Ольга Гаевская возглавила Центр развития карьеры минувшей осенью, первые месяцы ее работы оказались непростыми. Тем не менее текущую ситуацию она не склонна рассматривать в одних лишь черных красках. Как следует вести себя на нынешнем рынке труда и какие навыки надо развивать, она рассказала «Вышке для своих».
— Студентам, которые сейчас готовятся выйти на рынок труда, особенно неуютно: непонятно, чего ждать от этого рынка, как он их встретит. Можно ли уже строить какие-то прогнозы, что будет с рынком?
— Конечно, прогнозы строить очень сложно, ситуация очень динамичная. Опасения вышкинцев понять можно, поскольку определенная часть наших студентов всегда ориентировалась на работу в западных компаниях, а они сейчас массово покидают рынок. Но я бы не стала рисовать картину в одних черных красках. Прежде всего мы видим, что наши международные связи, огромное количество разнообразных коммуникаций с зарубежными партнерами — все это не порвалось в одночасье раз и навсегда. Да, большинство международных компаний не проводят маркетинговые мероприятия, они приостанавливают рекрутинг, но все надеются на то, что кризис рано или поздно закончится и будет какой-то новый мир, и все действуют с оглядкой на то, чтобы иметь возможность вернуться.
— И что же делать выпускникам сейчас, в момент кризиса?
— Сейчас главное — не опускать руки. Если, допустим, студент выстраивал всю свою образовательную траекторию под компании «большой четверки», то следует иметь в виду, что российские офисы этих компаний сейчас продолжают работать. Да, они работают обособленно, а не в рамках больших корпораций, но уровень компетенций от этого не упал моментально, это по-прежнему хорошее место для трудоустройства. Кроме того, не нужно забывать, что есть большие российские компании — Сбер, Яндекс, VK, и это уже целые экосистемы, там огромное количество направлений развития. Конечно, многие направления российского бизнеса пострадали от санкций, но принимаются меры правительственной поддержки, и, как мы знаем, есть направления бизнеса, которые будут развиваться вне зависимости от кризисов: производство продуктов питания, IT и т.д. Возможно, части выпускников придется несколько снизить требования и пойти работать в российские компании, которые раньше очень хотели, но не могли заполучить к себе вышкинцев. Но и в этом нет ничего страшного.
— А что хорошего в том, чтобы идти туда, куда идти не хотел?
— Ну если идти с унылым настроем, то, конечно, ничего хорошего. Но если понять, что любой опыт, а тем более опыт работы в реальном бизнесе, в кризисное время — это гигантский вклад в собственное развитие, тогда отношение меняется. Тут главное — не потерять время, не сесть на диван и не начать себя жалеть. Да, может быть, начать придется не со 150 тысяч и не в крупной международной фирме. Но это как со стажировками: некоторые студенты говорят нам: «Не пойду на бесплатную стажировку, пойду только на платную». А на бесплатной, может быть, есть возможность решать более крутые задачи, расширять кругозор, нарабатывать навыки, и это ошибка — игнорировать такую возможность.
Так же и с работой. Я не думаю, что Россия будет совсем исключена из международного контекста, мы слишком большие для этого, здесь слишком много завязок. Будет новый этап, и на нем будут востребованы те, кто знает этот рынок, кто поработал «в полях».
— Какие меры поддержки молодежи разрабатывает правительство?
— На самом деле, мы видим, что правительство даже сейчас думает в этом направлении, и совсем недавно, 20 марта, премьер-министр подписал постановление о том, что правительство будет субсидировать компании, которые нанимают на работу людей в возрасте до 30 лет. Мы еще не знаем, как именно будет работать это решение, поможет ли оно молодежи, поможет ли оно бизнесу, но, во всяком случае, это свидетельство того, что правительство эту проблему держит в голове.
— Если говорить про иностранные компании, то есть ведь не только западные, но и восточные. Стоит ли студентам ориентироваться на них?
— Еще как стоит. Россия сейчас поворачивается на Восток. Это Китай, Индия, Израиль, арабские страны. Это нужно иметь в виду, причем не только выпускникам, но и всем студентам. И самое время задуматься о том, чтобы помимо английского начать учить китайский, корейский.
