Фактчекинг: может ли инфляция быть признаком скорого дефолта?
В Сети распространяется информация о том, что текущая инфляция в России — признак скорого дефолта. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
В соцсетях беспокоятся о том, что текущая инфляция свидетельствует о приближении скорого дефолта. Такие комментарии пользователи оставили под высказываниями главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной о том, что при высокой инфляции экономика России плохо «слушается руля» и крайне уязвима.
Действительно, Центробанк тревожит ситуация с инфляцией в России. Принимая недавно решение о повышении ключевой ставки на 200 б.п. — до 18% годовых, ЦБ говорил в своем пресс-релизе о темпе роста цен. «Показатель базовой инфляции с поправкой на сезонность в II квартале 2024 года возрос в среднем до 9,2% в пересчете на год после 6,8% в предыдущем квартале. Годовая инфляция увеличилась с 8,6% в июне до 9%, по оценке на 22 июля», — отмечалось в релизе Банка России.
Выступая на днях в Совете Федерации, глава Центробанка Эльвира Набиуллина затронула проблему высокой инфляции в России, объясняя логику регулятора при принятии решения о повышении ключевой ставки, а также его стремление бороться с ростом цен. Как подчеркнула глава ЦБ, недостатка в деньгах сейчас в российской экономике нет, растут кредиты и прибыли компаний, но удовлетворить растущий спрос экономика не всегда готова, поскольку ей не хватает физических ресурсов.
«Что будет, если при нехватке ресурсов подстегивать спрос? Он просто весь уйдет в ускорение инфляции. А экономика начнет замедляться, — отметила глава ЦБ. — При высокой и ускоряющейся инфляции экономика очень уязвима, она плохо слушается руля, что называется. И нам в наших обстоятельствах этого позволить нельзя», — добавила она, отметив, что ЦБ продолжит бороться с ростом цен.
При этом ситуация с инфляцией никак не связана с возможным дефолтом. Дефолт — это невыполнение долговых обязательств, в том числе государственных, как это было, например, в августе 1998 года. Но, как отметила глава ЦБ, недостатка в деньгах сейчас в российской экономике нет.
Внешний долг страны в последние годы сокращается. По оценке Банка России, внешний долг РФ по состоянию на 1 июля 2024 года составил 306,1 млрд долларов, снизившись с начала 2024 года на 10,7 млрд долларов, или на 3,4%. При этом на долю органов госуправления пришлось всего 32,3 млрд долларов. По сравнению с пиковым показателем на 1 июля 2014 года (732,8 млрд долларов) внешний долг снизился более чем в два раза.
Уровень государственного долга в России в настоящее время является одним из самых низких в мире, отмечал премьер-министр Михаил Мишустин на заседании Госдумы в мае этого года.
В России также нет риска невыполнения социальных обязательств перед гражданами, о чем неоднократно говорили представители власти. Бюджет на ближайшие три года сбалансирован и гарантирует выполнение всех социальных обязательств перед россиянами, отмечал ранее премьер-министр Михаил Мишустин. Все планы и обязательства государства обеспечены бюджетом и будут выполнены, говорил министр финансов РФ Антон Силуанов на пленарной сессии «Финансовый сектор как основа стабильности российской экономики» на выставке-форуме «Россия».
В целом потребность во внешних заимствованиях у России невелика, отмечают эксперты. Основным источником финансирования бюджетных расходов являются собственные доходы бюджета, а также при необходимости средства ФНБ. «Причем уже давно основным источником доходов российского бюджета являются ненефтегазовые доходы. Внутреннего финансирования вполне достаточно. К тому же и дефицит бюджета даже в прошлом году оказался ниже прогнозируемого», — комментировала ситуацию газете «Известия» Наталья Мильчакова, ведущий аналитик Freedom Finance Global.
Таким образом, никаких признаков приближающегося дефолта в России нет.
Что же касается инфляции, то, несмотря на все сложности, глава ЦБ уверена, что цены удастся взять под контроль. «Скажу так: наш корабль действительно вступил в очень бурные и незнакомые воды, но океан остался океаном. Штурвал в наших руках, и нам нужно твердо прокладывать путь к цели. Да, период снижения инфляции, который в спокойные времена занимает год-полтора, теперь потребует больше времени. Но к цели мы обязательно придем», — отметила глава ЦБ Эльвира Набиуллина.