Nikita Bolshakov
- Associate Professor:Faculty of Social Sciences / School of Sociology / Department of Sociological Research Methods
- Senior Research Fellow:International Laboratory for Social Integration Research
- Nikita Bolshakov has been at HSE University since 2011.
Education and Degrees
- 2021
Candidate of Sciences* (PhD)
HSE University - 2015
Master's in Sociology
HSE University - 2013
Bachelor's
HSE University - 2013
Bachelor's
HSE University
According to the International Standard Classification of Education (ISCED) 2011, Candidate of Sciences belongs to ISCED level 8 - "doctoral or equivalent", together with PhD, DPhil, D.Lit, D.Sc, LL.D, Doctorate or similar. Candidate of Sciences allows its holders to reach the level of the Associate Professor.

Young Faculty Support Program (Group of Young Academic Professionals)
Category "New Lecturers under 30" (2018-2019)
Category "Future Lecturers" (2014-2015)
Courses (2022/2023)
- Computer Methods for Analyzing Sociological Data (Master’s programme; Faculty of Social Sciences; 1 year, 1 module)Rus
- Methodology and Methods for Sociological Research (Bachelor’s programme; Faculty of Social Sciences; 2 year, 1-3 module)Rus
Courses (2021/2022)
Computer Methods for Analyzing Sociological Data (Master’s programme; Faculty of Social Sciences; field of study "39.04.01. Социология", field of study "39.04.01. Социология"; 1 year, 1, 2 module)Rus
- Methodology and Methods for Sociological Research (Bachelor’s programme; Faculty of Social Sciences; 2 year, 1-3 module)Rus
- Research Seminar - 2 (Bachelor’s programme; Faculty of Communications, Media, and Design; 2 year, 1-4 module)Rus
- Research Seminar - 3 (Bachelor’s programme; Faculty of Communications, Media, and Design; 3 year, 1-4 module)Rus
- Statistical Analysis (SPSS) (Bachelor’s programme; Graduate School of Business; 3 year, 3 module)Rus
- Past Courses
Courses (2020/2021)
Computer Methods for Analyzing Sociological Data (Master’s programme; Faculty of Social Sciences; field of study "39.04.01. Социология", field of study "39.04.01. Социология"; 1 year, 1, 2 module)Rus
- Methodology and Methods for Sociological Research (Bachelor’s programme; Faculty of Social Sciences; 2 year, 1-3 module)Rus
- Research Seminar (Bachelor’s programme; Faculty of Communications, Media, and Design; 3 year, 1-4 module)Rus
- Research Seminar (Bachelor’s programme; Faculty of Communications, Media, and Design; 2 year, 1-4 module)Rus
Courses (2019/2020)
Computer Methods for Analyzing Sociological Data (Master’s programme; Faculty of Social Sciences; field of study "39.04.01. Социология", field of study "39.04.01. Социология"; 1 year, 1, 2 module)Rus
- Methodology and Methods for Sociological Research (Bachelor’s programme; Faculty of Social Sciences; 2 year, 1-3 module)Rus
- Research Seminar (Bachelor’s programme; Faculty of Communications, Media, and Design; 3 year, 1-4 module)Rus
- Research Seminar (Bachelor’s programme; Faculty of Communications, Media, and Design; 2 year, 1-4 module)Rus
- Statistical Analysis (SPSS) (Bachelor’s programme; Graduate School of Business; 2 year, 4 module)Rus
Courses (2018/2019)
Computer Methods for Analyzing Sociological Data (Master’s programme; Faculty of Social Sciences; field of study "39.04.01. Социология", field of study "39.04.01. Социология"; 1 year, 1, 2 module)Rus
- Research Seminar (Bachelor’s programme; Faculty of Communications, Media, and Design; 3 year, 1-4 module)Rus
- Research Seminar (Bachelor’s programme; Faculty of Communications, Media, and Design; 2 year, 1-4 module)Rus
- Statistical Analysis (SPSS) (Bachelor’s programme; Graduate School of Business; 2 year, 4 module)Rus
Courses (2017/2018)
- Research Seminar (Bachelor’s programme; Faculty of Communications, Media, and Design; 2 year, 1-4 module)Rus
- Statistical Analysis (SPSS) (Bachelor’s programme; Graduate School of Business; 2 year, 1 module)Rus
Conferences
- 2021Интернет-форум «Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья». Presentation: Как пандемия коронавируса отразилась на обучении детей с инвалидностью? Итоги всероссийского опроса
- ISA Forum of Sociology 2021 (Porto Alegre). Presentation: The Meaning of Deafness in the Process of Vocational Education and Professional Identification of Youth with Hearing Loss in Russia.
