Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2009 г.

Информационно-статистический сборник. 2020

«Переход к цифровизации сделал малые и средние предприятия еще более уязвимыми»

«Переход к цифровизации сделал малые и средние предприятия еще более уязвимыми»

© iStock

В результате перебоев с поставками и нарушения цепочек сбыта в период антиковидного карантина больше всего пострадали малые и средние предприятия. Международный центр конкурентного права и политики БРИКС (в составе ВШЭ) – партнер Регионального диалога ЮНКТАД-ЕЭК ООН – представил доклад о роли конкурентной политики в процессе их восстановления.

Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) совместно с Европейской экономической комиссией ООН запустили серию онлайн диалогов, цель которых – оценка состояния микро-, малых и средних предприятий (ММСП). Одной из первых стран, где состоялся такой диалог, стала Россия. Подразделение НИУ ВШЭ – Международный центр конкурентного права и политики БРИКС – выступил интеллектуальным и организационным партнером мероприятия. Специально для Регионального диалога эксперты Центра подготовили доклад «МСП и цифровизация: антимонопольное регулирование и перспективы для региона СНГ». Он посвящен исследованию возможностей, предоставляемых цифровизацией предприятиям малого и среднего бизнеса, а также анализу проблем, с которыми они сталкиваются. Участниками дискуссии стали руководители, представители конкурентных ведомств и профильных министерств стран СНГ и Европейского союза, деловых ассоциаций, эксперты международных организаций.

Татьяна Крылова, руководитель отдела развития предпринимательства ЮНКТАД, открывая конференцию, отметила, что онлайн-диалог проводится в рамках реализации рамочного документа ООН в ответ на вызовы пандемии COVID-19. Одно из направлений работы по этому документу – укрепление сектора малого бизнеса и улучшение доступа предприятий к рынкам сбыта.

Тереза Морейра, руководитель cектора политики в области конкуренции и защиты прав потребителей ЮНКТАД, напомнила, что после перебоев с поставками были нарушены выстроенные цепочки сбыта, и больше всего пострадали именно малые и средние предприятия. Однако антимонопольные структуры имеют все необходимые механизмы для того, чтобы поддержать ММСП.

Алексей Иванов, директор Центра и директор Института права и развития ВШЭ – Сколково уверен, что критически важно обеспечить жизнеспособность малых и средних предприятий, поскольку переход к цифровизации сделал МССП еще более уязвимыми.

Информация и капитал концентрируются в руках крупных цифровых платформ, а значит, и рыночная власть тоже. Подобные процессы требуют ответа на политическом уровне, в том числе радикального пересмотра и дополнения регуляторных мер

«Мы благодарны ЮНКТАД за то, что они начали этот диалог и привлекли к нему такое количество участников. Антимонопольные органы сегодня сфокусированы на проактивном развитии конкуренции, а не только на ретроспективной защите. И взаимная поддержка, и тесная интеграция работы антимонопольных ведомств поможет поддержать динамику конкуренции», – сказал Алексей Иванов.

Рейчел Берджесс, консультант ЮНКТАД, поддержала этот тезис, отметив рост доли цифровых бизнесов. Вместе с тем, многие МСПП не смогли выжить, несмотря на меры поддержки.

Важно, чтобы от регуляторов поступали четкие рекомендации и инструкции в ходе посткризисного восстановления экономики

Ряд экспертов и спикеров говорили о новых тенденциях в ценовой политике – значительной флуктуации цен, напомнила Рейчел Берджесс.  Некоторые страны в этой связи пересмотрели политику в отношении ценового регулирования. Вероятно, в посткризисный период часть мер чрезвычайного характера будут сняты. Серик Жумангарин, председатель Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан, полагает, что для поддержания бизнеса в условиях галопирующего роста цен, необходимо «долгое» финансирование, доступ к сырью и к транспортной инфраструктуре. Антимонопольный орган должен стать инструментом поддержки предпринимательства в стране.

По словам заместителя руководителя Федеральная антимонопольная служба России Андрея Цыганова, ФАС в 2020 году сосредоточилась на преодолении проблем в области конкуренции, вызванных коронавирусной пандемией, в том числе, связанных с ростом цен. Сформирован комплекс поддерживающих институциональных мер в дополнение к тем, которые объявили президент и правительство страны.

