Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2009 г.

Информационно-статистический сборник. 2020

Экспертная позиция по вопросу ЕГЭ

Предмет обсуждения

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это форма государственной аттестации по образовательным программам общего среднего образования. Одной из главнейших задач введения ЕГЭ была задача повышения доступности высшего образования для всех выпускников российских школ, независимо от места их проживания.

Во все элитарные и в большинство других вузов можно поступить только либо через репетиторство при данном вузе, либо через платные курсы при нем, либо через целевой прием, который они реализуют, либо через «договорные» школы, которые есть у московских и питерских вузов

Владимир Филиппов
министр образования в 1998-2004 гг., инициатор введения ЕГЭ

Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 г.в 5 регионах РФ по 8 учебным дисциплинам. В 2002 г.эксперимент по введению единого государственного экзамена прошёл уже в 16 регионах страны. Постепенно число участвующих в эксперименте регионов расширялось и в 2008 г.ЕГЭ сдавали свыше миллиона учащихся во всех регионах РФ.

1 января 2009 г. вступили в силу поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые провозгласили ЕГЭ обязательным для всех выпускников, независимо от того, собираются они продолжать обучение в вузе или нет. И с 2009 г. ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы.

ЕГЭ проводится по русскому языку, математике, физике, химии, биологии, географии, литературе, истории, обществознанию, иностранным языкам, информатике. Обязательными для всех выпускников в настоящее время являются ЕГЭ по русскому языку и математике. Остальные дисциплины выпускники школ сдают в зависимости от требований тех вузов, куда они собираются поступать.

За годы существования ЕГЭ были внесены значительные изменения в контрольно-измерительные материалы (КИМ). Вводились новые типы заданий, менялось число заданий и структура теста (например, в 2010 г. из КИМ по математике были убраны задания с выбором одного ответа, в 2015 г. задания этого типа были убраны из КИМ по русскому языку, в 2016 г. – еще по ряду предметов), добавлялись новые разделы содержания. В 2015 году ЕГЭ по математике был разделен на 2 уровня – базовый и профильный. Базовый уровень рассчитан на тех выпускников школ, кто не планирует поступать в вуз или планирует, но на специальности, где математика не является профильным предметом.

Рособрнадзор ежегодно устанавливает минимальные баллы по каждому предмету, позволяющие выдать выпускнику школы аттестат, а также минимальные баллы, достаточные для поступления в вуз. Вузы самостоятельно устанавливают свои проходные баллы, но они ограничены в этом отношении минимальными баллами для поступления в вузы, устанавленными Рособрнадзором.

Для предотвращения нарушений и утечки информации в организационную схему проведения ЕГЭ в 2014 г. были внесены существенные изменения, что позволило гарантировать честность и прозрачность процедуры проведения ЕГЭ.

С введением ЕГЭ упростилась процедура поступления в вузы и была достигнута цель сделать приём в вуз максимально объективным. Важным плюсом введения ЕГЭ стала возможность подавать документы не в один, а в несколько вузов, что увеличило шансы выпускников на поступление. В результате введения ЕГЭ в вузах России выросло число студентов из сельской и удалённой местности, в московских и петербургских вузах резко увеличилось число студентов из дальних регионов. Можно с уверенностью говорить и о снижении коррупции в данной области. За годы, прошедшие с момента повсеместного внедрения, ЕГЭ стал неотъемлемой частью российской системы образования.

Основные дискуссионные аспекты

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования предъявляет требования не только к предметным, но и к метапредметным результатам обучения. Так, в качестве важных учебных результатов ФГОС декларирует развитие у учащихся способности критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, умение ориентироваться в различных источниках информации, владение навыками решения проблем и т.д. Эти компетенции являются навыками «высокого» порядка и стимулируют развитие человеческого капитала страны в долгосрочной перспективе. Новые ФГОС потребуют разработки новых типов заданий, возможно, новых инструментов оценивания, направленных на проверку сформированности этих компетенций.

Благодаря изменениям в процедуре проведения экзамена, введенным в 2014 г., а также принятым после 2013 г. беспрецендентным мерам по усилению безопасности удалось добиться снижения коррупции и большей объективности и справедливости результатов ЕГЭ. Однако, информация о качестве заданий, механизмах обеспечения надежности и валидности ЕГЭ сегодня недоступна для внешних экспертов и широкой публики. Профессиональное сообщество беспокоит и непрозрачная процедура установления минимальных пороговых баллов, достаточных для получения аттестата и для поступления в вуз. Также требует внимания проблема параллельности вариантов по каждому предмету и сопоставимости баллов ЕГЭ по годам.

