• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Mechanisms of social inequality in school education

Priority areas of development: sociology
2019
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Цель работы

Анализ каналов действия и воспроизводства социального неравенства на разных ступенях школьного образования

Используемые методы

Серии регрессионных моделей (МНК), многоуровневый регрессионный анализ (HLM), структурное моделирование и анализ медиаторов, логистическая регрессия, описательная статистика

Эмпирическая база исследования

Данные международного исследования PIRLS, лонгитюдного исследования “Траектории в образовании и профессии” (ТрОП), социально-экономические характеристики регионов и характеристики их образовательных систем, источники которых - Росстат и Комплексный проект модернизации образования.

Результаты работы

Межстрановой анализ показал, что образовательные стратегии родителей, связанные с обучением детей чтению до школы, не всегда однозначно зависят от культурного капитала семьи, хотя наиболее эффективные для читательской грамотности детей стратегии (неформальное обучение: чтение книг, рассказывание историй, обсуждение прочитанного) используются преимущественно родителями с высоким культурным капиталом в большинстве стран. Выбор интенсивности обучения чтению в семьях с высоким культурным капиталом связан с длительностью прохождения детьми дошкольного образования – родители пытаются компенсировать нехватку институционального образования и больше заниматься с детьми, используя неформальное обучение. Мы не наблюдаем стратегии компенсации у матерей без высшего образования. Этот результат дополняет дискуссию о социальных различиях в стилях родительства (Аннет Ларо) описанием роли образовательных институтов.

Подтверждена гипотеза о социально-экономических и гендерных смещениях в ожиданиях учителей относительно образовательных результатов учащихся. Учителя склонны переоценивать результаты девочек, рассматривая их как более усидчивых или старательных. Результаты детей из семей с высоким культурным капиталом чаще недооцениваются. Это наблюдение поясняет – через ожидания учителей, как может создаваться эффект «стеклянного потолка», благодаря которому российские школьники с высоким культурным капиталом показывают в международных исследованиях TIMSS и PISA результаты ниже, чем их сверстники с равным культурным капиталом в других странах.

Показано, что практики преподавания, направленные на развитие когнитивных навыков низкого порядка (комплекс действий учителя во время работы в классе, развивающих запоминание, понимание и применение информации), положительно связаны с математическими достижениями учащихся только из семей с низким социально-экономическим статусом. При этом практики преподавания, развивающие когнитивные навыки высокого порядка (связаны с решением нетипичных и незнакомых задач), повышают результаты учеников по математике вне зависимости от их социально-экономического статуса. Эффект практик преподавания также зависит от видов математической деятельности: практики преподавания, направленные на когнитивные навыки высокого порядка, менее эффективны для навыков интерпретации по сравнению с навыками формулирования и применения.

Проанализирована значимость социально-экономической композиции школы (состава детей по их социально-экономическому статусу) для образовательных результатов и для выбора образовательной траектории. Высокая концентрация учащихся с низким социально-экономическим статусом в школе приводит к получению учениками низких результатов и выбору неакадемической образовательной траектории. Из контекстных условий для образовательных результатов в большей степени имеет значение тип населенного пункта, в котором располагалась школа, как показатель возможностей образовательной инфраструктуры. Для выбора академической траектории большее значение имеют академические притязания одноклассников - «эффект сверстников».

По окончании основной школы учащиеся с высоким социально-экономическим статусом чаще продолжают обучение в 10-11 классах по сравнению с учениками с более низким статусом, но равным уровнем успеваемости. По окончании средней школы высокий социально-экономический статус проявляется в более частом выборе селективных (с высоким пропускным баллом) вузов. Помимо различий в уровне притязаний, с выбором траектории связаны структурные факторы: обучение в гимназиях и лицеях, а также в городских школах, где больше детей из семей с высоким социально-экономическим статусом, увеличивает шансы поступить в университет, и в особенности в селективный университет.

Территориальное неравенство в образовании ярко проявляется в выборе детьми академической траектории после 9 класса и результатах ЕГЭ. В последние годы разрыв между регионами в доле детей, оставшихся в старших классах школы увеличивается за счет снижения этого показателя в менее социально-экономически развитых территориях, где поступление в вуз сопряжено с более высокой конкуренцией за места, переездом и дополнительными финансовыми затратами. Институциональным фактором, связанным с траекторией учащихся могут быть апробируемые в регионах образовательные реформы. Неравенство в выборе траектории накладывается на относительно большое социально-экономическое неравенство, что способствует росту межрегиональных различий в образовательных результатах выпускников.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР

Разработка мер администрацией школ и регионов по повышению образовательных результатов школьников, а также разработка обучающих курсов для работников образования (учителей, администрации школ)

Publications:


Jackson M., Khavenson T., Chirkina T. Raising the Stakes: Inequality and Testing in the Russian Education System // Social Forces. 2020. Vol. 98. No. 4. P. 1613-1635. doi
Бысик Н. В., Гетман А. В., Капуза А. В., Керша Ю. Д., Ларина Г. С., Сергеева Т. В., Лебедева Н. В., Пинская М. А., Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А. Качество школьного образования // В кн.: Российская школа: Начало ХХI века / Под общ. ред.: С. Г. Косарецкий; науч. ред.: Я. И. Кузьминов, И. Д. Фрумин. М. : Издательский дом НИУ ВШЭ, 2019. doi С. 88-183.
Bodovski K., Chykina V., Khavenson T. Do human and cultural capital lenses contribute to our understanding of academic success in Russia // British Journal of Sociology of Education. 2019. Vol. 40. No. 3. P. 393-409. doi
Larina G., Markina V. M. Hidden mechanisms of differentiation: teachers’ beliefs about student diversity // Journal of Mathematics Teacher Education. 2019 doi