • Межрегиональный Форум «Байкальский диалог» (Улан-Удэ). Presentation: Культурное разнообразие как предмет или пространство исследования
  • Проектный семинар, направленный на решение задач эффективного развития муниципальной системы образования города Салехарда (Салехард). Presentation: Походы к развитию экосистемы образования города
  • IV Всероссийская конференция с международным участием Турбулентность, динамика атмосферы и климата Посвященная памяти академика Александра Михайловича Обухова. Presentation: Приветствие к участникам конференции от семьи академика А.М. Обухова
  • Встречи с экспертом научного бюро (Москва). Presentation: Человек в контексте культурных традиций различных регионов России: перспективное направление развития исследовательского краеведения
  • Итоговое мероприятие образовательно-туристского проекта "По пути великих открытий" (Москва). Presentation: Исследовательская экспедиция студентов и педагогов ГБПОУ “26 КАДР” «По пути В.К. Арсеньева»
  • 2021

    XI международная конференция "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве" (Москва). Presentation: Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность в новых условиях дистанционного и смешанного обучения

  • XI международная конференция "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве" (Москва). Presentation: Глобальное движение локализации исследований на местности: конкретность, междисциплинарность, командность

  • XI международная конференция "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве" (Москва). Presentation: Проектировочная сессия: реализация концепции "Международных интеллектуальных игр" (Республика Саха - Якутия, 2022 год)
  • XI международная конференция "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве" (Москва). Presentation: Стратегическое планирование по запуску инновационной практики "Урок в парке"
  • Туристско-краеведческая деятельность в регионах России: опыт – проблемы – перспективы (Москва). Presentation: Краеведение - поле для реализации междисциплинарного подхода в дополнительном образовании. Думай глобально, действуй локально: исследовательская деятельность учащихся на местности
  • ММСО. Осонанность (Москва). Presentation: Роль школы в формировании осознанности

  • VI Тюменский региональный конкурс Всероссийских юношеских чтений исследовательских работа имени В.И. Вернадского (Тобольск). Presentation: Как сделать интересную исследовательскую работу?

  • Современные методы изучения культуры - XIII (Москва). Presentation: Возможности и ограничения исследования современных обрядовых практик визуальными средствами: анализ полевого опыта
  • Петербургский международный юридический форум 9 3/4 (Санкт-Петербург). Presentation: Детский туризм: опыт, проблемы, перспективы

  • Дополнительное образование детей: пути развития (Москва). Presentation: Задания открытого типа: вовлечения учащихся в мини-исследования в ситуации резкого перехода дополнительного образования на дистант
  • Исследовательские практики в области госпитальной педагогики: опыт флагманской и региональных площадок проекта «УчимЗнаем» (Москва). Presentation: Перспективы исследования практики госпитальной педагогики участниками проекта "УчимЗнаем"
  • ISCAR 2021 (Natal). Presentation: EDUCATION AS “A MASTERY” OF THE CULTURAL NORM OF LEARNING RESEARCH ACTIVITIES: THE PRACTICE OF IMPLEMENTING CULTURAL-HISTORICAL PSYCHOLOGY IN THE WORK WITH CHILDREN AND ADOLESCENTS IN RUSSIA

  • ONLINE-конференция работников сферы дополнительного образования Тюменской области (Тюмень). Presentation: Организация профориентационной работы с талантливой молодежью
  • «Методическое сопровождение создания новых мест дополнительного образования детей: региональный опыт» (Липецк). Presentation: Опыт создания новых мест дополнительного образования в рамках типовой модели «Топос»
  • IХ Международная конференция "Деятельностная педагогика и педагогическое образование (ДППО)" (Воронеж). Presentation: Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность на местности в ситуации ограничений, вызванных пандемией

  • Московский международный салон образования (ММСО-2021) (Москва). Presentation: Практики образования в открытых пространствах (реальных и виртуальных)

  • Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное наследие – от прошлого к будущему» (Санкт-Петербург). Presentation: Транзитивное общество теленгитов обособленного селения: исследование в парадигме метапозиции
  • Всероссийский съезд, посвященный 100-летию кружкового движения в России (Санкт-Петербург). Presentation: Кружки юннатов и краеведов: славная история, переломное настоящее и туманное будущее
  • XII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования" (Улан-Удэ). Presentation: Задачи образования в VUCA-мире: основание реализации деятельности Детского исследовательского центра "Точки варения"
  • Всероссийская конференция с международным участием "Психология творчества и одаренности" (Москва). Presentation: Автобиографические воспоминания молодых людей, обучающихся в селективном вузе, о поддержке и наказании любознательности в детстве
  • Вторая международная научная конференция "Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования памяти Виталия Григорьевича Безрогова" (Москва). Presentation: Изменяющееся детство в транзитивном традиционном обществе (на примере обособленного селения теленгитов)
  • Стратегическая сессия «Достижение национальных целей развития на территории Пермского края» (Пермь). Presentation: Развитие одаренности и взращивание талантов: психолого-педагогические модели

  • IV Фестиваль студенческого документального кино памяти профессора РГГУ В.М. Магидова "Магидофест" (Москва). Presentation: Подросток, создающий фильм: от самовыражению к познанию мира других
  • Конференция памяти Анатолия Пинского "Новая школа" - 20 лет спустя (Москва). Presentation: Исследовательская и проектная деятельность учащихся в образовании России: вчера, сегодня, завтра
  • Конференция памяти Анатолия Пинского "Новая школа" - 20 лет спустя (Москва). Presentation: Школы и музеи: путь на встречу для расширения образовательного пространства
  • 2020

    неСТАНДАРТная конференция "Эффективная старшая школа" (Калининград). Presentation: Осмысленно делать дело или бессмысленно выполнять программу: а нужно ли еще что-то в старшей школе, кроме продуктивной деятельности?

  • неСТАНДАРТная конференция "Эффективная старшая школа" (Калининград). Presentation: Конструирование модели организации исследовательской и проектной деятельности учащихся в старшей школе

  • Наставническое сопровождение студенческих проектов: специфика и опыт реализации в университетах (Москва). Presentation: Практика подготовки студентов к профессиональной деятельности в сфере образования, выстроенная в логике проектного действия

  • Обучающий семинар по сопровождению исследовательской деятельности учащихся (Москва). Presentation: «Конкурентноспособный» проект или исследование учащегося. Этапы работы и требования к представлению

  • Конкурс замыслов экспресс-исследований на 13-ю Международную исследовательскую школу (IRS) (Москва). Presentation: Научное руководство IRS. Экспертиза конкурсных заявок
  • VI Международная научно-практическая конференция «Физико-математическое и технологическое образование: проблемы и перспективы развития» (Москва). Presentation: Современные технологии в исследовательской и проектной деятельности учащихся

  • Татарстанский региональный тур Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся 8-11 классов им. В.И. Вернадского (Казань). Presentation: От замысла исследования к действию
  • Управление проектной деятельностью школьников в рамках новых ФГОС (Москва). Presentation: Деятельностные модели образования: обучение через открытия, проектное обучение

  • Управление проектной деятельностью школьников в рамках новых ФГОС (Москва). Presentation: Деятельностные модели образования: обучение через открытия, проектное обучение

  • Московский международный салон образования (Москва). Presentation: «Выйти на улицу, вернуть себе город». Образовательный туризм и исследовательское краеведение после карантина
  • Московский международный салон образования (Москва). Presentation: "Город открытий": создаем портал в будущее
  • Московский международный салон образования (Москва). Presentation: Час региона. Москва. "Город — образовательная лаборатория XXI века. Дополнительное образование для школьников"
  • Московский международный салон образования (Москва). Presentation: Час региона. Калининградская область. Калининградская область — территория возможностей
  • Ежегодная летняя конференция Кружкового движения Национальной технологической инициативы (Москва). Presentation: Образовательные сообщества: зарождение и развитие детско-взрослых общностей

  • Методический федеральный семинар "Новые подходы в проектном обучении школьников" (Новосибирск). Presentation: "Парк онлайн": практика вовлечения школьников в исследовательскую и проектную деятельности в ситуации резкого перехода на онлайн обучение