Международные стандарты тестирования и оценки в образовании ссылаются на необходимость открытости принципов принятия и обоснованности решений по изменению структуры или содержания экзаменов, введению или отказу от какой-либо формы заданий, установлению минимальных проходных баллов и т.д. В России пока не существует стандарта разработки и применения тестирования в образовании. В условиях отсутствия стандарта изменения в ЕГЭ носят скорее политическое обоснование, чем научное, что не может не вызывать вопросов в профессиональном сообществе.

Не может не беспокоить и не всегда корректное и правомерное использование результатов ЕГЭ (например, всевозможные рейтинги школ, вузов, сравнение результатов по годам, основанные на средних баллах ЕГЭ), несовершенство процедуры учета баллов ЕГЭ при поступлении в вузы(так, зачисление в большинство вузов происходит по сумме набранных по нескольким предметам баллов по 100-балльной шкале. Однако набрать высокий балл по некоторым предметам (часто непрофильным) иногда легче, чем по другим).

Много вопросов вызывает появившаяся в последнее время тенденция учитывать не только баллы ЕГЭ при поступлении в вуз, а и другие результаты- поступление по вузовской олимпиаде, увеличение суммарного проходного балла за счет добавления к баллам ЕГЭ баллов, полученных от сдачи норм ГТО, сочинения и т.д. Вопросы связаны, прежде всего, с усилением субъективных факторов и, следовательно, росте коррупциогенной составляющей при оценке результатов этих дополнительных испытаний.

Большую тревогу вызывает недавнее предложение о возвращении вступительного испытания, которые будет проводить сам вуз - очевидно, что возможности для поступления абитуриентов из удаленных регионов резко уменьшатся по причинам, о которых говорил В.Филиппов.

Экспертная позиция Высшей школы экономики

Рамка экспертной позиции НИУ ВШЭ по вопросам Единого государственного экзамена заключается в следующем:

ЕГЭ задал высокий уровень объективности и прозрачности и обеспечил существенное выравнивание шансов школьников. Следующим шагом развития должно стать выведение  ЕГЭ по технологии проведения и по использованию результатов на уровень лучших международных экзаменов и закрепление в российском обществе доверие к результатам и процедурам ЕГЭ.

Более конкретно позиция НИУ ВШЭ выражается в следующем:

  • Все изменения структуры КИМ ЕГЭ, в частности, включение или исключение заданий различных типов, а также изменения процедуры ЕГЭ, включая обоснование их необходимости, должны проходить через профессиональное обсуждение и подкрепляться данными исследований. Необходимо разработать российский стандарт тестирования и оценки в образовании, учитывающий как лучшие мировые практики в области создания и проведения экзаменов с высокими ставками, так и особенности российской системы образования. Когда такой стандарт будет принят, любые изменения в ЕГЭ получат обоснование, и доверие к ним в профессиональном сообществе и обществе в целом существенно повысится.
  • Целесообразно открыть информацию о качестве заданий КИМ ЕГЭ, регулярно публиковать результаты исследований валидности и надёжности КИМ ЕГЭ, а также результаты исследований, доказывающие, что КИМ ЕГЭ не дискриминируют учащихся по какому-либо признаку (по полу, социально-экономическому статусу, месту проживания и т.д.). В рамках открытости необходимо проводить экспертизу качества заданий. Проводить экспертизу должны организации, независимые и внешние по отношению к структурам, занимающимся разработкой ЕГЭ. Открытие материалов о качестве КИМ повысит и ответственность разработчиков, мотивирует их на повышение качества КИМ и постоянный его контроль.
  • В совершенствовании нуждается процедура шкалирования результатов экзамена и установления минимальных пороговых значений, обеспечивающие  сопоставимость баллов ЕГЭ по вариантам и по годам. Для повышения доверия целесообразно публиковать результаты исследований, доказывающих эквивалентность вариантов по каждому предмету и возможность сравнения результатов ЕГЭ по каждому предмету по годам.
  • В перспективе важно усовершенствовать процедуру использования баллов ЕГЭ, в частности, при поступлении в вузы. Использование суммарного балла по нескольким предметам не является оптимальным. Использование различных способов обойти ЕГЭ (например, через участие в вузовских олимпиадах) или увеличить суммарный балл ЕГЭ (за счет сдачи норм ГТО, сочинения и т.д.) должно быть строго регламентировано и не приводить к нарушению принципа объективности и справедливости принятия решений.
  • Все дополнительные испытания, по итогам которых к баллам ЕГЭ добавляются дополнительные баллы, необходимо подвергнуть экспертизе на предмет коррупциогенности.
  • Независимым организациям, занимающимся оценкой качества образования, необходимо открыть доступ к обезличенным базам результатов ЕГЭ для проведения исследований.
  • В перспективе полезно провести международную экспертизу ЕГЭ, сопоставить его с уровнем лучших международных практик подобного типа экзаменов с высокими ставками.