«Ближневосточниками, арабистами становятся по любви»
Уже несколько лет в Институте востоковедения и африканистики в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург действует уникальная кафедра ближневосточных и африканских исследований. Здесь изучают самые актуальные вопросы политического, экономического и социального развития арабских стран, Турции, Ирана, Израиля, сопредельных регионов Африки и Евразии, их историю и культуру. О том, чему и как учат студентов, о «типичном абитуриенте», зарубежных стажировках и научных достижениях мы поговорили с заведующей Кафедрой, профессором Миланой Илюшиной.
— Востоковедение — одно из самых популярных и актуальных направлений в России в сфере гуманитарного образования. Что привлекает абитуриентов именно в Ближнем Востоке?
— Ближний Восток и Африка — это быстро развивающийся, обладающий богатыми природными и человеческими ресурсами регион, который выходит на ведущие позиции в мире в сфере логистики и финансов (ОАЭ, Катар, Кувейт), энергетики (Саудовская Аравия, Марокко), технологий (Израиль, страны Персидского Залива). Стратегическое партнерство с рядом стран Ближнего Востока и Северной Африки — один из неоспоримых приоритетов внешней политики России. Ведущие державы мира соперничают, пытаясь занять выгодные позиции на самых перспективных направлениях сотрудничества с государствами Африки и Ближнего Востока. А успех в этой борьбе обеспечивают специалисты — те, кто по-настоящему знают Восток. Как писал великий путешественник и храбрый авантюрист Лоуренс Аравийский, «… весь секрет обхождения с арабами заключается в непрерывном их изучении».
Милана Илюшина
— То есть, арабское направление такое же популярное, как китайское?
— Стереотипы, действительно, часто мешают увидеть реальные перспективы тем, кто планирует связать свою судьбу с изучением Востока. Когда вчерашние школьники обрекают себя на изучение десятков тысяч китайских иероглифов, готовы пробиваться сквозь гранит эмоциональных окончаний корейского или до головной боли разучивать шесть тонов вьетнамского, это никого не удивляет. Ведь Китай уверенно идет к тому, чтобы стать крупнейшей экономикой мира, Корея увлекла молодежь популярной культурой, а Юго-Восточная Азия стала центром притяжения для тех, кто стремится к настоящей экзотике. Поэтому иногда случается так, что, руководствуясь расхожим представлением о том, что Ближний Восток и Африка — это пустыня с караваном верблюдов, где женщины, закутанные в чадру, плодят террористов-фанатиков, студенты пополняют бесчисленную армию китаистов, в которой лишь немногие смогут стать настоящими генералами востоковедения. На самом деле, прагматизм диктует иное: Ближний Восток — это 22 страны Лиги арабских государств, Иран, Турция, Израиль, огромный и многообразный мир с потрясающей природой, где сёрфингисты ловят атлантическую волну в Марокко, туристы наслаждаются средиземноморским изобилием в Тунисе, любители аутентичной природы вдыхают соленый воздух Индийского океана на нетронутых берегах Омана; это то место земного шара, где можно совершить путешествие в будущее, посетив удивительный город НЕОМ в Саудовской Аравии, или в далекое прошлое, прикоснуться к древностям Египта или святыням Иерусалима.
Но, если честно, мне нравится, что на нашей кафедре не так много прагматиков, которые приходят в востоковедение по расчету. Ближневосточниками, арабистами становятся по любви.
— Есть ли у Вас так называемый «типичный абитуриент»?
— К нам приходят с самой разной мотивацией. Кого-то вдохновляет тончайшая эстетика арабского орнамента и «…букв кудрявых женственная цепь», кто-то хочет проникнуть в глубочайшие слои смыслов мистической суфийской поэзии или понять многозначность образов персидской миниатюры. Одни мечтают раскрыть загадки средневековых манускриптов, другие – расшифровать идеологию политических сект. Кого-то завораживает сказочная архитектура Андалусии или магические ритуалы туарегов. Есть и те, кто стремится разобраться в тайнах исламского банкинга, кто видит себя прозорливым экономическим советником, легко справляющимся с хитросплетениями договоров, заключенных в соответствии с нормами мусульманского права. Из таких влюбленных в Восток студентов, преодолевших ради осуществления своей мечты все трудности освоения нашей программы, и рождаются лучшие специалисты по языкам, экономике, антропологии, истории, культуре, политике Ближнего Востока.
— Как же могут студенты, выбравшие одну и ту же кафедру, стать и лингвистами, и политологами, и экономистами?
— Я не увлеклась восточными сказками, нет. И это не магия туарегов — просто тщательно продуманная структура образовательной программы, о которой уже рассказывали директор Института востоковедения и африканистики Евгений Ильич Зеленев и академический руководитель ОП «Востоковедение» Мария Алексеевна Солощева. Фундамент востоковедного образования (язык, история и социально-культурная антропология) студент дополняет современной надстройкой, выбирая на старших курсах одну из шести специализаций – экономика, международные отношения, политология, социология, культурология и искусствоведение, философия и религиоведение стран Азии и Африки.
— А есть ли на кафедре место для науки и фундаментальных исследований?
— Конечно, есть. Более того, мы активно привлекаем к научной деятельности наших студентов. На кафедре уже два года активно работает Научно-учебная группа, объединяющая все поколения ученых-арабистов, от докторов наук до студентов бакалавриата. Тема исследований – «Армия и военные традиции в политике, обществе и культуре арабских стран».
— Речь идет об истории или о современности? Какими странами Вы занимаетесь?