  • Конференция педагогической общественности Московской области (Реутов Московской области). Presentation: Дополнительное образование: расширение возможностей для самореализации детей и вклада в развитие региона
  • Развитие человеческого потенциала: одаренные дети (Якутск). Presentation: Развитие универсальных компетенций в открытой познавательной ситуации
  • Организация исследовательской деятельности учащихся: теория и практика (Актобе). Presentation: Организация исследовательской деятельности учащихся: теория и практика

  • Формирование экологической грамотности и экологически ответственного поведения у школьников (Алтайский край). Presentation: Методы проектной и исследовательской деятельности в развитии экологической грамотности и экологически-ответственного поведения: от пробного действия к глубоким исследованиям и серьезным проектам
  • Создание новых мест дополнительного образования детей в субъектах Российской Федерации (Махачкала). Presentation: Типовые модели дополнительного образования детей по направленностям – основа проектов для развития
  • Челпановские чтения - 2020: перспективы развития научных школ Психологического института (Москва). Presentation: Оппонирование докладу П.А. Сергоманова на тему "Психологические основания учебного плана старшей школы"
  • XI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования» (Улан-Удэ). Presentation: Думай глобально, действуй локально: исследовательская деятельность учащихся на местности

  • Проактивное образование и обучение (Якутск). Presentation: Программа «Топос. Краеведение»: вовлечение учащихся в исследование мира вокруг себя

  • "Дети и детство в истории культуры: современные междисциплинарные исследования" (памяти В.Г. Безрогова" (Москва). Presentation: Мир детей в пространстве культуры взрослых: взгляд на современность из прошлого

  • Взаимодействие школы, семьи и социума в интересах профессионального и социального развития личности ребенка (Тула). Presentation: Реализация индивидуальной образовательной траектории школьника в открытом образовательном пространстве города

  • Ed Crunch (Москва). Presentation: Онлайн-интерактивы: как организовать взаимодействие учеников на удаленке

  • Региональный образовательный форум по дополнительному образованию Красноярского края – 2020 (Красноярск). Presentation: Содержание дополнительного образования: основные тренды, ресурсы. Что есть обновленное, современное содержание дополнительного образования
  • Региональный образовательный форум по дополнительному образованию Красноярского края – 2020 (Красноярск). Presentation: Концепция программы «Топос. Краеведение». Исследовательское краеведение: основные принципы, технологии
  • VII Всероссийского совещания работников сферы дополнительного образования детей (с международным участием) "Дополнительное образование детей – возможность для самореализации и развития талантов" (Москва). Presentation: Топос и хронотоп: междисциплинарность исследовательского краеведения
  • VII Всероссийского совещания работников сферы дополнительного образования детей (с международным участием) "Дополнительное образование детей – возможность для самореализации и развития талантов" (Москва). Presentation: Проектная и исследовательская деятельность в краеведении: междисциплинарный подход, универсальные компетенции и базовая грамотность XXI века
  • Всероссийский научно-философский семинар "Краеведение: исследовательская и проектная деятельность учащихся как драйвер развития региона" (Улан-Удэ). Presentation: Изучая мир вокруг себя: вовлечение, поддержка и сопровождение исследовательской деятельности учащихся по познанию окружающего мира

