Фактчекинг: потеряет ли Россия доходы из-за потолка цен на нефть?
В СМИ пишут о том, что введение потолка цен на нефть значительно урежет доходы РФ. Так ли это, разбираем в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша».
Страны «Большой семерки» (G7), ЕС и Австралия после долгих обсуждений достигли консенсуса по установлению потолка цен на российскую нефть, поставляемую морским путем. Он составил 60 долларов за баррель и вступил в силу с понедельника, 5 декабря. В этот же день с некоторыми исключениями начало действовать эмбарго на импорт российской нефти морским путем в Евросоюз и страны «Большой семерки».
«Запрещается прямо или косвенно оказывать техническую помощь, посреднические услуги или финансовую помощь, связанные с торговлей или транспортировкой, в том числе путем перевалки с судна на судно, в третьи страны сырой нефти или нефтепродуктов, которые происходят из России или которые были экспортированы из России», — говорится в решении Совета Европы.
При этом отмечается, что запрет на морские перевозки нефти и нефтепродуктов из России, а также на услуги транспортировки в третьи страны, финансовую и техническую помощь не будет действовать, если энергоносители были закуплены по предельной цене или ниже. Это освобождение призвано смягчить неблагоприятные последствия для энергопоставок в третьи страны и снизить скачки цен, объясняют европейские чиновники.
Предполагается регулярный пересмотр механизма ограничения и его корректировка. Так, потолок будет пересматриваться раз в два месяца с учетом изменений на рынке и устанавливаться на уровне не менее чем на 5% ниже среднерыночной цены на российскую нефть и нефтепродукты, рассчитанной на основе данных, предоставленных Международным энергетическим агентством (МЭА).
Ценовой потолок не будет применяться к нефти, закупленной по цене, превышающей верхний лимит цены, если нефть погружена на танкеры до 5 декабря и выгружена до 19 января 2023 года. Кроме того, запрет не относится к трубопроводной нефти.
Цель этих мер — сокращение доходов России от продажи энергоресурсов.
Российские официальные лица уже прокомментировали это решение. Так, президент России Владимир Путин ранее заявлял, что Россия не будет ничего поставлять за рубеж, если это будет противоречить ее интересам.
«Мы будем продавать нефть и нефтепродукты в те страны, которые будут с нами работать на рыночных условиях, даже если нам придется несколько сократить добычу», — комментировал вице-премьер России Александр Новак (цитируется по сообщению агентства ТАСС).
По его словам, кабмин подготовит механизм, запрещающий торговлю на условии ценового потолка на нефть. «В своей практике мы не собираемся применять инструменты, связанные с price cap (ценовой потолок. — ТАСС). Сейчас мы прорабатываем механизмы запрета на применение инструмента price cap независимо от того, какой уровень будет установлен», — сказал он.
Российские власти рассматривают три варианта ответа на введение странами G7 и Австралией потолка цен на импорт нефти из России, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на источники.
Первый вариант — полный запрет на продажу нефти странам, которые поддержали ограничение. В том числе если они приобретают сырье через посредников.
Второй вариант предполагает запрет на экспорт по контрактам, в которые включено условие потолка цен, вне зависимости от того, какое государство импортирует нефть.
Третий вариант — введение так называемой индикативной цены: определение максимального дисконта нефти Urals к сорту Brent. При увеличении дисконта продажа будет запрещена.
Источник газеты отмечает, что ни один из вариантов пока не принят и возможны альтернативы.
Марсель Салихов
«Установленный потолок цен в 60 долларов фактически соответствует текущим ценам на Urals и заложенной в российский бюджет цене нефти и особого влияния на объем экспорта не окажет», — комментирует директор Центра экономической экспертизы НИУ ВШЭ Марсель Салихов.
Вероятно, смысл потолка в том, чтобы потянуть время и посмотреть, как это будет работать, предполагает он.
«Механизм контроля не до конца понятен. Евросоюз будет собирать документацию, смотреть, анализировать и, возможно, через год сделает потолок другим», — говорит эксперт.
При этом в начале года экспорт российской нефти может сильно просесть, отмечает он. Сейчас уже многие компании заняли выжидательную позицию, чтобы понять, как будут работать ограничения и на какие скидки они смогут претендовать.
Потом этот обвал будет выравниваться: будут настраиваться логистика и другие процессы, найдутся пути обхода.
По мнению директора Высшей школы финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Константина Ордова, потолок цен на российскую нефть, введенный западными странами, не способен оказать разрушающего воздействия на доходы российского бюджета.
«Любого рода ограничения в рыночной экономике способны вызвать существенные дисбалансы и напряженность, что мы наблюдаем на европейском газовом рынке, — говорит он. — Решение о потолке цен может стать катализатором роста цен на нефть, но 60 долларов — уровень, который, похоже, соответствует текущим ценам поставок российской нефти. Поэтому потолок цен имеет больше психологический эффект, чем финансовый. В 2022 году в бюджете заложена цена отсечения порядка 44 долларов за баррель. В 2023 году бюджетное правило изменилось, и примерный эквивалент нефтегазовых доходов планировался на уровне 60–62 доллара США за бочку нефти».
Вячеслав Кулагин
Вступившие в силу международные запреты и ограничения против российской нефти спровоцируют рост цен на нефть, полагает директор Центра исследований в нефтегазовой сфере Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, руководитель отдела исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин.
«В результате вступивших в силу 5 декабря европейского эмбарго и предельных цен на российскую нефть европейцам придется заменять наше сырье на более дорогое и перенастраивать свои перерабатывающие мощности под характеристики другой нефти, что также сопряжено с существенными издержками», — отметил он.
Эксперт считает, что возросшие расходы будут переложены на конечных потребителей либо негативно скажутся на доходности перерабатывающих заводов.
При этом введенные санкции обернутся в ближайшее время уменьшением поставок в восточном направлении.
«Сначала будет просадка по поставкам в Азию, что вызовет дополнительное давление на цены. Потом объемы восстановятся, рынок перебалансируется: ближневосточные производители увеличат отгрузки в Европу, а мы — в Азию», — добавил Вячеслав Кулагин.
В результате, по мнению эксперта, в целом транспортно-логистические схемы усложнятся и станут более затратными. А это будет дополнительно толкать вверх нефтяные котировки.
Кулагин Вячеслав Александрович
Центр исследований в нефтегазовой сфере: Директор центра
Салихов Марсель Робертович
Центр экономической экспертизы: Директор центра