— Я должна немного углубиться в историю, чтобы ответить на Ваш вопрос. Дело в том, что на Ближнем Востоке в XIII веке сложилась уникальная империя воинов-рабов – мамлюков, и просуществовала она в общей сложности более пяти веков. В ее состав входили, кроме Египта и Судана, территории, которые ныне занимают Саудовская Аравия и Йемен, Израиль и Ливан, Сирия и Ирак, часть Турции, Кипр. И все эти страны сегодня в своей идентичности обязательно учитывают эту эпоху, правда, оценивают ее по-разному. Именно военная традиция мамлюкской эпохи унаследована многими современными политическими элитами Ближнего Востока. Если сравнивать мамлюков с какими-то другими сословиями стран Востока, то ближе всего к ним по духу и по форме будут японские самураи. С той лишь разницей, что о самураях мы знаем несравнимо больше, благодаря японской «мягкой силе».
— Можете ли Вы похвастаться какими-то научными достижениями?
— Можно ли считать достижением первые научные статьи, которые опубликованы уже на 3-м или 4-м курсе, причем в солидном научном журнале? Или, например, проведение Всероссийской научной конференции совместно с Институтом РАН? И как оценить то неповторимое впечатление, которое испытывает студент, взяв в руки оригинальную рукопись, написанную человеком, жившим пять веков назад за несколько тысяч километров от того места, где мы ее сейчас читаем?
— Какими языками владеют студенты и выпускники вашей кафедры?
— Стержнем, вокруг которого формируется образовательная модель на кафедре ближневосточных и африканских исследований, является арабский язык, открывающий путь к пониманию современного Арабского мира, а это более 500 миллионов человек, считающих этот язык родным. Прибавьте сюда еще более полутора миллиардов мусульман, которые почитают арабский язык как язык Священного Корана. Помимо арабского, студенты самостоятельно выбирают второй восточный язык – иврит, персидский, турецкий или один из языков Восточной и Юго-Восточной Азии (например, хинди или китайский).
— Входят ли стажировки в странах Ближнего Востока в программу?
— Стажировка в стране изучаемого языка является важной частью программы. В таких поездках студенты не только повышают уровень владения языком и получают разговорную практику, но и налаживают связи в научной или бизнес среде. Стажировка — это погружение в культурную среду, новые впечатления, путешествия. Наши студенты учатся в университетах ОАЭ, Марокко, Омана, Иордании, Египта, Турции, Израиля. Список партнеров постоянно пополняется. Программа построена так, что можно поехать в одну страну на несколько месяцев или на целый учебный год, а можно разбить стажировку по семестрам и в первой половине года поучиться, скажем, в Марокко, а на вторую половину учебного года отправиться в Оман. Некоторые успевают захватить еще и летние краткосрочные курсы и побывать в третьей стране. Особенно удобны для этого языковые школы в Египте, и как раз сейчас мы работаем над заключением нового соглашения с партнерами из Александрии.
— Санкт-Петербург — Северная столица. Трудно ли быть арабистом на топких берегах, далеких и от Африки, и от Аравии?
— Африка — частый гость на наших одетых в гранит берегах. В 2023 году здесь проходил Экономический и гуманитарный форум «Россия — Африка», в 2024 году — фестиваль культуры стран БРИКС, в котором принимали участие представители стран Ближнего Востока, теперь уже в качестве официальных делегатов стран-участниц. Ежегодно в июне у нас проходит ПМЭФ — Петербургский международный экономический форум. Санкт-Петербург уже давно стал не только культурной столицей России, но и местом проведения масштабных мероприятий, где востребованы и наши студенты, и наши выпускники (с материалом о работе наших студентов на таких мероприятиях можно познакомиться, например, здесь).
Отзывы студентов
Андрей Вовк, студент 5-го курса ОП «Востоковедение»
«Я пришел в НУГ, чтобы набраться исследовательского опыта и познакомиться с исследователями, которые работают по смежной тематике. Работа в НУГ позволила мне расширить свои представления о методологических подходах, которые существуют в современном востоковедении, и попробовать применить их в исследованиях. Сама атмосфера группы настраивает на поиск научного знания. Во время языковой стажировки в Египте, я много времени проводил в знаменитой Новой Александрийской библиотеке, чтобы собрать материал для статьи, которую готовлю к публикации вместе со своим коллегой по НУГ Ильей Орловым».
Валерия Новикова, студентка 4-го курса ОП «Востоковедение»
«Моим самым важным результатом работы, я бы даже сказала, инициацией в исследовательском сообществе, стала публикация моей первой статьи в журнале “Восток. Афро-Азиатское общество”. Иногда бывает сложно совмещать работу в НУГ с учебой во время конференций, на которые ты ездишь в другие города, периодически получается совершить целый тур по конференциям, которые идут одна за другой, но нет ничего ценнее и полезнее живого общения и встречи с коллегами.
Благодаря тому, что в моем резюме был указан опыт исследовательской деятельности в научно-учебной группе, меня приняли на стажировку в Музей Исламского искусства Иерусалима, где я буду участвовать в создании временной экспозиции музея и в подготовке научно-популярных семинаров для посетителей музея. В этом мне помогут практические навыки, приобретенные во время работы в НУГ».
Константин Руссу, студент 2-го курса магистратуры ОП «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений»
«Мой основной интерес — это изучение исторических источников и история Султаната мамлюков (1250-1517). Совмещать работу в НУГ с основными занятиями не сложно, если придерживаться графика. Семинары НУГ — удобная площадка для обсуждения и апробации своих исследований. Хорошим результатом участия в НУГ стала для меня подготовка нескольких докладов и статья, которая уже отправлена на рецензию в журнал. Самыми полезными в НУГ для меня являются работа с коллегами по группе, а также доклады приглашенных преподавателей и исследователей».