  • 2019
    VI Открытые педагогические чтения памяти И.Б. Ольбинского (Ольбинские чтения) (Сергиев Посад). Presentation: Становление самостоятельности в контексте образования: желаемое или действительность?
  • IV Всероссийская научно-практическая конференция "Технологии развития личности учащихся в условиях современной медиасреды" (Москва). Presentation: Открытие духовного мира деревенской бабушки городскими подростками: беседы с камерой в руках
  • ISCAR Regional Conference (Ioannina). Presentation: "Maturing of freedom to act at will”: hidden places and fantasy games
  • Наука - фундамент школы XXI века (Москва). Presentation: Образование через исследование
  • V Межвузовская конференция молодых ученых "От детства к взрослости: вариации нормы и особенности развития" (Москва). Presentation: Вовлечение в исследование: от детства к взрослости
  • Стратегическая сессия по развитию Центров просвещения Luminary (Дербент, селение Хрюг Ахтырского района Дагестана). Presentation: Исследовательское краеведение как линия развития содержания неформального образования в горных селениях
  • Секция психологии Центрального дома ученых РАН (Москва). Presentation: Дети и война: репрезентация образов детей в российских почтовых открытках Первой мировой войны
  • МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН ОБРАЗОВАНИЯ 2019 (Москва). Presentation: «О-своение мира»: как гуманитарные и цифровые технологии изменяют облик детского туризма и краеведения в регионах
  • МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ САЛОН ОБРАЗОВАНИЯ 2019 (Москва). Presentation: Развитие образовательных путешествий
  • Всероссийский форум "Педагоги России" (Москва). Presentation: Исследовательская деятельность и технологические проекты в российских школах
  • Всероссийский форум "Педагоги России" (Москва). Presentation: Успешные практики социального проектирования и предпринимательства школьников
  • XII International Research School (Вятичи, д. Кременки Жуковского района Калужской области). Presentation: The development of cognitive autonomy and research education
  • Итоговая конференция комплексной учебно-исследовательской экспедиции "Алтай - 2019" (селение Боочи Онгудайского района Республики Алтай). Presentation: Итоги работы экспедиционной группы "Социокультурная психология и антропология" в селении Язула Улаганского района Республики Алтай
  • Методологический семинар "Гектар" (Шахматово Антроповского района Костромской области). Presentation: Представление и обсуждение фильма "Голоса аилов. Музыкальная культура Язулы"
  • Московский международный форум "Город образования" (Москва). Presentation: Город открытий
  • VII международная конференция «Деятельностная педагогика и педагогическое образование» (Воронеж). Presentation: Исследовательское краеведение: топос и хронотоп в исследовательской деятельности учащихся

  • Х Международной научно-практической конференции «Региональные модели сопровождения и поддержки одарённых и перспективных детей» (Челябинск). Presentation: Исследовательское краеведение, топос и хронотоп: модель развития исследовательских способностей и эмоциональной причастности к родному краю
  • Х Международной научно-практической конференции «Региональные модели сопровождения и поддержки одарённых и перспективных детей» (Челябинск). Presentation: Рождение замысла исследования: выход за пределы заданного
  • VIII INTERNATIONAL FESTIVAL OF ETHNOLOGICAL FILM „KRATOVO 2019“ (Кратово, Македония). Presentation: Фильм "Источник души"
  • Международный инклюзивный театральный фестиваль ПИАНОfest (Нижний Новгород). Presentation: Педагогика слуха: как нам научиться слышать детей и преодолеть синдром педагогической глухоты?
  • Ed Crunch (Москва). Presentation: Выйти за рамки: город как единое образовательное пространство

  • Байкальский международный салон образования (Иркутск). Presentation: Экологическое дополнительное образование: новая грамотность и реальное участие

  • Байкальский международный салон образования (Иркутск). Presentation: Лето - время открытий. Практика и перспективы детских летних научных школ

  • IV краевая конференция "Опыт, инновации и перспективы организации исследовательской и проектной деятельности дошкольников и учащихся" (Сочи). Presentation: Тренинг проведения экспертизы детских работ в рамках всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь"
  • Информационно-коммуникативные технологии в современном образовательном пространстве (Москва). Presentation: ИКТ в учебно-исследовательской деятельности учащихся
  • X международная конференция "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве" (Москва). Presentation: Исследовательское краеведение – изучение топоса и хронотопа. Модель вовлечения учащихся в изучение мира вокруг себя
  • X международная конференция "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве" (Москва). Presentation: Концепция изучения топоса и хронотопа родного края – модель развития исследовательского краеведения в регионах России. Актуальные вопросы апробации различных моделей в рамках системы дополнительного образования, городского пространства, своего региона
  • X международная конференция "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве" (Москва). Presentation: Технология организации рождение замысла исследования на месте
  • XV международная научно-практическая конференция «Психология образования: лучшие практики работы с детством» (Москва). Presentation: От прикосновения к погружению: модель вовлечения детей и подростков в в исследование мира вокруг себя
  • I Всероссийский научно-практический семинар "Естественно-научное и инженерно-техническое образование детей дошкольного возраста: от научной концепции к вариативной практике" (Москва). Presentation: Изучая мир вокруг себя: как поддержать, а не подавить познавательную инициативу ребенка? Ресурсы и ограничения Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь"
  • Всероссийский форум "Стань выше с Вышкой" (Москва). Presentation: Коммуникативные форматы организации исследовательской деятельности учащихся: замысел - реализация - рефлексия
  • Секция психологии Центрального дома ученых РАН (Москва). Presentation: Психология развития одаренности
  • 2018

