• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Monitoring enrollment in Russian state and non-state universities

Priority areas of development: sociology
2019
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Мониторинг качества приема в Российские вузы проводится с 2009 года, с 2011 года он охватывает все государственные вузы РФ, ведущие прием по результатам ЕГЭ. В мониторинг не включены творческие вузы и вузы силовых министерств.

В 2019 году в Мониторинге 398 головных государственных вузов, 329 филиалов и 102 негосударственных вуза.

Объектом исследования являются списки зачисленных в вузы на бюджетные и платные места с указанием баллов ЕГЭ, оснований для зачисления, направления подготовки.

Предмет исследования – качество приема в вузы. Качество приема оценивается в первую очередь посредствам расчета среднего балла ЕГЭ зачисленных на бюджетные и платные места в вузы и на направления подготовки. Кроме средних баллов ЕГЭ учитывается структура приема в вузы (доля зачисленных победителей и призеров олимпиад), наличие в вузах укрупненных групп направлений, в которых вуз занимает лидирующие позиции по качеству приема.

Основная цель научного исследования

Создание рейтинга качества бюджетного и платного приема в вузы, который позволяет, в том числе получить информацию о спросе на отдельные направления подготовки со стороны абитуриентов и их семей, востребованности направлений подготовки среди абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ и среди победителей и призеров олимпиад школьников.

Используемые методы

Методология проведения Мониторинга очень проста. Из открытых источников данных собирается следующая информация. С сайтов вузов: перечень направлений подготовки, на которые вуз ведет прием; контрольные цифры приема; перечень сдаваемых предметов ЕГЭ и дополнительных испытаний; минимальные баллы ЕГЭ; стоимость обучения. Из приказов о зачислении: списки зачисленных на направления подготовки; основания для зачисления; сумма баллов ЕГЭ или сумма конкурсных баллов. Из рейтинговых списков: баллы за индивидуальные достижения и баллы ЕГЭ по предметам.

На основе этих данных рассчитываются средние баллы ЕГЭ, фиксируется структура приема в вузы и по группам направлений подготовки.

Эмпирическая база исследования

Из этих сведений формируется база данных, в которой для каждого зачисленного в вуз известна следующая информация (при условии, что она была размещена на сайте): вуз; направление подготовки; место (бюджетное/ с полным возмещением затрат); основание для зачисления (по конкурсу, целевой прием, прием по квоте, без вступительных испытаний); набор сдаваемых предметов ЕГЭ; сумма конкурсных баллов; сумма баллов ЕГЭ; сумма баллов за индивидуальные достижения; средний балл ЕГЭ (в расчете на один предмет).

Результаты работы

Основным результатом работы является рейтинг качества бюджетного и платного приема. Рейтинг строится по вузам и по укрупненным группам направлений подготовки. Вузы сортируются по убыванию среднего балла ЕГЭ зачисленных (в случае равенства баллов – по убыванию числа зачисленных).

Для каждого вуза и каждой укрупненной группы направлений подготовки в вузе рассчитаны:

  • Средние баллы ЕГЭ зачисленных по всем основаниям;

  • Показана структура приема;

  • Рассчитана средняя стоимость обучения (рублей в год);

  • Доля «сильных», «средних» и «слабых» зачисленных;

  • Показаны минимальные баллы ЕГЭ, установленные вузами на каждое направление подготовки.

Кроме этого рассчитываются обобщенные данные:

  • по типам вузов;

  • по укрупненным группам направлений подготовки;

  • по регионам.

Данные, собираемые каждый год, сопоставимы (связаны) с данными предыдущих лет. Таким образом, собранный массив данных за 9 лет проведения полномасштабного Мониторинга позволяет как делать общие выводы о динамике качества приема, так и отслеживать траектории конкретных вузов.

В ходе анализа полученной базы данных были сделаны следующие выводы.

¾   В топ-25 государственных вузов по качеству бюджетного приема (численность приема – более 100 чел.) вошли 15 московских вузов, 6 петербургских, два из Нижегородской области и по одному из Новосибирской области и Пермского края. 4 вуза в топовой группе – филиалы: все три филиала НИУ ВШЭ и один филиал РАНХиГС. Одиннадцать вузов этой группы имеют средний балл бюджетного приема выше 90 (в 2018 г. таких вузов было 7), среди них есть вузы с большим набором (от 1 до 3 тыс. чел.): МГУ, СПбГУ, НИУ ВШЭ, Университет ИТМО.

¾   Лидеры качества платного приема практически совпадают с лидерами бюджетного. Все сильнейшие вузы в платном приеме имеют средний балл выше 70, а шесть вузов – выше 80: МФТИ (88,6), НИУ ВШЭ (83,8), МГИМО (83,6), СПбГУ (80,7) и филиал НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге (80,6).

¾   Многие абитуриенты, которым не хватило баллов для поступления на бюджетное место в вуз из топ-10, предпочитают поступить на платное место в этом вузе, отказываясь от бюджетных мест в следующих десяти по рейтингу качества приема вузах. Характерный пример – направление «Математика». Средний балл ЕГЭ на платные места в вузах топ-10 (84,0) практически равен среднему баллу ЕГЭ на бюджетные места (86,0) в вузах, занимающих 11-20 места (в обоих случаях средний балл почти на 5 выше баллов 2018 года). При этом около 750 человек выбирают платное обучение в топ-10 по направлению «Математика» (в среднем 280,0 тысяч рублей в год). Похожие тенденции наблюдаются по «Физике», «Юриспруденции», «Химии», «Социологии». Таким образом, можно утверждать, что в России начал работать эффект репутации.

¾   Результаты исследования демонстрируют, что всё более заметный вес в платном наборе приобретают направления, ассоциируемые с современными перспективными профессиями: цифровыми технологиями (в т.ч. гуманитарными), креативной индустрией, а также поддержкой благополучия и развития «мягких навыков». Такой вывод можно сделать, анализируя прирост среднего балла и спрос (численность поступивших) на платные места, – иными словами, популярность направления среди будущих студентов. Традиционные лидеры платного приема – государственное и муниципальное управление, юриспруденция, менеджмент, экономика – постепенно теряют позиции, уступая в качестве и объеме приема перспективным профессиональным направлениям.

Результаты Мониторинга качества приема могут использоваться органами государственной власти (Министерство высшего образования и науки РФ, Рособрнадзор, региональные министерства образования и науки, прочие министерства, имеющие подведомственные вузы) для оценки эффективности вузов. Также результаты Мониторинга могут быть полезны руководителям вузов для оценки места своего вуза среди конкурентов, для выработки стратегии приемной кампании.

Результаты Мониторинга качества приема ежегодно размещаются в открытом доступе на сайтеhttp://www.hse.ru/ege/, что обеспечивает общественный контроль за процедурой зачисления в вузы и позволяет абитуриентам следующего года сделать выбор вузов и направлений подготовки.