Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2009 г.

Информационно-статистический сборник. 2020

В НИУ ВШЭ оценили проект бюджета Москвы

Столичный бюджет на ближайшую трехлетку предполагает продолжение роста налоговых и неналоговых доходов, следует из заключения НИУ «Высшая школа экономики» на проект бюджета. Его особенность — существенное увеличение расходов по сравнению с предыдущим бюджетом. Это оказалось возможным в первую очередь за счет эффективного использования налогового потенциала города — роста поступлений от налога на прибыль и НДФЛ. 

«Помимо устойчивой динамики налога на прибыль и НДФЛ, город добивается опережающих темпов роста поступлений и от других налогов — на имущество, взимаемых с использованием упрощенной системы налогообложения и других спецрежимов. Это действительно очень непростые решения, которые однако сегодня дают колоссальный эффект», — подчеркнул ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Кузьминов отметил, что не стоит бояться дефицита, который указан в проекте. Планируемый дефицит (222 млрд в 2018 году и его последующее снижение до 113 млрд к 2020 году) является незначительным и не угрожает устойчивости бюджета. Тем более что финансировать его предполагается не за счет заимствований, а за счет остатков на счетах и экономии на государственных закупках. Таким образом, бюджетная конструкция содержит дополнительные резервы, с учетом которых она является еще более устойчивой, считают эксперты ВШЭ: «такое состояние бюджета является результатом долгосрочной эффективной работы городского правительства».

В части расходов на образование проект бюджета ориентирован на стимулирование результативности и качества, прозрачные процедуры применения формульного финансирования на нормативной основе и рационального использования бюджетных средств. Ключевым достижением при планировании бюджета в 2018 году является принцип распределения бюджета на основе прозрачных стимулов в достижении качественных результатов при экономном расходовании средств, отмечается в заключении ВШЭ. Интеграция основных и дополнительных образовательных программ в рамках образовательных комплексов, реализующих программы разного уровня образования, позволила обеспечить преемственность программ, построение вариативных образовательных траекторий для достижения высоких академических результатов. А высвобождаемые средства направляются как на развитие комплексов, так и на поощрения педагогов. Положительной оценки заслуживает принцип дальнейшего обновления оборудования и квалификационного роста преподавателей и мастеров производственного обучения учреждений профессионального образования, который продолжает программы 2017 года, подчеркивается в заключении. 

Важно отметить, что в бюджете 2018 года, по сравнению с бюджетом 2017 года, существенно увеличиваются расходы на социальные выплатах гражданам, указывают эксперты ВШЭ: речь идет о региональной социальной доплате к пенсии неработающим пенсионерам, выплатах малообеспеченным семьям с детьми, выплатах при рождении (усыновлении) детей, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, выплатах на содержание ребенка опекунам, попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям, многодетным семьям. Таким образом, реализуется принцип повышения эффективности бюджетных расходов за счет более широкого применения принципов адресности и нуждаемости.

Однако в дальнейшем, на протяжении рассматриваемой трехлетки, в реальном выражении расходы на социальную поддержку населения будут сокращаться: при прогнозируемой инфляции (на уровне 4,5% в 2018 году, 4,4% в 2019 году и 4,2% в 2020 году) расходы на рассматриваемую госпрограмму в 2019 году составят только 102% от уровня предыдущего года, а в 2020 году — 102,4%. Настораживает и то, что такой масштабный маневр в 2018 году в пользу денежных выплат нуждающимся категориям граждан (порядка 40 млрд. руб.), никак не влияет на уровень бедности, отмечается в заключении. Согласно паспорту государственной программы города Москвы «Социальная поддержка жителей города Москвы» уровень бедности в 2018 году не изменится, и, как и в 2017 году, составит 9,2%. На этом уровне он будет сохраняться на протяжении трех рассматриваемых лет. По мнению Кузьминова, в этой связи требуется пересмотр целевых значений показателей государственных программ, установление более амбициозных задач в связи с увеличением бюджетных расходов.

В целом, структура расходов столичного бюджета предполагает финансирование социальной сферы и высокую долю инвестиционных расходов — все это в перспективе должно положительно сказаться на инвестициях в человеческий капитал и экономическом росте.