• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2009 г.

Информационно-статистический сборник. 2020

Эксперты ВШЭ: прием студентов на программы подготовки педагогических кадров растет

Эксперты Института образования НИУ ВШЭ проанализировали общие тренды в высшем педагогическом образовании и представили результаты исследования в новом выпуске сборника «Факты образования».

Аналитики выявили, что в целом за период 2013‒2016 гг. наблюдается положительная динамика приема студентов в рамках укрупненной группы специальностей и направлений подготовки (УГСН) «Образование и педагогические науки». Суммарное количество приема студентов на программы бакалавриата, специалитета и магистратуры выросло с 102 131 человека в 2013 году до 114 082 человек в 2016 году. Увеличение общих показателей произошло, в первую очередь, за счет довольно активного роста набора в магистратуру при относительной стабильности набора в бакалавриат (рис. 1). В 2016 году прием составил 90 тыс. человек на программы бакалавриата и специалитета (снизился более чем на 1 тыс. человек по сравнению с 2013 годом) и 24 тыс. человек на программы магистратуры (вырос более чем в 2 раза).

Рис.1. Прием по УГСН «Образование и педагогические науки», чел. Источник: Единая информационная система Минобрнауки РФ (ЕИС МОН РФ).

При анализе контрольных цифр приема (КЦП), которые устанавливает Министерство образования и науки РФ, эксперты ВШЭ рассмотрели их изменение для разных уровней подготовки. По программам бакалавриата за период 2013–2016 гг. цифры не изменялись и остались почти такими же в 2017 году, их объем — около 44 тыс. человек. А по программам магистратуры объем КЦП вырос в 5 раз с 2014 по 2017 год и сейчас составляет около 38 тыс. человек. Столь значительный рост КЦП для уровня магистратуры по УГСН «Образование и педагогические науки» соответствует общему тренду увеличения КЦП в пользу магистратуры.

Аналитики также рассмотрели структуру приема по формам обучения, источнику финансирования и по направлениям/специальностям подготовки. Выяснилось, что доли набора на очные и заочные программы остаются примерно одинаковыми (рис. 2): в 2016 году прием на очные программы составил чуть более 45 тыс. чел., а на заочные ― около 44 тыс. чел. Эксперты сделали вывод, что текущее распределение студентов очной и заочной форм обучения в рамках этой укрупненной группы соответствует общему соотношению студентов разных форм обучения в России, однако здесь важно учитывать специфику траекторий перехода между разными уровнями образования (из колледжей в вузы) и вероятности изменения специализации.

Рис. 2. Прием на программы бакалавриата и специалитета, чел. Источник: ЕИС МОН РФ.

Доля «внебюджетного» приема студентов остается более значительной на заочных программах, хотя к 2016 году по сравнению с 2013 она несколько снизилась, составив около 58%. У поступающих на программы с оплатой стоимости обучения очные программы пользуются меньшей популярностью, но доля «внебюджетного» приема здесь в последние годы заметно выросла ― с 19% в 2013 году до 31% в 2016 (рис. 3).



Рис. 3. Доля «внебюджетного» приема, бакалавриат и специалитет, %. Источник: ЕИС МОН РФ.

Укрупненная группа специальностей и направлений подготовки «Образование и педагогические науки» включает в себя 5 направлений бакалавриата. Аналитики ВШЭ пришли к выводу, что наиболее массовый прием осуществляется на программы направления «Педагогическое образование». По направлениям «Специальное (дефектологическое) образование», «Психолого-педагогическое образование» и «Педагогическое образование» существенно преобладает доля приема на заочные программы, по направлению «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» ― на очные (рис.4).



Рис. 4. Прием на программы бакалавриата и специалитета по направлениям, чел. Источник: ЕИС МОН РФ.

Исследователи ВШЭ также проанализировали динамику выпускников по УГСН «Образование и педагогические науки» и выявили, что на протяжении ряда лет ежегодный выпуск студентов составляет примерно 100 тыс. чел. Но сравнивая показатели выпуска с разрывом в 10 лет, можно наблюдать их значительное снижение в абсолютных цифрах ― примерно на 30 тыс. чел. к 2015/16 учебному году. Наименьшее количество выпускников (97 тыс. чел.) зафиксировано в 2012 году (рис. 5). Доля выпуска по УГСН «Образование и педагогические науки» в общем выпуске бакалавров, специалистов и магистров также снизилась ― с 11% в 2005 году до 8% в 2015 (рис. 5). В целом, тенденция сокращения выпуска соответствует демографическим изменениям.

Рис. 5. Выпуск по УГСН, тыс. чел. Источник: Росстат, 2016.

Эксперты ВШЭ отмечают, что при анализе показателей выпуска важно учесть спрос на выпускников в рамках рассматриваемой группы специальностей. В этом контексте важно учесть повышение соотношения общей численности учеников и учителей общеобразовательных организаций в среднем по России, хотя ситуация значительно различается в разрезе регионов и организаций. Второй важной характеристикой является уменьшение доли молодых (20–29 лет) преподавателей, сопровождаемое ростом доли учителей в возрасте 50–59 лет.

На рисунке А можно увидеть, что численность школьников в рамках общих демографических трендов начинает постепенно расти после 2009 года. Число учителей примерно постоянно во всем рассматриваемом периоде. Также аналитики отметили, что наблюдается незначительный рост среднего возраста педагогических кадров в общеобразовательных организациях (рис. Г), причем снижается именно доля молодых учителей (рис. В).

Результаты анализа тенденций приема и выпуска последних лет сигнализируют о будущих изменениях структуры педагогических кадров в пользу роста магистерского образования. Приведенные на графиках цифры не могут дать исчерпывающего ответа на вопрос о сбалансированности спроса и предложения в отношении выпускников, но в определенной мере свидетельствуют о том, что этот вопрос на национальном, региональном и муниципальном уровнях является одним из ключевых для дальнейших исследований.