- 15th Conference of the European Sociological Association (Barcelona). Presentation: “The state just makes everything more difficult for the Deaf”: barriers to inclusion in education and the labour market in Russia
- Fulbright International Disability Seminar (Moscow). Presentation: «Государство не обращает внимания и усложняет все»: барьеры включения глухих и слабослышащих в образование и рынок труда
- II международная конференция «Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент» (Пермь). Presentation: Парадоксы доступности и управление инклюзией в учреждениях культуры: исследование незрячих посетителей в музее
- IХ Международный Форум Фонда «Обнажённые сердца» (Москва). Presentation: Социальные эффекты пандемии: вызовы для семьи, профессионалов и гражданского общества
- 2020Социальный урбанизм: время и пространство городской жизни (Саратов). Presentation: Инклюзивный музей в городе: от отдельных практик к методической рефлексии
- SOCIAL DYNAMICS: INEQUALITIES, INTEGRATION, MOBILITY, AND MIGRATION (Budapest). Presentation: ‘Bringing them up from scratch’ Assembling NPM policies in Russian regions
- International Research Conference "Interaction. Integration. Inclusion" (Москва). Presentation: Специфические установки сообщества глухих в системе факторов профессионального выбора глухой и слабослышащей молодежи
- International Research Conference "Interaction. Integration. Inclusion" (Москва). Presentation: Реформирование социальной сферы российских регионов: гибридизация квази-рынка социальных услуг
- 2019
BASEES (British Association for Slavonic and East European Studies) Annual Conference 2019 (Кембридж). Presentation: Occupational choice of deaf and hard of hearing young people in modern Russia
- Всероссийская конференция с международным участием по проблемам трудоустройства и получения профессионального образования людьми с нарушениями слуха: «Глухие могут все: трудоустройство без барьеров» (Москва). Presentation: «Профессиональный выбор и барьеры профессиональной адаптации глухих (по результатам социологического исследования)»
- Социологический метод исследования в театроведении: школы и направления (Москва). Presentation: Социологические исследования театральной аудитории
- 2018Без барьеров 2.0: новые подходы в исследовании инвалидности (Москва). Presentation: Глухота как (не)инвалидность: взгляд на свою глухоту молодежи, получающей среднее профессиональное образование
- 2017Векторы развития современной России – 2017. «Границы дают отпор»: демаркация практик, пространств и языков описания (Москва). Presentation: Возможности и ограничения интеграции глухих и слабослышащих в общедоступные культурные практики
- 13th Conference of the European Sociological Association (Un)Making Europe: Capitalism, Solidarities, Subjectivities Athens, Greece, 29 Aug. - 01 Sept. 2017 (Афины). Presentation: Art and cultural consumption in Russian Deaf community
- 2016XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества (Москва). Presentation: Концепция культурного капитала в контексте социальной инклюзии людей с нарушениями слуха
- X Всероссийская научная конференция памяти Юрия Левады "Современное российское общество и социология" (Москва). Presentation: Применение смешанных методов при работе с малоизученными группами на примере исследования сообщества глухих
- X Всероссийская научная конференция памяти Юрия Левады "Современное российское общество и социология" (Москва). Presentation: Применение смешанных методов при работе с малоизученными группами на примере исследования сообщества глухих
- X Всероссийская научная конференция памяти Юрия Левады "Современное российское общество и социология" (Москва). Presentation: Применение смешанных методов при работе с малоизученными группами на примере исследования сообщества глухих
