Фактчекинг: будет ли в России дефицит устриц?
В мессенджерах и СМИ распространяются сообщения о том, что москвичи могут в ближайшее время остаться без устриц. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
Как говорится в публикации в издании «Москвич Mag», столичные жители могут на три года лишиться возможности есть устрицы. «Никто не ожидал от устриц такого подвоха», — иронично отмечают журналисты. Связано это с тем, что в августе в Приморском крае прошли ливни, разбавившие морскую воду. Она стала менее соленой, и это привело к гибели моллюсков. Журналисты беспокоятся, что последствия этого приведут к проблемам в отрасли в ближайшие три года. Именно столько нужно для восстановления популяции.
Как отмечает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Росрыболовства, в 2022 году объем рынка устриц составил примерно 5 тысяч тонн. И основная часть этого объема приходится на Приморский край. Именно здесь, как считают эксперты, самые благоприятные погодные условия для выращивания устриц. Моллюски, выращенные в Приморье, благодаря уникальному составу воды обладают выраженным вкусом по сравнению с моллюсками из других российских регионов.
Действительно, в августе этого года Приморью не повезло с погодой. Так, во Владивостоке исторический максимум уровня осадков был превышен на 40 мм.
Затяжные ливни повлияли на качество воды. «Из-за опреснения погибло около 70% особей. Потеряли всех взрослых устриц, которых мы должны были продавать в сентябре. Дикая устрица, которая живет на дне, погибла процентов на 90. Для нас это тоже критично, потому что мы выращиваем продукцию из того, чем нерестится дикая устрица. Рады хотя бы тому, что отчасти сохранился малек и молодые устрицы», — цитирует издание РБК слова генерального директора рыбоперерабатывающей компании «Моряк» Ольги Жолобовой.
При этом в той же публикации в РБК приводится мнение председателя Дальневосточного союза предприятий марикультуры Романа Витязева, где он просит не спешить с выводами. «По первой информации от тех предприятий, которые выращивают индустриальным способом гребешка, случаи гибели есть. Какая-то часть гидробионтов погибла, окончательные выводы можно будет сделать после водолазного обследования», — отмечает он.
По словам исполнительного директора Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Александра Фомина, делать какие-то выводы действительно сейчас еще рано.
«Пока речь идет о единичных сигналах [о гибели моллюсков в море]. Затронет ли это в целом все Приморье, пока неизвестно. Но даже если это действительно так, то в Приморье производят примерно 50–60% устриц. Остальное производство — в Черном море, в том числе в Крыму», — отметил он в беседе с телеканалом «360».
Так, м арикультурные предприятия, которые выращивают устриц, сосредоточены в основном в трех российских регионах: на Дальнем Востоке, в Крыму и в Краснодарском крае, отмечало ранее агентство ТАСС со ссылкой на информацию Росрыболовства.
Как отметил в беседе с изданием «Коммерсантъ» управляющий партнер сети «Моремания» Артем Ломизе, на дальневосточном побережье есть хозяйства, которые находятся дальше от Владивостока и не пострадали в этом году, а значит, проблем с поставками устриц быть не должно.
«Есть Камчатка, Сахалин. У нас в “Моремании” проблем с поставками нет. Да и не во всех ресторанах дальневосточные устрицы вообще используются», — заявил он.
Омбудсмен ресторанного рынка Москвы Сергей Миронов также говорит, что весь Дальний Восток «залить пресной водой» нельзя. Если ситуация окажется серьезнее, чем предполагается, то, считает эксперт, «можно будет сместить акцент и перейти на африканскую устрицу».
При этом, по словам Александра Фомина, россияне редко едят устрицы. В среднем это примерно одна устрица в год на человека. «Это не тот продукт, который стоит сильного внимания. Бывают природные катаклизмы. К сожалению, человек от этого не застрахован», — отметил эксперт.