Это всегда будет в плюс. И если есть возможность изучать не только европейскую культуру, европейский бизнес и ценности, но и другие мировые системы, этим тоже обязательно нужно воспользоваться. Россия всегда была на перепутье между Востоком и Западом, и в любое время нужно смотреть в оба направления.
— Какие формы карьерной поддержки университет может предложить своим студентам?
— Я могу рассказать о нескольких наших проектах, они проводились до всего этого и оказались особенно актуальны сейчас. Прежде всего мы проводим карьерные консультации. Любой студент может обратиться к нам с запросом любой степени конкретизации — от «я не знаю, в какую сторону мне двигаться» до «я хочу вот этого, но не понимаю, как подступиться». Карьерный консультант общается со студентом, смотрит его резюме, вместе они решают, что можно улучшить и как выстраивать карьерный трек. Этим занимаются карьерные менеджеры, которые работают на факультетах, и это стало общеуниверситетской программой.
Один из новых проектов — День HR в Вышке. В рамках данного проекта HR-специалисты компаний приходят в Вышку, и студенты всех возрастов, с первого курса бакалавриата до второго курса магистратуры, к ним записываются на карьерные консультации. Это такое «комбо» карьерного консультирования и экспресс-интервью. Здесь уже разговор происходит более предметный, нельзя прийти со словами «не знаю, чего хочу» — здесь скорее вопрос «как мне попасть в вашу компанию?». И у нас уже были случаи, когда HR говорит: «Пришел ко мне первокурсник, и я его готов уже себе забрать, настолько он круто мыслит». Конечно, первокурсника никто не хантит, но на третьем курсе он уже может пойти на стажировку в эту компанию и потом устроиться работать. Также в рамках поддержки студентов питерская Вышка в партнерстве с нами и двадцатью ведущими университетами России запустила Высшую школу карьеры. Это онлайн-проект, в рамках которого студенты получают восемь очень крутых лекций, работают над личным брендингом, над составлением резюме, над анализом рынка, общаются с работодателями.
Еще у нас недавно прошла встреча «Женская карьера: от мысли к действию» в рамках международной программы Inspiring Girls. Что мне больше всего понравилось на этой встрече: девушки, которые пришли на мероприятие, не были в состоянии паники, подавленности, они очень правильно ставили вопросы. Не просто «все плохо, кризис», а «какая должна быть моя стратегия в кризис, чему мне нужно учиться, какие компетенции нужно сейчас приобретать, какие навыки вырабатывать?». У всех студентов есть осознание, что все меняется, что нужно использовать трудное время для того, чтобы быть сильнее, лучше подготовиться к новой реальности.
— А что это за качества, которые нужно приобрести?
— Это все те же soft skills, о которых мы говорим всегда, но которые сейчас становятся особенно важны. Стрессоустойчивость, коммуникативные навыки, адаптивность, умение видеть вещи масштабно, не в черно-белом цвете. Все эти навыки в значительной степени просели у большинства за два года пандемии, а стрессы последних нескольких недель бьют по ним еще сильнее. Но для кадрового рынка важно их наличие, здесь будет выживать сильнейший. Нельзя предаваться отчаянию, желанию забиться в норку. Эти навыки нужно возвращать себе, усиливать их через не могу, и методы давно известны. Создавайте команды, участвуйте в командной работе везде, где это возможно. Участвуйте в офлайн-мероприятиях. Не зацикливайтесь на диджитальном общении, особенно когда понимаете, что оно становится слишком засоренным, выходите общаться вживую. Учитесь держать фокус, не отвлекаться на соцсети. Это сложно после всего, что было. Я даже по себе могу об этом судить. Для меня публичные выступления никогда не были проблемой, это всегда был мой конек. Но, выйдя на сцену после двух лет общения с людьми через экран, я вдруг обнаружила, что ноги подкашиваются и язык не слушается. Так что я сама пошла на курсы, которые прокачивают этот навык.
И конечно, сейчас особенно ценна кросс-функциональность. Смотрите на смежные дисциплины, изучайте другие отрасли, ищите возможности на стыке направлений — это поможет вам в развитии бизнес-кругозора и лучшем понимании рынка.