• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Фактчекинг: россиянам стали продавать хлеб по кусочкам?

Фактчекинг: россиянам стали продавать хлеб по кусочкам?

© iStock

Телеграм-каналы, маскирующиеся под российские новостные медиа, сообщают, что граждане РФ якобы вынуждены из-за бедности покупать в продуктовых магазинах хлеб по одному куску. Как появилась эта интерпретация, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».

В сетевых супермаркетах действительно начали продавать хлеб в маленьких упаковках — по одному или несколько кусочков. Например, в «Пятерочке» можно найти батон весом 40 граммов, а в «Яндекс Лавке» — ломтик хлеба с маслом.

На самом деле причина не в финансовом состоянии россиян. Ломтики хлеба в индивидуальной упаковке — это расширение ассортимента торговых точек. Таким образом ретейлеры тестируют продажи порционного хлеба.

Эксперты считают, что этот формат магазины вводят на фоне снижения спроса на большие партии продуктов и роста популярности готовых блюд. Действительно, прошли времена, когда россияне закупали еду объемными партиями впрок, раз в месяц заполняя до краев багажники своих автомобилей. Сегодня покупатели чаще берут в магазине или заказывают с доставкой еду на один-два приема пищи.

«Меняются привычки людей. Раньше люди действительно брали большие хлеба, еще буквально лет пять назад был большой спрос на это, многие наши коллеги делали хлеб по 800 граммов, по килограмму. Сейчас у молодежи такой тренд пропал. Но я думаю, пока дело в тестовых продажах, потому что в целом ретейлеры видят, что спрос на хлеб пропадает, так как их великое множество. Произошло перенасыщение рынка за последнее время, и они тестируют, пытаются понять почему. Пробовали большие порции, теперь маленькие. Я думаю, пока это еще исследование рынка», — полагает владелец и гендиректор кондитерской фабрики «Господарь» Сергей Сурмач.

Уменьшение размера упаковки — один из последних трендов на рынке хлебобулочных изделий. Многие потребители предпочитают покупать меньшие порции, чтобы продукт не потерял свои качества. Отмечается также спрос на более натуральный и полезный состав, увеличение производства продукции с длительным сроком годности, а также развитие специализированных магазинов и пекарен. Покупатели хотят иметь быстрый доступ к свежим и качественным изделиям, ароматному хлебу с хрустящей корочкой, а таким он бывает всего один день.

© iStock

Этому способствует и рост онлайн-продаж — все больше покупателей пользуются доставкой продуктов, все чаще отказываясь от домашней готовки в пользу удобных сервисов. По данным исследования Rambler&Co и программы лояльности «СберСпасибо», за первое полугодие 2025 года средний чек на заказ продуктов онлайн в крупнейших городах России вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 891 рубль. По прогнозу «Infoline-аналитики», в 2025 году объем онлайн-продаж вырастет на 28,3% и достигнет 14,5 трлн рублей, в том числе 1,69 трлн рублей в продовольственном сегменте. Рост продаж продовольственных товаров составит 31,6%. Среди тенденций рынка также — интеграция с ресторанами. Сервисы могут предложить более разнообразный выбор и качество, связывая свои силы с различными заведениями. Возможность заказать доставку из ресторана уже воспринимается клиентами как обязательная часть сервиса, отмечают аналитики.

Эти тренды не только влияют на производителей и ретейлеров, но и отражают важные аспекты здорового образа жизни и питания. Например, 16 октября 2024 года впервые в России был проведен День хлеба. Он открыл месяц разумного потребления банка еды «Русь». Главная цель акции — призвать людей перестать выбрасывать большое количество продовольствия. Один из организаторов акции медиапроект «Про фудшеринг» провел исследование и выяснил, что, по приблизительным оценкам, объем выбрасываемого в России хлеба составляет более 3 млн тонн в год. Подсчет делали из общепринятых оценок пищевых отходов в России, по которым их ежегодный объем оценивается в 17,9 млн тонн. А хлебобулочные изделия составляют 20,6% от общего объема пищевых отходов в России.

«Eсли взять за привычку использовать продукты питания рационально и без остатка, можно экономить до 80 тыс. рублей в год. Кроме того, это предотвращает выбросы СО2 в атмосферу», — отмечается на сайте акции.

Кроме того, в России, как и во многих странах мира, есть тенденция к тому, чтобы употреблять меньше мучного. Она связана с популяризацией здорового образа жизни.