МСП и цифровизация: антимонопольное регулирование

В докладе Центра отмечена важность диалога представителей власти, антимонопольных органов, торговых организаций и представителей МСП не только для обсуждения влияния COVID-19 на МСП в регионе, но и для взаимодействия между институтами, обмена опытом, создания прочной основы для взаимной поддержки и гармонизации подходов.

Наличие на рынке компаний с существенным уровнем рыночной власти может стать значительным барьером для входа на рынок МСП

Во-первых, в результате активности цифровых платформ в сделках экономической концентрации может значительно снизится количество стартапов. В Чикагском университете (UChicago) провели исследование и сделали вывод, что крупные поглощения компаний цифровыми платформами в некоторых секторах цифровой экономики привели к значительному снижению темпа инвестиций в стартапы в тех же секторах. Логическим следствием этого стало снижение темпов инноваций в небольших компаниях и общее торможение инноваций на рынке.

Поскольку рыночная власть на цифровых рынках существенно усиливается концентрацией данных у доминирующих платформ-«гейткиперов» («привратников»), отсутствие доступа к базам данных становится дополнительным негативным фактором для цифровых компаний с меньшими ресурсами. Автономии МСП дополнительно угрожают так называемые хищнические поглощения, которые часто происходят на рынках, зависящих от инноваций и R&D. Крупные цифровые платформы таким образом закрепляют свое влияние на рынке. Нередко эти платформы покупают своих прямых конкурентов, которые могут угрожать их доминирующей позиции.

Цифровая экономика России стабильно растет в последнее время, и развивается она не только благодаря росту нескольких крупных цифровых платформ. В исследовании, проведенном Российской венчурной компанией (РВК) в 2020 году, названы 50 многообещающих микро-, малых и средних цифровых компаний, которые работают над сквозными технологиями, нейротехнологиями и системами искусственного интеллекта, большими данными, виртуальной реальностью, и показывают хорошие темпы роста. Крупные цифровые компании – Яндекс, Сбербанк и Мэйл.ру (а также Тинькофф и МТС) – возникли на разных рынках, однако в последнее время начали захватывать смежные и абсолютно новые отрасли, конкурируя друг с другом. Эти компании в настоящее время находятся в поле общественного и экспертного внимания, они демонстрируют постепенный сдвиг развития в сторону экосистемной модели функционирования и, следовательно, могут представлять риски для конкурентности.

Есть и другие уязвимые звенья. Например, компании, владеющие интернет-поиском, среди которых Google, Baidu, Yandex, являются «точкой входа» на рынок интернет-поиска для других субъектов, в том числе МСП. Недавние антимонопольные дела и продолжающиеся расследования показали, что «привратники», владеющие поисковыми системами, злоупотребляют доминирующим положением на рынках онлайн-поиска в Европе, США, Индии, России и некоторых других странах, и дискриминируют тем самым небольшие компании. МСП из разных стран, предоставляющие услуги вертикального поиска, то есть поиска по отдельным категориям товаров (например, на сайтах cian.ru, auto.ru, leguide.com, twenga.fr, foundem.co.uk и т.д.), в течение последнего десятилетия жаловались антимонопольным органам. ИТ-гиганты продвигают через интерактивные ответы («колдунщики») только свои сервисы и не дает такой возможности другим.

Анна Позднякова, одна из авторов доклада, научный сотрудник Международного центра конкурентного права и политики БРИКС

Анна Позднякова, одна из авторов доклада, научный сотрудник Международного центра конкурентного права и политики БРИКС

Учитывая затянувшийся кризис, связанный с пандемией COVID-19, диалог между конкурентными ведомствами и органами по развитию малого и среднего предпринимательства представляется очень актуальным для обмена мнениями по вопросам поддержки наиболее уязвимых хозяйствующих субъектов, которыми являются малые и средние предприятия. В докладе, подготовленном Международным Центром конкурентного права и политики БРИКС, мы отмечаем, что сегодня одним из важнейших вызовов для малых и средних предприятий является цифровизация. Цифровые платформы не всегда устанавливают честные правила игры, что несет в себе значительную угрозу для малого и среднего бизнеса. Полагаем, что антимонопольным органам и органам по развитию МСП необходимо уделять пристальное внимание недобросовестным практикам цифровых гигантов и разрабатывать специальные меры, направленные на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства.

Читать доклад