Эксперты ВШЭ представили предложения по раскрытию информации в сфере образования
Эксперты ВШЭ предлагают раскрывать первичную статистическую отчетность образовательных организаций в формате открытых данных. Соответствующее предложение было озвучено в ходе заседания Совета по открытым данным под председательством Министра Российской Федерации по координации деятельности открытого правительства Михаила Абызова. Одним из вопросов повестки было обсуждение ведомственного плана по открытым данным Минобрнауки России.
«Мы провели исследование с целью выяснить запросы граждан на информацию, и оказалось, что та информация, которую они ожидают, сегодня далеко не вся попала в тот ведомственный план…», — отметила старший научный сотрудник ВШЭ Наталья Дмитриева.
Так, граждане предъявляют разные требования к информации о детских садах и вузах. Однако утвержденные приказом Рособрнадзора требования к сайтам образовательных учреждений идентичны, найти интересующую информацию на сайтах невозможно или достаточно сложно, указала эксперт. При этом востребованные получателями образовательных услуг сведения содержатся в формах статистической отчетности, которые образовательные организации в огромном количестве представляют своим учредителям, в Минобрнауки России, в региональные министерства.
«Поэтому наша принципиальное предложение заключается в том, чтобы первичную статистическую отчетность, которую образовательная организация предоставляет сначала учредителю, потом по вертикали и, соответственно, федеральному министерству, непосредственно раскрывать в открытом виде, в формате открытых данных», — указала Наталья Дмитриева.
Еще в 2010 году Президент России сформировал важнейший принцип развития школ — сокращение отчетности в обмен на открытость информации о результатах работы, напомнила эксперт.
По ее словам, формы отчетности практически на 80% перекрывают запросы потребителей образовательных услуг. Кроме того, и в законе об образовании, и в соответствующих приказах Минобранауки России уже установлены нормы, обязывающие образовательные организации данные официального статистического учета и данные мониторинга системы образования размещать в интернете. В этой связи каких-либо дополнительных расходов не потребуется, заметила Наталья Дмитриева.
Кроме того, органы управления не должны тогда будут делать дополнительные запросы статистической информации и перегружать образовательные организации, если учреждения единожды предоставили информацию в формате открытых данных.
По мнению эксперта, было бы целесообразно отразить в протоколе заседания Совета предложение о необходимости внесения изменения в распоряжение Правительства России № 1187-р в части дополнения перечня информации, которые размещают органы государственной власти и местного самоуправления на территориях, включив туда соответствующие формы статистической отчетности. То, что на сегодняшний день представлено в плане Минобрнауки России для раскрытия в формате открытых данных — это агрегированные сведения на уровне субъекта.
Формы отчетности практически на 80% перекрывают запросы потребителей образовательных услуг
«Наверное, экспертам в Москве будет интересно знать, какое количество образовательных учреждений, классов, школ, учеников на территории, но в регионе, в каждом муниципалитете, в каждом городе, в поселении родитель, ученики хотят знать, какие иностранные языки есть в его школе, какие профильные предметы. К сожалению, в тех формах отчетности, которые планируется раскрывать Министерством, этих сведений нет. Поэтому второе наше предложение, которое мы просим СОД поддержать, — это внести изменение в Федеральный закон об образовании в части использования открытых данных для независимой оценки качества образовательной деятельности организаций», — заявила эксперт.
Сегодня в 256-ФЗ о независимой оценке для организаций культуры, здравоохранения и социального обслуживания эта форма отчетности предусмотрена. К сожалению, в отношении образовательных организаций такого требования в законе нет, пояснила она.
Соответственно, если предложения ВШЭ будут поддержаны, то эксперты предлагают внести изменения в план Минобрнауки России по открытым данным, включив туда и конкретные статистические формы, которые образовательные организации предоставляют учредителям. Эти наборы должны размещаться на специальном портале, и именно эти данные должны стать источником информации для всех других министерств и ведомств.
«В рамках форм федерального статистического наблюдения это сделать невозможно в силу ограничения 282-ФЗ. Решение этой проблемы существует только в случае, если соответствующие формы отчетности будут переведены в статус ведомственной отчетности. Соответственно, в качестве субъекта федерального статистического наблюдения уже будет выступать Минобрнауки, а не Росстат. К сожалению, не уверен, что по всем формам статнаблюдения можно сделать Минобрнауки единственным субъектом, поскольку круг охвата учреждений выходит за рамки полномочий Минобрнауки. Росстат может публиковать только сводную проанализированную официальную статическую информацию», — в свою очередь заметил замглавы Росстата Георгий Оксенойт.
По его словам, в принципе Росстат поддерживает инициативу перевода части форм федерального статистического наблюдения в статус ведомственной отчетности. Этот вопрос требует дальнейшей проработки, заметил он.
Замглавы Минобрнауки России Екатерина Толстикова заявила, что Министерство проработает вопрос отчетности. Она попросила дать соответствующее поручение с тем, чтобы сейчас однозначного решения не принимать, так как возможны законодательные ограничения.
В свою очередь, подводя итоги обсуждения, Михаил Абызов поручил проработать предложение экспертов ВШЭ о предоставлении первичной статистической отчетности образовательных организаций в формате открытых данных.
Вопрос избавления школ от бюрократического давления ставился ещё на первом заседании общественного совета при Минобрнауки в 2012 году, напомнил Михаил Абызов. Тогда решено было одобрить предложения об оптимизации отчётности, предоставляемой общеобразовательными учреждениями по запросам органов и организаций, а также проверок, мониторинга и других бюрократических действий. Прошло 4 года, но проблема всё ещё актуальна. Недавно премьер-министр Дмитрий Медведев вновь поднял её на съезде партии «Единая Россия», отметил он.
На партийном форуме в Новосибирске, состоявшемся 8 июня 2016 года, Председатель правительства поручил законодательно ограничить число отчетов, которые должны писать школьные учителя, чтобы они могли больше времени уделять детям.
«Прогресса не видно никакого. Неужели так сложно привести отчётность для учителей в порядок?», — возмутился министр.
После обсуждения на Совете, вопрос о планах Минобразования по открытым данным будет вынесен на рассмотрение правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства.
Дмитриева Наталья Евгеньевна
Старший научный сотрудник Центра анализа деятельности органов исполнительной власти