Фактчекинг: рост зарплат тормозит рост цен?
В соцсетях пользователи пишут о том, что индексация заработных плат способствует снижению инфляции. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
Пользователи соцсетей обсуждают новость о том, что инфляция в России в августе 2024 года остается устойчиво высокой, хотя и немного снижается. «По нашим оценкам, основанным на недельных данных Росстата, инфляция к 5 августа снизилась до 9% г./г. В структуре ее динамики также наметились улучшения: впервые за несколько недель инфляция без учета плодоовощной продукции и авиаперелетов снизилась до 0,09% н./н.», — говорится в публикации. В комментариях читатели высказывают предположение, что снижению инфляции способствует индексация заработных плат.
Но это мнение ошибочно. На самом деле рост заработных плат — это проинфляционный фактор. Если зарплаты растут быстрее, чем производительность труда и предложение товаров и услуг на рынке, то образуется избыточный спрос, который заставляет продавцов повышать цены.
В России сейчас складывается ситуация, когда рост зарплат намного превышает уровень инфляции. «Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций в июне 2024 года составила 89 145 рублей и по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года увеличилась на 15,3%», — оценил Росстат. Реальная зарплата, скорректированная на инфляцию, выросла на 6,2%.
При этом работодатели вынужденно участвуют в зарплатной гонке из-за дефицита кадров на рынке труда. Безработица в России находится на минимальном уровне за всю историю. По данным Росстата, уровень безработицы населения в возрасте 15 лет и старше в июле 2024 года составил 2,4% (1,9 млн человек).
Заместитель председателя Банка России Алексей Заботкин в выступлении, касающемся проекта Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2025–2027 годы, отметил, что в первой половине этого года российская экономика росла высокими темпами и что главный драйвер — сильный внутренний спрос. Он поддерживается ростом доходов и расширением кредитования.
«Однако возможности дальше увеличивать предложение товаров и услуг все в большей степени наталкиваются на ограничения доступных физических ресурсов. Во-первых, это значительно обострившийся дефицит кадров. Чтобы удержать персонал, не говоря уже о найме новых сотрудников, компании в очень многих отраслях рекордными темпами повышают заработную плату. Это увеличивает доходы работников в этих отраслях. Но если производительность труда при этом растет медленнее, чем зарплата, то это одновременно увеличивает и себестоимость тех товаров и услуг, которые граждане хотят приобрести на свои дополнительные доходы. Во-вторых, происходит удорожание материалов и комплектующих, выпуск которых также не поспевает за предъявляемым на них спросом», — пояснил Алексей Заботкин.
Согласно данным ВНИИ труда, которые приводит ТАСС, в июле 2024 года в перечень наиболее востребованных специалистов с опытом от года вошли сварщики — более 11 тыс. объявлений о вакансиях, водители грузовых автомобилей — более 10 тыс. объявлений, программисты — более 8 тыс. вакансий. При этом наибольшая предлагаемая медианная зарплата среди массовых профессий фиксировалась по вакансиям машиниста экскаватора и геодезиста — от 150 тыс. рублей, токаря — от 145 тыс. рублей.
По данным Росстата, самая высокая среднемесячная номинальная начисленная зарплата в июне была в сфере добычи нефти и газа — 213 980 рублей. На втором месте — деятельность воздушного и космического транспорта с 170 089 рублями, на третьем — производство табачных изделий — 167 160 рублей. Самая низкая зарплата была у занятых в производстве одежды — 40 346 рублей.
«Тренд на рост зарплатных предложений сохранится и осенью этого года. В июле темпы роста в промышленном секторе составили плюс 3,3% по сравнению с июлем 2023 года, а за 8 месяцев 2024 года — плюс 4,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Мы видим положительную динамику в производстве сельхозпродукции и в строительном секторе. Учитывая крайне низкие уровни безработицы этого года и устойчивую потребность предприятий в квалифицированных кадрах, работники всех возрастов смогут по-прежнему комфортно чувствовать себя в условиях рынка соискателя», — считает и.о. гендиректора ВНИИ труда Владимир Смирнов.
При этом Банк России, который отвечает за приведение инфляции к целевому уровню 4%, делает это, конечно же, не через регулирование уровня заработных плат.
«Наши главные инструменты влияния на инфляцию — это ключевая ставка и коммуникация о будущей денежно-кредитной политике, разъяснение логики наших решений. От уровня ключевой ставки зависят ставки по кредитам и депозитам, обменный курс рубля, — говорит Алексей Заботкин. — Меняя ключевую ставку и давая сигнал о ее дальнейшей траектории, Банк России влияет на экономические решения граждан и бизнеса, их решения о том, стоит ли брать кредит и совершать крупные покупки и инвестиции или сейчас выгоднее, наоборот, делать сбережения. Эти решения определяют то, как быстро будет расти внутренний — потребительский, инвестиционный, государственный — спрос на товары и услуги».
Инфляция будет низкой тогда и только тогда, когда спрос соразмерен текущим производственным возможностям экономики, темпам роста предложения, и денежно-кредитная политика стремится как раз обеспечить этот баланс, резюмирует представитель Банка России.