Фактчекинг: обвал рубля на руку экономике?
В Сети распространяется информация, что обвал национальной валюты выгоден экономике и «приводит к оглушительным экономическим победам РФ». Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
Вопрос, насколько может быть выгоден российской экономике слабый рубль, является предметом экспертных дискуссий, которые возобновляются с каждой новой волной ослабления или укрепления национальной валюты. Большинство экономистов сходятся во мнении, что снижение курсовой стоимости рубля дает преимущества экспортерам, получающим выручку в валюте, однако приводит к повышению цен на внутреннем рынке и по этой причине невыгоден рядовым гражданам и промышленным предприятиям, завязанным на импорт технологий, деталей и т.п.
Банковские аналитики заявляли, что, поскольку структура экономики России имеет диверсифицированный характер, укрепление рубля важно для целого ряда отраслей. Например, сильный рубль оказывает положительный эффект на приборостроение и фармацевтику, где доля задействованных в производстве иностранных комплектующих превышает 50%. Более того, стабильный высокий курс рубля привлекает инвесторов, что весьма важно для экономики России в текущих условиях.
При разнообразных оценках влияния ослабления рубля на разные отрасли эксперты никогда не высказывали мнения, что обвал рубля, под которым понимается резкое неконтролируемое падение курса национальной валюты, может быть выгоден российской экономике. Обвал, как правило, являлся частью сильного кризиса и приводил к серьезным негативным последствиям.
В целом правительство и Банк России ставят своей задачей поддержание стабильного курса рубля, а не его целенаправленное снижение или укрепление.
«Основная функция Банка России, как ее определяет Конституция, — это защита и обеспечение устойчивости рубля. Закон о Центральном банке уточняет, что эта задача решается “посредством поддержания ценовой стабильности”, то есть низкой и стабильной инфляции. В законе также отмечено, что поддержание ценовой стабильности является одним из необходимых условий для сбалансированного и устойчивого экономического роста», — напомнил недавно зампред ЦБ Алексей Заботкин.
Стоит напомнить, что в конце 2014 года ЦБ окончательно перешел к режиму плавающего валютного курса, который определяется соотношением спроса и предложения на валютном рынке. В этот же период основной задачей регулятор определил таргетирование инфляции, то есть поддержание ее вблизи целевого уровня, на сегодня это 4%.
Алексей Заботкин назвал плавающий валютный курс неотъемлемым элементом таргетирования инфляции. «Он позволяет экономике эффективно подстраиваться под меняющиеся внешние условия, а Банку России — проводить самостоятельную, не зависящую от других стран денежно-кредитную политику. Преимущества плавающего курса суммированы в отдельной врезке Основных направлений», — подчеркнул представитель ЦБ.
Поводов прогнозировать обвал национальной валюты и тем более дефолт экономисты не видят. Ранее глава Банка России Эльвира Набиуллина сообщила, что при угрозе финансовой стабильности страны регулятор начнет проводить валютные интервенции с целью поддержания курса рубля. Однако ЦБ «не видит рисков финансовой стабильности в текущем ослаблении рубля».
По прогнозу Минэкономразвития России, курс доллара на 2024–2025 годы ожидается в диапазоне 90–100 рублей.
В августе 2024 года Банк России представил «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов» с четырьмя возможными сценариями для российской экономики. Базовым регулятор считает умеренно-оптимистичный инфляционный сценарий. Это значит, что монетарные власти по-прежнему будут пытаться сдерживать потребительские расходы и разгон инфляции изменением ключевой ставки. Судя по прогнозу ЦБ, сценарий обвала национальной валюты и глубокого кризиса, как отметил профессор финансов РЭШ Олег Шибанов, не выглядит вероятным.
Георгий Остапкович
Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович ранее пояснял, что монетарные власти проводят политику не поддержания курсовой стоимости рубля, а таргетирования инфляции и что главная ее цель — ценовая стабильность. «До 10% инфляцию называют ползучей, от 10 до 50% — галопирующей. Всё, что выше, — гиперинфляция, — отметил экономист. — В целом все страны мира знают, как бороться с ползучей инфляцией, в ней нет ничего страшного. Более того, страны закладывают ее в бюджет. Если мы возьмем те же страны ООН, то в них только три страны находятся в дефляции или нуле, в остальных 190 странах присутствует инфляция, и ничего страшного, никто не погибает. Главное, чтобы не было гиперинфляции».