Фактчекинг: «Аэрофлот» купил старый «Боинг»?
В соцсетях распространяется информация о том, что крупнейшая российская авиакомпания «Аэрофлот» приобрела на вторичном рынке практически непригодный для полетов самолет Boeing 737. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
Основанием для распространения информации стал пост в одном из телеграм-каналов. Речь шла о приобретении «Аэрофлотом» Boeing 737, который затем был назван в честь Владимира Жириновского. В частности, утверждается, что самолет был списан Нидерландами и передан Монголии, а затем попал в Африку, где у него «в полете отваливались и падали в пустыню двери» и он использовался «племенем бушменов».
В действительности воздушное судно эксплуатировалось в Индонезии, сообщал портал FrequentFlyers.ru. «Это почти новые машины 2018 года выпуска, ранее летавшие в индонезийской авиакомпании Lion Air», — говорилось в публикации.
О том, что «Аэрофлот» договорился о поставке со вторичного рынка двух Boeing 737-900ER в середине июня 2023 года, на ПМЭФ сообщил генеральный директор компании Сергей Александровский. «Мы сделали оффер для лизингодателя (ГТЛК), он был принят, так что да, мы подписываем эти самолеты, — рассказал он. — Они со вторичного рынка, но самолеты достаточно свежие при этом». По его словам, одно воздушное судно действительно названо в честь Владимира Жириновского, а второе — в честь поэта Гавриила Державина.
Сергей Александровский пояснил, что сначала самолеты будут эксплуатироваться авиакомпанией «Россия», входящей в группу «Аэрофлот». «Чтобы не терять часть высокого сезона, мы планируем их поставить на маршруты с середины июля, — сообщил он. — По окончании высокого сезона они встанут на перекомпоновку и будут дальше эксплуатироваться уже в “Аэрофлоте”».
По данным газеты «Наша версия», самолет, названный в честь Владимира Жириновского, будет использоваться для выполнения рейсов из Москвы и Санкт-Петербурга в Сочи или для полетов из городов Сибири в Таиланд.
Эксперт комитета Госдумы по транспорту, главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров в апреле 2023 года в интервью порталу MASHNEWS напомнил, что в связи с введением антироссийских санкций наша страна лишилась возможности закупать новые воздушные суда у европейских и американских производителей. Он отметил, что «переход к импортозамещению все равно бы произошел, но в другой ситуации он был бы более плавным». Как считает эксперт, пока дорабатываются Superjet New и МС-21, без Boeing и Airbus не обойтись. «Поэтому в ближайшие 10 лет мы будем продолжать эксплуатировать иностранные самолеты, благо они у нас в основном достаточно молодые, — заявил Гусаров. — Они еще 10–15 лет могут летать спокойно при условии обеспечения их запчастями».
В настоящее время, по словам главного редактора портала Avia.ru, ситуация с техническим состоянием судов в российской авиационной отрасли достаточно стабильная: «более 90% находится в состоянии летной годности», и это, по сути, «штатная ситуация любой мировой авиакомпании».
Нормальной текущей ситуацией считает покупку импортных самолетов на вторичном рынке глава Росавиации Александр Нерадько. В начале 2023 года он дал интервью РБК, в котором заявил, что «у некоторых авиакомпаний есть предпосылки к приобретению самолетов западного производства со вторичного рынка». Пока не начнется серийное производство отечественных самолетов, по его словам, «в этом нет ничего предосудительного». Прежде всего, как сообщил глава Росавиации, на вторичном рынке могут закупаться не магистральные, а региональные самолеты. В целом же, отметил Нерадько, с учетом запаса ресурса наших авиакомпаний по поддержанию летной годности зарубежных самолетов они могут спокойно эксплуатироваться до 2030 года.