• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Деловой климат в российской науке

Развитие информационного общества в России и за рубежом

Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ в партнерстве с Минкомсвязи России и Росстатом выпустил очередной статистический сборник из серии «Индикаторы информационного общества». В издании представлены основные показатели производства, распространения и использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Под влиянием ИКТ преобразуются спрос и предложение, меняются производственные и бизнес-процессы, появляются новые отрасли, трансформируются модели поведения, общения, проведения досуга. Кроме того, органы власти реструктурируют свои функции и схемы взаимодействия с организациями и населением, способы предоставления государственных и муниципальных услуг. Правительство рассматривает ИТ-отрасль и сектор ИКТ как важнейший элемент национальной стратегии инновационного развития и роста конкурентоспособности России на международной арене. Очень динамично развивается и сама цифровая экономика, что иллюстрируют данные официальной статистики.Например, можно отметить некоторые интересные цифры.

446 млрд рублей составил в 2014 году объем валовой добавленной стоимости российской ИТ-отрасли. По сравнению с 2013 годом ее объем вырос на 5,6% (в постоянных ценах), значительно опередив рост ВВП (0,6%).

70% домашних хозяйств имеет доступ к интернету. При этом широкополосный интернет используют две трети (64%) российских семей. Среди тех домашних хозяйств, которые пока не используют возможности всемирной сети, подавляющее большинство (68%) из причин отказа от интернета отметили отсутствие необходимости в нем, 15% — недостаточность навыков, столько же — высокие затраты на подключение, 8% — отсутствие технической возможности подключения, только 1% не используют интернет по соображениям безопасности и конфиденциальности.

43% населения в возрасте 15-72 лет использует для выхода в интернет мобильные устройства.Треть населения (32%) использует телефон или смартфон, 18% — ноутбук, нетбук, 7% — планшет. Наибольшей популярностью мобильные устройства пользуются у молодежи в возрасте от 15 до 22 лет. Перечисленные устройства востребованы для выхода в интернет соответственно у 67, 26 и 14% молодых граждан.

40% занятых в организациях ИТ-отрасли — молодежь в возрасте до 30 лет. Их несколько больше (а именно 44%) в организациях, занимающихся созданием и использованием баз данных, информационных ресурсов; 41% — в тех организациях, которые разрабатывают программное обеспечение; при этом менее 30% молодых сотрудников работают в сфере консультирования по аппаратным средствам вычислительной техники.

13% российских организаций использует «облачные» сервисы — технологии распределенной обработки данных, в которых компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. Наиболее востребованы «облачные» сервисы в организациях связи (использует 24% организаций), высшего образования (23%), торговли (19%), здравоохранения (18%), научных организациях (16%).

Несмотря на возрастание глобальной конкуренции с точки зрения развития информационного общества, России за 2008-2014 годы удалось улучшить свои позиции в международных рейтингах в области развития информационного общества и по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры:

  • 27-е место в рейтинге 2014 года по значению Индекса развития электронного правительства (E-Government Development Index — EGDI).
  • 41-е место в рейтинге2015 года по значению Индекса готовности к сетевому обществу (Network Readiness Index — NRI).
  • 45-е место в рейтинге2015 года по значению Индекса развития ИКТ(ICT Development Index — IDI). Анализ позиции России в рейтинге МСЭ по данному индексу представлен в отдельном тематическом информационном бюллетене «Россия в рейтинге развития ИКТ».

Сборник «Индикаторы информационного общества: 2016» подготовлен с использованием материалов Федеральной службы государственной статистики (Росстата), Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Центрального банка РФ, Статистической службы Европейского союза, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Международного союза электросвязи (МСЭ), Департамента экономического и социального развития ООН, Всемирного экономического форума, собственных методических и аналитических разработок, а также результатов специальных обследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ. При анализе развития информационного общества в России использована система показателей, рекомендованных ведущими международными организациями, статистическими и аналитическими агентствами (в частности Партнерством по измерению ИКТ, МСЭ, ОЭСР, Евростатом, аналитическим агентством IDC и др.).

Сборник рассчитан на широкий круг читателей, интересующихся проблемами развития информационного общества и цифровой экономики.