• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперты ВШЭ проанализировали состояние российской системы здравоохранения

Главный вызов для российского здравоохранения — необходимость решения задач снижения смертности и повышения зарплаты медработникам в условиях сокращения размеров государственного финансирования в реальном выражении.

Особенности современной ситуации в сфере здравоохранения

В сложных экономических условиях системе здравоохранения удалось обеспечить требуемую динамику сокращения показателей смертности от отдельных причин и роста оплаты труда медиков. Сохранена доступность бесплатной медицинской помощи для населения.

Прекращение экономического роста и перспектива медленного экономического развития ставят перед здравоохранением императив поиска более эффективных способов организации медицинской помощи и использования имеющегося ресурсного потенциала. В ответ на этот вызов в последние годы реализован комплекс мероприятий по реструктуризации системы оказания медицинской помощи и повышению ее эффективности, проведена модернизация системы обязательного медицинского страхования (ОМС).

Заметное продвижение в преобразовании системы оказания медицинской помощи обеспечено по следующим направлениям:

  • расширение мероприятий по профилактике заболеваний, расширение масштабов и повышение эффективности диспансеризации населения;
  • реорганизация сети больниц в сторону их укрупнения и сокращения маломощных и неэффективных подразделений;
  • развитие стационарозамещающей медицинской помощи;
  • формирование трехуровневой системы оказания медицинской помощи, создание межрайонных центров, в которых концентрируются диагностические и кадровые ресурсы специализированной помощи в муниципальных образованиях;
  • развитие сектора высокотехнологичной медицинской помощи, расширение объемов этой помощи, в том числе в региональных медицинских учреждениях;
  • совершенствование системы подготовки медицинских кадров.

Мероприятия по повышению эффективности системы оказания медицинской помощи

В Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденной Правительством РФ в 2012 г., была дана целевая установка на привлечение не менее одной трети средств, необходимых для повышения заработной платы, за счет реорганизации неэффективных учреждений и развития приносящей доход деятельности. По оценке экспертов ВШЭ, при проведении реструктуризации медицинской помощи (сокращении объемов стационарной помощи при адекватном увеличении объемов амбулаторной помощи) объем средств, которые за счет этого можно было бы привлечь для повышения заработной платы, составляет 10,5% от требуемого прироста средств на повышение оплаты труда в 2013–2018 гг. при сохранении прежней численности медицинских работников. Таким образом, указанная целевая установка предопределяет необходимость проведения упрощенной реструктуризации (то есть не замещения одних видов помощи другими, а сокращения сети учреждений, коечного фонда, кадров и т.д. с ущербом для качества и доступности медицинской помощи) и интенсивного развития платных медицинских услуг.

Наиболее значительные институциональные преобразования в сфере здравоохранения в последние годы связаны с модернизацией системы ОМС, проведенной в 2011–2015 гг.

В целом по стране сокращения сети, коечного фонда и медицинских работников были небольшими: в 2013–2014 гг. число больничных учреждений государственной формы собственности уменьшилось на 9,3%, а коечный фонд – на 4,5%.

Численность врачей в медицинских организациях государственной формы собственности в 2014–2015 гг. уменьшилась всего лишь на 1%, а среднего медицинского персонала – на 2,8%. Больше были сокращения младшего медицинского персонала – на 12,8%.

Проводимые преобразования пока не привели к преодолению структурных проблем. Объемы стационарной помощи, измеряемые числом койко-дней на 100 жителей, в России на 30–50% выше, чем в западноевропейских странах. Большие объемы стационарной помощи, складывающиеся из высокого уровня госпитализации и затянутых сроков лечения в больницах, обусловливают перекос врачебных ресурсов в сторону стационара. В то же время численность участковых врачей с 2007 по 2013 г. уменьшилась на 14%. Дефицит врачей участковой службы оценивается экспертами на уровне 25–30%. Размер участков во многих регионах существенно превосходит рекомендуемые нормативы. Так, в Москве, среднее число взрослого населения на одного участкового терапевта составило в 2014 г. 3290 чел. при нормативе 1700 чел.

Реформа московского здравоохранения

Реформирование московского здравоохранения, проводимое в последние четыре года, привлекло особое внимание медицинской общественности и средств массовой информации. Масштабы сокращения коечного фонда (на 33,6% в 2013–2015 гг.) и врачей (на 13,2%) были во много раз больше, чем в среднем по стране. Сокращение коечного фонда стационаров и перемещение лечения части заболеваний в поликлиники не всегда происходило безболезненно для пациентов. Но проведенная реорганизация поликлиник и их информатизация, масштабное оснащение амбулаторного звена диагностическим оборудованием, создание новой модели участковой службы, в которой обеспечивается специализация врачебного и медсестринского персонала на выполнении отдельных ее функций) позволили улучшить доступность первичной медицинской помощи и диагностических исследований. Вместе с тем проблемой для московского здравоохранения остается кадровое обеспечение участковой службы.

Изменения в системе финансирования здравоохранения

Наиболее значительные институциональные преобразования в сфере здравоохранения в последние годы связаны с модернизацией системы ОМС, проведенной в 2011–2015 гг.

Ее главными результатами стали:

  • стабилизация финансовых потоков в систему ОМС;
  • выравнивание имевших место различий в размерах государственного финансирования медицинской помощи гражданам в разных регионах.

Если в 2010 г. размеры доходов территориальных фондов ОМС в расчете на одного жителя различались в 4,2 раза, то в 2014 г. этот размах был уменьшен до 1,9 раза, а если рассматривать финансовое обеспечение базовой программы ОМС, то территориальных различий здесь больше нет.