- VII Международная научно-практическая конференция памяти А.О. Крыштановского «Методы и процедуры социологических исследований» (Москва). Presentation: Использование смешивания методов в процессе разработки и пилотажа опросного инструмента при работе с неслышащими респондентами
- 2015
IX Всероссийская научная конференция памяти Юрия Левады "Современное российское общество и социология" (Москва). Presentation: Возможности он-лайн исследований при опросе неслышащих респондентов
- 2014VI конференция СОЦИОЛОГИЯ В ДЕЙСТВИИ (Санкт-Петербург). Presentation: Социологическая составляющая оценки театров в крупных городах
- XIII международная научно-практическая конференция молодых ученых "Векторы: от формирования ценностей к изобретения традиций" (Москва). Presentation: Социологический подход к оценке организаций исполнительского искусства: опыт одного исследования
- V Рязанские социологические чтения (Рязань). Presentation: Культурные практики глухих и слабослышащих в современном мегаполисе
- IX международная научная конференция "Сорокинские чтения": Приоритетные направления развития социологии в XXI веке (Москва). Presentation: Отношение россиян к платному образованию, как барьер взятия образовательных кредитов
- 2013VII Конференция памяти Юрия Левады «Современное российское общество и социология» (Москва). Presentation: Причины непопулярности образовательных кредитов.
- ІІ Конгресс Социологической ассоциации Украины «Социология и общество: взаимодействие в условиях кризиса» (Харьков). Presentation: Индексный подход к измерению культурного капитала
- Культурная политика. История и современность (Москва). Presentation: Культурный уровень аудитории в системе оценки деятельности театров.
20222
- Article Большаков Н. В., Долгова Е. М. Инклюзивное образование в пространстве постсоциализма: сравнительный анализ родительской удовлетворенности // Вопросы образования. 2022. № 1. С. 54-74. doi
- Book Мультисенсорный музей: междисциплинарный взгляд на осязание, звук, запах, память и пространство / (под ред.: Н. В. Большаков, Т. Лапшина). М. : Музей современного искусства "Гараж", 2022.
20216
- Preprint Dukes D., Van Herwegen J., Bolshakov N., et a. Introducing the COVID-19 crisis Special Education Needs Coping Survey. / PsyArXiv. Series "February 16". 2021. doi
- Chapter Большаков Н. В., Долгова Е. М., Роза Д. Как пандемия коронавируса отразилась на обучении детей с инвалидностью? Итоги всероссийского опроса // В кн.: VII Всероссийская научно-практическая интернет-конференция «Теория и практика дистанционного обучения учащихся и молодежи с ограниченными возможностями здоровья». Сборник материалов. Кемерово : Государственное общеобразовательное учреждение «Кузбасский центр образования», 2021.
- Article Большаков Н. В. Кохлеарная имплантация: между медикализацией и культурой глухих // Журнал исследований социальной политики. 2021. Т. 19. № 4. С. 744-750. doi
- Chapter Большаков Н. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Модели понимания инвалидности // В кн.: Хрестоматия научного журнала The Garage Journal. М. : Музей современного искусства "Гараж", 2021. С. 91-107.
- Book Большаков Н. В. Театральный зритель и продвижение спектаклей в Российской Федерации. Результаты качественного исследования. М. : Лаборатория будущего театра ГИТИСа, 2021.
- Article Большаков Н. В., Присяжнюк Д. И., Ярская-Смирнова Е. Р. Ценностные ориентиры и опыт неолиберальных реформ в российских регионах: дилеммы социального менеджмента // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2021. № 3. С. 424-449. doi
20203
- Article Большаков Н. В., Бабкина А. С. «Нормально мы будем работать»: адаптация незрячих студентов в вузах // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 5. С. 540-558. doi
- Book Большаков Н. В., Иванов О. В., Дмитриевский В. Н., Дадамян Г. Г. Зрительская аудитория театра: размышления и исследования. М. : Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2020.