    IX Международная конференция "Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве" (Москва). Presentation: Ключевые психологические основания обучения через открытия: чувствительность к новизне, познавательная инициатива, риск выбора, настойчивость в реализации интереса

  • Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса (Москва). Presentation: "Учимся делать - делая": ключевой принцип развития "Хорошколы"
  • Всероссийская олимпиада школьников по экономике (Москва). Presentation: Исследование и проект: современные деятельностные форматы образования школьников

  • Лекторий "Траектория ребенка" (Москва). Presentation: Любознательность и любопытство детей. Между поддержкой и наказанием

  • Московский международный салон образования (Москва). Presentation: Креативность в детстве: учить или не мешать?

  • Психология творчества и одаренности (Москва). Presentation: «Выращивание» способностей: модель построения повседневной образовательной практики в зоне ближайшего развития
  • Фестиваль увлекательной науки (Москва). Presentation: Визуальная антропология: человек в контексте культуры

  • Культура имеет значение (Москва). Presentation: Возможности и ограничения исследования современных обрядовых практик визуальными средствами

  • Ребенок - исследователь, деятель, творец: опыт организации специфически детских видов деятельности (Москва). Presentation: Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я - Исследователь»: поддержка или наказание для детей?

  • Ломоносовские чтения (Москва). Presentation: Персонализация как мировой тренд развития образования в старшей школе: исследования, проекты, стажировки

  • Деятельность комитетов и комиссий по этике проведения психолого-педагогических исследований в научных организациях и университетах (Москва). Presentation: Основные функции комиссий по этике исследований в контексте международной научной интеграции
  • XXV Всероссийские юношеские чтения исследовательских работ имени В.И. Вернадского (Москва). Presentation: Секция "Человек в современном мире"; Научный лекторий; Конкурс идей проектов междисциплинарных исследований
  • Всероссийская конференция с международным участием, посвященная столетию со дня рождения академика Александра Михайловича Обухова "Турбулентность, динамика атмосферы и климата" (Москва). Presentation: Жизнь в науке: академик А.М. Обухов

  • III Ежегодной научно-практической конференции памяти М.Ю. Кондратьева «Социальная психология: вопросы теории и практики» (Москва). Presentation: Визуальные методы исследования обрядов: фиксация видимых социокультурных смыслов этнических культур
  • Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь" (Сочи). Presentation: Организация экспертизы результатов исследований и проектов дошкольников и младших школьников на конкурсе «Я – исследователь»

  • Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь" (Сочи). Presentation: Познавательная инициатива и самостоятельность в обучении: как не мешать, а помогать детям делать что-то свое?

  • Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников "Я - исследователь" (Сочи). Presentation: Круглый стол: эксперты, организаторы, руководители исследовательских и творческих работ

  • Технологии самообразования: учись учиться (Москва). Presentation: Организация и сопровождение продуктивной деятельности. Осознанность и мотивация в образовании
  • Международный симпозиум по развитию одаренности детей и молодежи в образовании "Научное образование" (Якутск). Presentation: Развитие исследовательских способностей детей и подростков: модели образовательной практики с учетом возраста

  • Международный симпозиум по развитию одаренности детей и молодежи в образовании "Научное образование" (Якутск). Presentation: Научное образование и интеллектуальное развитие: движение от "Дидактики" к "Learning to Learn"

  • Международный симпозиум по развитию одаренности детей и молодежи в образовании "Научное образование" (Якутск). Presentation: Инициативность, вовлеченность и настойчивость: психологические основы учения через открытия

  • Международный симпозиум по развитию одаренности детей и молодежи в образовании "Научное образование" (Якутск). Presentation: Создание сети научно-образовательный центров "Сети школ Ил Дархан"
  • Международный симпозиум по развитию одаренности детей и молодежи в образовании "Научное образование" (Якутск). Presentation: Стратегическая сессия "Наследии МИИ: импульс развития системы образования Республики Саха (Якутия)"

