Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2007 г.

Статистический сборник. Публикуется с 2009 г.

Информационно-статистический сборник. 2020

Фактчекинг: насколько выросли цены на лекарства?

Фактчекинг: насколько выросли цены на лекарства?

© iStock

В СМИ и социальных сетях пишут о том, что в России дефицит лекарств, а сами препараты подорожали на треть. Так ли это, разбираем в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша».

Согласно опросу, проведенному в сообществе «Фарма РФ», за последнее время фиксировался дефицит разных препаратов — от антибиотиков до антиретровирусных препаратов, от антидепрессантов до противопаркинсонических препаратов. Суммарно о дефиците заявило 89% респондентов. Также три четверти опрошенных увидели рост цен на 10 и более процентов. В своих суждениях они чаще всего (79%) основываются на личных ощущениях, и только 7,3% ориентируются на данные статистики.

Между тем, как заявил недавно «РИА Новости» министр здравоохранения России Михаил Мурашко, цены на жизненно необходимые и важные лекарства в России за год изменились на 2,3%, что ниже уровня инфляции в стране. По данным Росстата, на 12 декабря инфляция с начала года составила 11,86%.

Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (ЖНВЛП) — перечень лекарственных препаратов, утверждаемый Правительством Российской Федерации в целях государственного регулирования цен на лекарственные средства.

В ноябре цены на лекарственные препараты, относящиеся к ЖНВЛП, в среднем выросли на 0,3%, говорится в статистике Росстата.

Так, на аскорбиновую кислоту они выросли на 4,8%, на ацетилсалициловую кислоту (аспирин отечественный) — на 2,2%, на дротаверин (но-шпа) — на 1,5%, на панкреатин — на 1,3%, на глицин, фосфоглив — на 0,9%, на омепразол — на 0,6%, на умифеновир (арбидол) — на 0,5%, на парацетамол — на 0,4%. Одновременно снизились цены на ингавирин — на 0,9%, на фуросемид — на 0,7%, на гриппферон, цефтриаксон, азитромицин — на 0,6%, на смекту — на 0,5%.

Цены на лекарственные препараты, не относящиеся к ЖНВЛП, в среднем также выросли на 0,3%, в том числе на аципол — на 3,4%, на поливитамины — на 2,1%, на ренгалин — на 1,9%, на мидокалм и корвалол — на 1,1%, на нафазолин — на 1,0%, на йод — на 0,7%, на мирамистин и таурин — на 0,6%, на алмагель, эссенциале форте Н, афобазол, кеторол экспресс, левомеколь, аллохол — на 0,4%.

При этом снизились цены на валидол и синупрет — на 0,9%, на троксерутин — на 0,6%, на метилурацил и эргоферон — на 0,5%, на канефрон Н — на 0,4%, сообщал Росстат.

Если же брать в целом рост цен на медикаменты в России, то за январь — ноябрь 2022 года он составил 10,16%.

Заместитель председателя комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный ранее подчеркивал, что цены на препараты не могут сильно повыситься, потому что большую часть жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов  контролирует государство. «Существуют максимальные цены и максимальные надбавки, — сказал парламентарий. — За этим следит Федеральная антимонопольная служба».

Исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), доктор медицинских наук Виктор Черепов также говорил «Известиям», что в России нет дефицита лекарств, в том числе и импортных.

Впрочем, по его словам, теоретически может не хватать инновационных препаратов, которые требуют дополнительной регистрации на территории России. Между тем действует постановление правительства об ускоренной регистрации препаратов, которые не зарегистрированы в РФ, например применяемых при спинальной мышечной атрофии, указал вице-президент РСПП.

Кроме того, разрешены такие механизмы, как параллельный импорт, когда в случае нехватки препарата его можно закупать в третьих странах без разрешения основного производителя, а также «принудительное лицензирование», когда оригинальные препараты, на которые действует патентная защита, в особых условиях разрешается «разобрать до молекулы и воспроизвести», отмечал Виктор Черепов.

Василий Власов

«О причинах отсутствия конкретных препаратов всегда сложно говорить. Они могут быть зависимы от одного или двух производителей, и у каждого может быть своя причина, почему в данный момент лекарств нет. Но в целом сейчас положение на лекарственном рынке далеко от того, чтобы бить тревогу», — прокомментировал проблему с доступностью лекарств профессор ВШЭ Василий Власов.

Георгий Остапкович

По словам директора Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгия Остапковича, дефицита на российском рынке лекарств нет.

«Лекарства не попали в санкционный список, все придерживаются гуманистической точки зрения, иностранные фармацевтические компании не приостановили поставки. Кроме того, действует параллельный импорт. Ситуация, когда, чтобы найти какой-то конкретный препарат, нужно обойти 5–6 аптек, бывали и раньше, но это не значит, что на рынке дефицит», — говорит эксперт.

Что касается цен, то Росстат отслеживает их по широко распространенным наименованиям лекарств, они действительно не так сильно подорожали, однако отдельные категории препаратов могли вырасти в цене гораздо больше. Поэтому может показаться, что в целом стоимость лекарств увеличилась сильнее, чем показывает официальная статистика.