Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2009 г.

Информационно-статистический сборник. 2020

Около 45% россиян планируют отдохнуть дома, на даче, за городом

Институт социальной политики НИУ ВШЭ представил четвертый (июльский) выпуск регулярного оперативного мониторинга «Население России в 2016 году: доходы, расходы и социальное самочувствие». Каждый номер мониторинга содержит специальный аналитический материал, подготовленный на основе данных, не представленных в оперативной статистике и программе выборочного обследования населения. В июльском выпуске такой темой стал обзор динамики макроэкономических показателей и поведения населения в отрасли туризма в 2014-2016 годах.

Так, согласно опросу, проведенному в рамках данного мониторинга, около 45% респондентов в 2015–2016 годах проводят или планируют провести весь свой отдых или его часть дома, на даче или загородном участке, либо выезжая на короткие поездки за город.

Выездной отдых доступен лишь ограниченному число домашних хозяйств: совокупная доля респондентов, отдыхающих за границей или в других регионах России, в 2015 году составила 29,1%, а в 2016 году снизилась до 25,1%, отмечают авторы мониторинга. Охват населения зарубежным отдыхом достиг в 2015 году 7,7%, а в 2016 году снижается на 2 п.п. или на 26%, до 5,7%. Таким образом, спрос на услуги зарубежного туризма формируется лишь небольшой группой населения, подчеркивается в мониторинге. В целом, структура ответов на вопрос об отдыхе за 2015 и 2016 годы отличается незначительно: распространенность отдыха на территории России в наблюдаемом периоде сокращается с 23% до 22,1%, а доля респондентов, не отдыхавших и не планирующих отдыхать, напротив, увеличивается с 28,3% до 31,5%. Однако все обозначенные изменения находятся в пределах статистической погрешности и не являются статистически значимыми, указывают эксперты ВШЭ.

Чуть более выразительная динамика наблюдается в ответах работающих респондентов — наиболее активной с точки зрения потребления туристских услуг группы. Распространенность отдыха за границей в этой подвыборке сократилась с 9% до 6,2%. В то же время распространенность отдыха на территории России в этой группе не изменилась даже на фоне экономической рецессии, что свидетельствует о высоком потенциале потребления этих услуг среди работающего населения. Совокупная доля работающих респондентов, выезжающих на отдых за границу или в другой регион России, сократилась с 33,6% в 2015 году до 29,4% в 2016 году, однако и эти изменения не являются статистически значимыми на 5%-ном уровне.

С текстом самого мониторинга можно ознакомиться, пройдя по ссылке.

Мониторинг, который в ежемесячном режиме ведет Институт социальной политики НИУ ВШЭ, является наблюдением за изменениями, происходящими в доходной обеспеченности, бедности, потребительском и финансовом поведении, а также в социальном самочувствии российских домашних хозяйств. В основе мониторинга лежат регулярные данные оперативной статистики Росстата, публичные данные Всероссийского Центра Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ) о социальных настроениях, а также данные специального ежемесячного обследования населения по вопросам социального самочувствия и бедности, организованного ВЦИОМ по заказу НИУ ВШЭ. Обследование проводится по репрезентативной в масштабах страны выборке в 1 600 респондентов в 46 регионах страны в 130 населенных пунктах .