  • XI Международная исследовательская школа IRS MILSET (Якутия). Presentation: Научное руководство IRS

  • MILSET Vostok Exspo-Sciences (Якутск). Presentation: Научный открытие и социальная ответственность ученого

  • Итоговая конференция комплексной учебно-исследовательской экспедиции "Русский Север - 2018" (Онежское озеро). Presentation: Результаты исследования группы "Социокультурная психология и антропология" в село Лядины Каргопольского района Архангельской области
  • Московский международный форум "Город образования" (Москва). Presentation: Подготовка педагога  к работе по развитию исследовательских способностей и проектных навыков  учащихся в логике «учимся делать — делая»

  • Московский международный форум "Город образования" (Москва). Presentation: Любознательность и любопытство: как рождается секретный мир детства

  • Погружение в новую педагогику (Москва). Presentation: Мир детства в культуре взрослых
  • Научный лекторий в День знаний (Москва). Presentation: Когда мир раскалывается на жизнь и смерть. Терракт в Беслане и психологическая помощь детям и подросткам, выжившим после трагедии

  • Международный фестиваль этнологических документальных фильмов (Кратово). Presentation: Фильм "Туй"

  • Университетская среда для московского учителя в НИУ ВШЭ (Москва). Presentation: Самоуправление в школе: что думают об этом учителя, как воспринимают это школьники

  • Деятельностная педагогика и педагогическое образование (Воронеж). Presentation: Организация системы продуктивной деятельности в школе как формат развития инициативности, вовлеченности и командности учеников и учителей
  • Университетская среда для московского учителя в НИУ ВШЭ (Москва). Presentation: Проектирование образовательных траекторий обучающихся в открытом образовательном пространстве города

  • Университетская среда для московского учителя в НИУ ВШЭ (Москва). Presentation: Метод «исследование в действии» в работе педагога, методиста, руководителя школы

  • Исследовательское обучение: от детского сада до старшей школы (Ковров). Presentation: Развитие исследовательских способностей детей и подростков: модели образовательной практики
  • Исследовательское обучение: от детского сада до старшей школы (Ковров). Presentation: Исследования и проекты дошкольников и младших школьников:конкурс «Я – исследователь»
  • Проблемы развития личности в условиях глобализации: психолого-педагогический аспект (Ереван). Presentation: Психологические ориентиры образования личности в мире неопределенности

  • VIII международная научная конференция «Феномен творческой личности в культуре: Фатющенковские чтения» (Москва). Presentation: «Перемеха»: фантазийная игра детей села Лядины Каргопольского района Архангельской области

  • XI Международной научно-практической конференции (XXIII Всероссийской) «Тьюторство в открытом образовательном пространстве: идея и реализация функции посредничества» (Москва). Presentation: Тьютор в частной школе: социальные ожидание от новой социальной роли
  • Осенний полигон на Гектаре (Шахматово Антроповского района Костромской области). Presentation: Культура исследования в практике образовании
  • Этносеминар (Москва). Presentation: Человек в контексте традиционной культуры: метапозиция и диалог между исследователями разных наук

  • Фестиваль науки и психотехники "Практическая этнопсихология" (Москва). Presentation: Камера-посредник: диалоги с шаманом

  • Дети в душевной травме. Травмапедагогика (Москва). Presentation: «Когда мир раскалывается на жизнь и смерть»: психологическая помощь детям и подросткам после терракта в Беслане

  • Современная дидактика (Москва). Presentation: Исследовательский подход в обучении школьников

  • VIII Международная конференция "Счастливый взрослый рождается в детстве" (Москва). Presentation: Почему любознательность становится любопытством? Как рождается секретный мир детей?
  • Всероссийский управленческий форум Университетского образовательного округа НИУ ВШЭ "Стань выше с Вышкой" (Москва). Presentation: Предмет "Индивидуальный проект": "Зачем? Какой? А получится?" - модели организации проектной и исследовательской деятельности учащихся

  • Зимняя конференция участников Кружкового движения (Санкт-Петербург). Presentation: Что такое образовательный результат в кружке?
  • Секция психологии Центрального дома ученых РАН (Москва). Presentation: От любознательности к любопытству: как рождаются потаенные миры детей?
  • 2017

    VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Учебно-исследовательская деятельность в системе общего, дополнительного и профессионального образования» (Улан-Удэ). Presentation: Как сделать исследование повседневной практикой образования, а не дополнительной работой?

