Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2009 г.

Информационно-статистический сборник. 2020

Фактчекинг: что происходит с экспортом и ценами на российское зерно

Фактчекинг: что происходит с экспортом и ценами на российское зерно

© iStock

В Сети распространяется информация о том, что экспорт зерна из России сильно снизился. Также отмечается, что цены на зерно на внутреннем рынке упали. Так ли это, разбираем в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша».

Информация о том, что экспорт российского зерна с начала сельскохозяйственного года (1 июля 2022 года — 30 июня 2023 года) снизился на 16% по сравнению с показателями таможни за аналогичный период прошедшего сельхозгода, приводится в телеграм-канале «На кухне».

В посте ссылаются на данные на 8 сентября, предоставленные подведомственным Россельхознадзору ФГБУ «Центр оценки качества зерна».

На эту дату иностранным покупателям было поставлено 8,7 млн тонн при экспортном потенциале 50 млн тонн. При этом зернотрейдерами экспортировано 6,96 млн тонн пшеницы, 1,28 млн тонн ячменя и 0,38 млн тонн кукурузы.

В целом, по данным специалистов, экспорт зерна и продуктов его переработки на 8 сентября снизился на 11%, до 10,2 млн тонн, зерновых и зернобобовых — на 17%.

Как отмечается в публикации, несмотря на то, что заключенная при непосредственном участии и гарантиях ООН зерновая сделка предполагала не только вывоз украинского зерна из черноморских портов, но и снятие барьеров для российского экспорта зерновых, она была фактически сорвана Западом.

Между тем данную статистику, на основе которой был опубликован пост в телеграм-канале, Центр оценки качества зерна отозвал.

В ФГБУ «Центр оценки качества зерна» объяснили, что при выгрузке информации об экспорте произошел технический сбой, в связи с чем на предоставленные данные опираться нельзя.

В агентстве ТАСС, где также была опубликована эта статистика, стоит пометка о ее аннулировании.

Однако в телеграм-каналах, где размещена эта информации, ничего не говорится ни о ее отзыве, ни о ее аннулировании.

При этом о том, что экспорт российского зерна падает, в СМИ сообщали и ранее. Приводились другие цифры.

Так, агентство ТАСС со ссылкой на агентство «СовЭкон» приводило данные, что за июль — август 2022 года экспорт пшеницы из России составил 5,9 млн тонн. Это на 27% меньше, чем в июле — августе 2021-го. Также приводился прогноз, что в этом году российские аграрии соберут рекордные 94,7 млн тонн пшеницы.

Россия может в этом году сократить план по поставкам зерна за рубеж, но внутренний рынок обеспечит полностью, заявлял в августе глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев.

При этом участники отрасли жалуются, что внутренние цены на зерно не покрывают расходы аграриев. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) на этом фоне предлагала, в частности, увеличить объем закупок в интервенционный фонд.

Как отмечал председатель АККОР Краснодарского края Александр Шипулин, проблема назревала несколько лет: с одной стороны, экспортные пошлины на зерновые культуры помогают сдерживать рост цен на такие социальные продукты, как хлеб, но с другой — не применяются к компаниям, обеспечивающим производство зерна.

Между тем цены на товары, необходимые для производства сельхозпродукции, с начала года по август выросли в 1,5–3 раза, а стоимость пшеницы 4-го класса за тот же период снизилась до 12–13 рублей за килограмм с 18–20 рублей, говорил он в разговоре с корреспондентом «РИА Новости».

Также очень многие эксперты и политики отмечали ранее, что зерновая сделка между Россией и ООН об экспорте российского продовольствия и удобрений на мировые рынки реализуется совсем не так, как задумывалось.

«Однако первая часть сделки, которая связана с вывозом украинского зерна из украинских портов, работает. В то время как реализация второй части соглашения, а именно меморандума России с ООН, проходит намного хуже», — заявлял журналистам замглавы российского МИДа Андрей Руденко. Российская сторона хотела бы, чтобы оба соглашения выполнялись «синхронно и параллельно», но ограничения, препятствующие экспорту отечественного зерна, сохраняются, несмотря на заявления США и ЕС, отметил дипломат.

Наталия Карлова, заведующая отделом Института аграрных исследований НИУ ВШЭ

Наталия Карлова, заведующая отделом Института аграрных исследований НИУ ВШЭ

В этом году в России ожидается высокий урожай зерновых, по пшенице и кукурузе — рекордный. При этом динамика экспорта отстает от показателей прошлого года. Ряд внешних ограничений продолжают сдерживать экспорт российского зерна:

 логистические (повышение страховых ставок, отказ иностранных владельцев морских судов входить в российские порты, уход с российского рынка крупнейших контейнерных линий, увеличение сроков доставки грузов);

 финансовые (проблемы расчетов в евро и долларах).

Рекордный урожай и проблемы с экспортом формируют высокие переходящие запасы на российском рынке зерна и оказывают давление на внутренние цены. В совокупности с ростом издержек это ведет к падению рентабельности производства зерновых культур.

Закупочные интервенции могли бы поддержать ценовую конъюнктуру на рынке зерна, однако этого механизма недостаточно. Вероятно, нужны изменения в механизме определения экспортной пошлины. После высокого урожая в текущем сезоне в следующем году валовые сборы зерна ожидаемо будут более умеренными. Соответственно, запасы зерна, сформированные в 2022/23 году, могли бы быть использованы для удовлетворения спроса в следующем сезоне.