- Article Ярская-Смирнова Е. Р., Большаков Н. В. Формирование инклюзивной культуры музея: обзор русскоязычных методических пособий // The Garage Journal: исследования в области искусства, музеев и культуры. 2020. Т. 01. С. 317-330. doi
20196
- Article Большаков Н. В. «У слышащих больше возможностей для жизни»: проблемы среднего профессионального образования глухих и слабослышащих // Журнал исследований социальной политики. 2019. Т. 17. № 4. С. 571-584. doi
- Chapter Большаков Н. В. Введение в Deafhood // В кн.: Музей ощущений: глухие и слабослышащие посетители. М. : Музей современного искусства "Гараж", 2019. С. 36-43.
- Chapter Большаков Н. В. Модели культурного потребления сообщества глухих // В кн.: Музей ощущений: глухие и слабослышащие посетители. М. : Музей современного искусства "Гараж", 2019. С. 61-66.
- Article Большаков Н. В., Колесников В. В. Опрос глухих в социологическом исследовании: когнитивные и коммуникативные аспекты // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2019. Т. 49. С. 57-83.
- Book Большаков Н. В., Астахова Н. В., Максимова А. С., Бабкина А. С. Портрет зрителя драматических театров. Всероссийское исследование театральной аудитории / Рук.: Н. В. Большаков, Н. В. Астахова. М. : Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2019.
- Article Большаков Н. В., Максимова А. С. Театральная социология: зритель настоящего и его ожидания от будущего // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2019. Т. 4. С. 105-121. doi
20182
- Article Bolshakov N., Berg-Nordlie M. The Critical Movement Against the 2010–2012 Education Reform in Russia: Networks, Organisations and Parties // Europe-Asia Studies. 2018. Vol. 70. No. 4. P. 666-684. doi
- Chapter Ярская-Смирнова Е. Р., Большаков Н. В. Модели понимания инвалидности // В кн.: Музей ощущений: слабовидящие и незрячие посетители. М. : Музей современного искусства "Гараж", 2018. С. 11-21.
20173
- Article Большаков Н. В. Возможности применения стратегии смешивания методов при изучении сообщества глухих и слабослышащих // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2017. № 38. С. 154-165.
- Article Большаков Н. В., Астахова Н. В. Паттерны культурного потребления глухих и слабослышащих: инклюзия или изоляция? // Журнал исследований социальной политики. 2017. Т. 15. № 1. С. 51-66. doi
- Article Большаков Н. В. Сочетать, комбинировать, смешивать: качественные и количественные методы в современной исследовательской практике // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. Т. 139. № 3. С. 21-29. doi
20161
20152
- Chapter Большаков Н. В. Культурные практики глухих и слабослышащих в современном мегаполисе // В кн.: V Рязанские социологические чтения: Материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Ряз. гос. у-нт имени С.А. Есенина, 25-26 ноября 2014 г. Рязань : РИД, 2015. С. 200-204.
- Chapter Большаков Н. В. Социологический подход к оценке организаций исполнительского искусства: опыт одного исследования // В кн.: Векторы развития современной России. От формирования ценностей к изобретению традиций. / Науч. ред.: М. Г. Пугачева. М. : ИД "Дело", 2015. С. 276-285.
20131
2012: Проблемы интеграции выпускников режиссерских факультетов кинематографических вузов в киноиндустрию и дебютное кино
2013-2014: Разработка механизмов и мер государственной политики по развитию профессиональной сферы исполнительских искусств и народного творчества в Российской Федерации на период до 2020 г.
2014: Мероприятия по повышению эффективности государственной поддержки всероссийских и региональных фестивалей в области исполнительских искусств.