  • Второй региональный образовательный форум "Семья и школа: взаимодействие в открытой образовательной среде" (Калуга). Presentation: Подростковая школа и родители: способы взаимодействия и их границы
  • IV сетевой научный семинар по этнопсихологии (Москва). Presentation: Визуальная антропология: возможности и ограничения в исследовании современных обрядов

  • Middle Schools: Challenges and Solutions of Education in Teen Ages (Тегеран). Presentation: Исследование образовательной практики частных школ Тегерана

  • Шалости подростков: опыт исследования (Москвв). Presentation: Шалости детей и подростков: история вопроса и психологические основы проявления
  • IV Санкт-Петербургские монтессори-чтения (Санкт-Петербург). Presentation: Образовательный результат - что, кем и как оценивается?
  • III Всероссийская научно-практическая конференция "Технологии развития личности учащихся в условиях современной медиасреды" (Москва). Presentation: Визуальные методы исследования человека в контексте культуры: диалог и взаимное действие
  • Эстафета фестивалей Межрайонных советов директоров образовательных организация «Наши общие возможности. Наши общие результаты» (Москва). Presentation: Увидеть и понять: дискуссия по экспедиционным материалам специализации "Социокультурная психология и антропология"
  • Лаборатория "Создание социальных сред: глоссарий, опыт, будущее" (Санкт-Петербург). Presentation: Образовательная среда: от локальной общности до международного сообщества

Editorial board membership

  • 2016: Member of the Editorial Board, Проблемы современного образования.

  • 2009: Member of the Editorial Board, Новые российские гуманитарные исследования.

  • 2005: Member of the Editorial Board (член экспертного совета), Школьные технологии.

  • 2002: Editor-in-chief (до 2009 "Исследовательская работа школьников"), Исследователь/Researcher (Researcher).

  • 2000–2011: Deputy Editor-in-chief, Развитие личности.


Expeditions

Timetable for today

Full timetable

‘People Say that My Russian is Good!’: HSE Student and French Language Teacher Shares Experience and Advice

Ugo Cavitte, a 22-year-old student from the north of France, is currently in his second year of studying for a Master's degree in Pedagogy at the HSE Institute of Education. In addition, he teaches French as a foreign language at HSE's School of Foreign Languages and online. In a recent interview, Ugo shared his experience of studying at HSE and teaching French, as well as his advice for those who want to learn a foreign language better and faster. He also discussed the advantages and disadvantages of online learning, and shared his love for Russian cuisine and culture.

Possibilities and limitations of researching modern ritual practices by visual means

On April 19 Obukhov A.S. (PhD, senior research fellow at the Center for the Study of Modern Childhood of the Institute of Education of the Higher School of Economics) took part in the "Culture matters" research seminar with the report "Possibilities and limitations of researching modern ritual practices by visual means".

Exploring Iran’s Best Practices in School Development

Education researchers Alexei Obukhov of IOE and Elena and Luiza Adamyan of Moscow Teacher Training University have recently traveled to Iran as part of an academic program aimed at tracking cross-country best practices in education development. During their visit, which was organized by the leadership of Iran’s two top private school networks, Mofid School and Salam School, the scholars presented about what is being done in the Russian Federation to advance secondary education, and learned from their cross-border peers about how the objectives of modernizing school environments are addressed in Iran.

Exploring Local Cultures through the Camera Lens

On October 6–8, 2017, the town of Kratovo, Macedonia welcomed the 5th International Festival of Ethnographic Films. This Fest is a vibrant forum for students, filmmakers, anthropologists and multidisciplinary scholars to discuss visual methods in ethnographic research, the most pressing cultural and socioeconomic issues confronting indigenous communities across the globe, and the implications of evidence drawn from visual anthropology for broader social studies, including education. Upon a special invitation from the Fest’s organizing committee, IOE expert Alexei Obukhov traveled to Kratovo this fall to take part in the event.