Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2009 г.

Информационно-статистический сборник. 2020

Россия, Китай и США могут работать вместе по проблеме Северной Кореи

Северокорейская проблема становится глобальной, а значит очень опасной. США начинают всерьез опасаться военных возможностей КНДР, и это чревато стремлением применить силу против Пхеньяна. Нужны срочные и очень продуманные усилия ведущих держав — России, Китая и Соединенных Штатов, чтобы остановить скатывание к военно-политической эскалации.

Таков главный вывод из публичной лекции Кевина Радда, бывшего премьер-министра Австралии (2007-2010, 2013), президента Asia Society Policy Institute, которая состоялась 28 апреля 2016 г. на факультете мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.

В дискуссии под общим названием «Россия и будущее безопасности на Корейском полуострове» приняли участие ведущие российские и иностранные эксперты по АТР, Корейскому полуострову, вопросам ядерного нераспространения. В частности, профессор МГИМО Георгий Толорая, руководитель программы «Россия и АТР» Московского центра Карнеги Александр Габуев, профессор РАН Александр Ломанов, представители иностранных посольств. Модератором выступил профессор-исследователь факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.

Кевин Радд — один из ведущих мировых экспертов по АТР и выдающийся политик. Его премьерство пришлось на непростые периоды: финансово-экономический кризис и последующую глобальную рецессию в 2007-2010 и рост международной напряженности в Восточной Азии в 2013 году. Кевин Радд — один из основателей и вдохновителей «Группы двадцати», идеолог совместных мер по борьбе с мировым кризисом.

Выступление Радда было посвящено одной из наиболее трудноразрешимых, но при этом ключевой региональной и глобальной проблеме — перспективам стабильного мира на разделенном Корейском полуострове, тесно увязанным с проблемой ракетно-ядерной программы Северной Кореи.

Ядерные амбиции Пхеньяна, являющиеся катализатором постоянной напряженности на Дальнем Востоке уже более десятилетия, переплетаются с другими мегатрендами: наращивание политического веса Китая в мировой и региональной политике при одновременном ослаблении традиционных союзников США — Республики Корея и Японии. С этим связано и повышение конфликтного потенциала в Азии, включая территориальные споры в Южно-китайском и Восточно-китайском морях. Также происходит «размягчение» глобального режима нераспространения ядерного оружия, ярким примером чему служит сама Северная Корея, а также распад правил игры, по которым великие державы играли со времен Ялты. Проблема умиротворения Корейского полуострова приобретает все большее значение — во-первых, как вызов безопасности в АТР и в особенности Восточной Азии, что напрямую влияет на динамику экономического развития. Во-вторых, как проверка способности международного сообщества и существующих механизмов на способность противостоять ядерным амбициям технологически развитых государств.

Кевин Радд отметил, что международная активность, связанная со стремлением умерить ядерные амбиции Северной Кореи, не привела к желаемому результату. Ядерные испытания, проведенные Пхеньяном в феврале и апреле этого года, встретили солидарную жесткую реакцию всех постоянных членов Совета Безопасности ООН.

Действия КНДР ставят под вопрос дееспособность режима нераспространения ядерного оружия. Так, Радд отметил, что «игнорируя и нарушая резолюции ООН, Северная Корея бросает вызов основам послевоенного международного порядка: центральной роли Совета Безопасности ООН в обеспечении международного мира и безопасности и роли международного права в формировании мирового порядка».

Впрочем, вызовы, исходящие из Корейского полуострова, следует рассматривать не только как угрозы, но и как возможности. Так, Северная Корея способна стать темой, по которой Россия, Китай и США могут работать вместе. Взаимодействие по ней может стать третьей областью, наряду с иранской ядерной программой и Сирией, где интересы трех ведущих мировых держав совпадают. 

Для успешного и прочного умиротворения необходимо изменение подхода, а иногда — и устоявшегося мышления к этой проблеме. Во-первых, вопрос северокорейской ракетно-ядерной программы должен быть тесно увязан с вопросом объединения двух Корей. Во-вторых, критическое значение имеет то, что существующие подходы, основанные на международном давлении на Пхеньян и его изоляции, практически не учитывают внутри- и внешнеполитическую мотивацию самой КНДР. 

«Потребуется нечто большее, чем санкции Совета Безопасности ООН и логическая апелляция к международному праву, чтобы подвигнуть Пхеньян вернуться за стол переговоров. Мы вынуждены признать, что Северная Корея, как и любой другой рациональный актор в международных отношениях, обеспокоена прежде всего своим собственным выживанием», - отметил господин Радд.

Таким образом, если международное сообщество хочет найти устойчивое решение для Корейского полуострова, необходимо учесть интересы Пхеньяна, которые Кевин Радд суммировал как решение трех основных задач: 1) воссоединение Северной и Южной Кореи по модели Австро-Венгрии (Конфедеративная Республика Корея), 2) подписание мирного договора с США, 3) КНДР и ее руководство будет нуждаться во внешних гарантиях безопасности (в том числе личной).

В случае воссоединения двух Корей принципиальной проблемой будет политическая устойчивость нового образования. Объединенной Корее придется столкнуться с гораздо более серьезным вызовом, чем Германии в силу того, что социально-экономический разрыв между этими частями будет гораздо более масштабным.

Кевин Радд завершил на алармистской ноте. По его мнению, главной опасностью служит то, что меняется отношение Соединенных Штатов к ядерным и ракетным возможностям КНДР. С того момента, как Вашингтон начнет рассматривать Пхеньян как реальную военную угрозу (пока этого еще нет), возрастет риск попытки силового решения.

В ходе последующей дискуссии высказывалось мнение (Г.Д. Толорая), что тезис о непредсказуемости КНДР является ошибочным. Действия северокорейского режима, как и действия других закрытых режимов, лишь кажутся непредсказуемыми, так как не всегда понятен механизм выработки и принятия тех или иных решений. Между тем, цели КНДР ясны: международное признание и гарантии безопасности. Профессор Толорая обратил внимание на асимметричность ситуации. Пхеньяну предлагается пойти на необратимый шаг (уничтожение ядерной программы), а в ответ предлагаются гарантии и декларации, которые можно отменить в любой момент.

Эксперты отметили, что первоначально ядерная программа была направлена исключительно на защиту от внешних угроз и получение гарантий безопасности. Однако достаточно быстро ядерное оружие для Пхеньяна приобрело значение инструмента «торга» с внешним миром. При этом, по оценке Радда, адресатом последних действий Пхеньяна является следующий американский президент, а их действия направлены на укрепление переговорного потенциала в отношениях со следующей администрацией. Таким образом, нынешний виток напряженности на Корейском полуострове можно рассматривать не как крах международных усилий по урегулированию ситуации на Корейском полуострове, а как прелюдию к новому раунду дипломатического процесса вокруг этой непростой проблемы. Что все же дает повод для сдержанного оптимизма.

Текст подготовлен Федором Лукьяновым (профессор-исследователь ФМЭиМП НИУ ВШЭ, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», председатель Совета по внешней и оборонной политике) и Дмитрием Новиковым (младший научный сотрудник ЦКЕМИ)