Главными приоритетами политики в сфере здравоохранения в посткризисный период должны стать развитие новых медицинских и информационных технологий,  структурные изменения и формирование интегрированного здравоохранения, укрепление кадрового потенциала

Доля государственного финансирования здравоохранения, аккумулируемая в системе ОМС, неуклонно увеличивалась в последние годы и в 2015 г. превысила долю бюджетного финансирования здравоохранения. С 2015 г. финансирование медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь, включенную в базовую программу ОМС, стало «одноканальным»: оно осуществляется только из одного источника – средств ОМС, а не двух – средств ОМС и бюджетных субсидий, как это было ранее. Переход к одноканальному финансированию сопровождался ухудшением финансовой ситуации во многих медицинских организациях, но причина этого не реформа, а снижающееся финансирование отрасли и рост цен на медикаменты, медицинское оборудование, расходные материалы, обусловленный ослаблением рубля. Лишь для федеральных учреждений здравоохранения изменения в источниках государственного финансирования действительно сыграли негативную роль, но связано это было с недостатками в организационной работе по переходу к одноканальной системе.

В последние годы предпринимаются попытки реализации нововведений в системе финансирования здравоохранения, которые должны содействовать повышению ее эффективности:

  • внедрение нового метода оплаты стационарной медицинской помощи – за законченные случаи лечения, классифицированные по клинико-статистическим группам;
  • обязательное информирование медицинскими организациями граждан о стоимости оказанных им за счет государственных средств медицинских услугах;
  • дополнительное медицинское страхование «ОМС+» и др. 

Приоритеты необходимой государственной политики в сфере здравоохранения

В условиях экономического кризиса к числу приоритетных направлений политики в области организации оказания медицинской помощи эксперты ВШЭ относят укрепление первичной медико-санитарной помощи – развитие профилактики заболеваний, привлечение кадров, повышение их квалификации, прежде всего в участковой службе, материально-техническое оснащение поликлиник.

Это даст возможность повысить эффективность использования ресурсов в значительно большей мере, чем закрытие больниц, сокращение их мощности и прочие оптимизационные мероприятия. Результаты этого почувствует основная часть населения, обращающаяся в медицинские учреждения в связи с наиболее массовыми заболеваниями. Снижение нагрузки на участковую службу (обеспечение притока врачей в этот сектор и разукрупнение участков), расширение функционала врачей первичного звена, обеспечение более тесных медико-технологических связей между отдельными медицинскими службами, преемственности лечения на разных этапах – вот наиболее важные меры, соответствующие как новой экономической ситуации, так и долговременным задачам развития отрасли. Они не требуют серьезных вложений, но могут дать быстрый и ощутимый эффект.

Учитывая низкие оценки готовности врачей работать больше и лучше при условии большей увязки размеров оплаты труда с их трудовым вкладом и желание врачей иметь более высокую базовую часть заработной платы, эксперты ВШЭ считают необходимым изменить приоритеты политики внедрения эффективного контракта и переместить акцент на использование стимулирующего потенциала базовой части оплаты труда. Необходимо переключить внимание на проведение изменений в порядке определения базовой части зарплаты, в механизмах институционализации уровня квалификации врачей (сертификация, аттестация) и увязки базовой зарплаты с этим уровнем.

Главными приоритетами политики в сфере здравоохранения в посткризисный период должны стать развитие новых медицинских и информационных технологий,  структурные изменения и формирование интегрированного здравоохранения, укрепление кадрового потенциала.

В среднесрочной перспективе ведущим приоритетом государственной политики должно стать создание условий для роста инвестиций в новые биомедицинские и информационно-медицинские технологии, развитие на их основе новых форм оказания медицинской помощи.

Важное значение будет иметь введение лекарственного обеспечения пациентов при амбулаторном лечении отдельных массовых, но достаточно «затратных» заболеваний (прежде всего гипертонии, сахарного диабета, астмы) при софинансировании государства и населения.

К числу главных приоритетов политики в сфере также относится укрепление кадрового потенциала:

  • преодоление диспропорций в составе кадров;
  • устранение наиболее острых дефицитов;
  • улучшение кадрового обеспечения сельской местности и удаленных районов;
  • ускоренная подготовка среднего медицинского персонала, а также специалистов по эксплуатации и использования сложной медицинской и информационной техники;
  • реформирование системы медицинского и дополнительного профессионального образования и порядка определения и подтверждения квалификационного уровня;
  • реализация масштабных государственных программ повышения квалификации, в первую очередь участковых врачей.

Особенно важно обеспечить выполнение запланированного к 2018 г. повышения размера оплаты труда врачей – в увязке с результатами аккредитации и на основе текущей оценки сложности проводимых работ и их результативности.

Приоритетными направлениями изменений в системе финансирования здравоохранения эксперты ВШЭ считают:

  1. Создание системы персонифицированного учета фактических затрат лекарственных средств и расходных материалов при оказании медицинской помощи.
  2. Внедрение новых методов формирования тарифов на оплату медицинской помощи в ОМС, обеспечивающих более точное отражение затрат медицинских организаций, а также необходимых затрат на реализацию мероприятий целевых программ.
  3. Продолжение конкретизации содержания государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам и обеспечение сбалансированности гарантий с размерами финансирования затрат, необходимых для их реализации. 
  4. Введение новых подходов к  распределению объемов медицинской помощи по ОМС с учетом реальных затрат и качества медицинской помощи в отдельных медицинских организациях, развитие на этой основе конкурентных механизмов формирования заказов на оказание медицинской помощи.
  5. Развитие страховых принципов финансирования здравоохранения.

С полным текстом доклада «Российское здравоохранение в новых экономических условиях: вызовы и перспективы» можно ознакомиться в прикрепленном файле.

 Доклад НИУ ВШЭ по проблемам развития системы здравоохранения Москва, (PDF, 1.29 Мб)