2014: Анализ зарубежного опыта поддержки национального кино, выходящего на широкий экран в странах с открытыми рынками
2015 – н.в.: The Russian welfare state under quadruple influence: stability or conflict? (совместно с Brown University, Aleksanteri Institute, University of Bergen, NIBR)
2015 – н.в.: Social Policy in the Russian Federation: Directions, Policy Processes, Outcomes, Prospects (funded by United Nations Research Institute for Social Development)
2015 – 2016: Разработка информационно-аналитического модуля состояния культуры АИС "Система" (Заказчик: ГИВЦ Минкультуры РФ), Социолог
2015 – 2016: Мониторинг зрительских ожиданий от фильмов, выходящих в прокат в период новогодних каникул (Заказчик: Энджой Мувис), Социолог
2016: Разработка Концепции развития кинематографии Республики Казахстан до 2050 года: социологическое исследование аудитории казахстанского кино и интервью с экспертами по вопросам развития кинематографии Республики Казахстан (Заказчик: Министерство культуры и спорта Республики Казахстан), Социолог
Continuing education / Professional retraining / Internships / Study abroad experience
2014: Documentary theater as a sociological research strategy
2014: Strategies of professional and career development in an academic environment
2014: Modern technologies and formats in higher education
2014: Russian sign language, course
2015: Experiencing The Museum, Training
Круглый стол "Методы изучения современного театра", 15 ноября 2014 (организатор: журнал "Замыслы")
Школа театрального лидера. Модуль "Работа со зрителем", 12-26 июня 2014 (организаторы: Департамент Культуры города Москвы и Центр имени Мейерхольда). Доклад: "Измерение культурного капитала театральной аудитории: опыт одного исследования"
Тренинг "Музей ощущений", 28-30 сентября 2015 (организаторы: Музей современного искусства Гараж и Фонд поддержки слепоглухих "Со-единение"). Доклад: "Методы опроса посетителей с инвалидностью"
Воркшоп "The Russian welfare state under quadruple influence: stability or conflict?, 18 апреля 2016
Лицей НИУ ВШЭ: Практикум по Социологии, 2015-2016
Круглый стол «ОБСУЖДЕНИЕ ПРОЕКТА КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ КИНЕМАТОГРАФИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН ДО 2050 ГОДА» (Организаторы: Казахский научно-исследовательского институт культуры, Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Союз кинематографистов России). Доклад: «Ключевые вопросы развития кинематографии Республики Казахстан: мнения и оценки экспертного сообщества», 12 августа 2016
Тренинг "Музей ощущений: глухие", 20-21 сентября 2016 (организатор: Музей современного искусства Гараж). Доклад: "Deafhood. Медицинская, социальная и культурная концепции глухоты"
Курс "Маркетинг и финансирование культурных проектов" (Образовательный центр "Бенуа"), Блок по исследованию аудитории культурных проектов, 2020-2021 год
Курс "Лаборатория по исследованию разнообразия" (МЛ ИСИ НИУ ВШЭ и Музей современного исскусства "Гараж"), модератор занятий: 13 января – 3 марта 2021; 14 апреля – 2 июня 2021
Социологическое исследование: ПТЖ и "Театр" // Замыслы (Журнал о театре) № 2. С. 242–294 (В соавторстве с К.Костриковой и К.Блохиной)
Модели понимания инвалидности // Музей ощущений: слабовидящие и незрячие посетители. Опыт музея современного искусства "Гараж" С. 11–21 (В соавторстве с Е.Ярской-Смирновой)
HSE University and Garage Museum Wrap Up Joint Diversity Research Lab
On June 2, the HSE International Laboratory for Social Interaction Research and the Garage Museum of Contemporary Art successfully completed their joint Diversity Research Lab. The laboratory covered a number of topics related to social diversity, including interculturalism, life in a multinational country, ageism, poverty, and ableism. During the final online meeting of the project, the participants discussed universal design—a design which would allow for the creation of environments accessible to people regardless of their disability, age, or any other factors.
Congratulations to Nikita Bolshakov on the successful defense of his Ph.D. thesis
On March 4, 2021, Nikita Bolshakov defended his PhD thesis on the topic: "Factors of the professional choice of deaf and hard of hearing students of secondary vocational schools", presented for the degree of candidate of sociological sciences
The Problems of Professional Education for Deaf and Hearing-Impaired Students
On May 29, 2020 a junior research fellow at the laboratory Nikita Bolshakov made a report on the topic ‘The Problems of Professional Education for Deaf and Hearing-Impaired Students’ during the joint online seminar of the IL SIR and The Research group on disability anthropology of the Institute of Ethnology and Anthropology of RAS.