• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Поворот на Восток: где, как и чему учат современных экспертов в области востоковедения

Поворот на Восток: где, как и чему учат современных экспертов в области востоковедения

© iStock

В условиях обновленной концепции внешней политики России, ориентированной на взаимодействие преимущественно с азиатскими странами, современным специалистам любого направления важно разбираться в социокультурных традициях Востока. Такие знания пригодятся и в государственных структурах, и в коммерческих компаниях, как российских, так и зарубежных. Именно таких специалистов готовит Институт востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге на программах бакалавриата и магистратуры.

В современных условиях все более востребованными становятся специалисты со знанием восточных языков, готовые к коммуникации с представителями восточных культур. БРИКС объединяет все больше стран и предоставляет им новые возможности сотрудничества. В ответ на новые запросы рынка труда развивается и становится все более востребованной образовательная программа «Востоковедение», говорит директор Института востоковедения и африканистики питерской Вышки профессор Евгений Зеленев.

Образовательная программа открыта в 2014 году и сочетает лучшие традиции петербургской востоковедной школы с новейшими достижениями науки о Востоке и социогуманитарного знания в целом.

На программе «Востоковедение» преподают уникальные специалисты, имеющие наряду с востоковедным образованием еще одну, а порой и две смежные специальности. Обучение направлено на подготовку бинарных специалистов: к базовому профессиональному образованию востоковеда добавляется еще одно профессиональное направление — экономика, социология, культурология, психология, международные отношения, правоведение и многие другие.

Евгений Зеленев

«В востоковедном проекте питерской Вышки мы отошли от модели образования, когда всех учат одному и одинаково и когда, например, китаисты слабо представляют себе, чему учат кореистов, индологов или арабистов. Перефразируя классика, скажу так: все смешалось в востоковедном доме, но это — отражение глобального смешения Востока и Запада, критериев добра и зла, справедливости и несправедливости и так далее», — пояснил профессор.

Он подчеркнул, что принципиально возросла ответственность самого студента за выбор образования, за его содержание и направление. Учащиеся самостоятельно определяют траекторию своего обучения, выбирая свыше 50% того, чему их будут учить: первый и второй восточные языки, второй европейский язык, дополнительную специализацию в рамках майнора (обучение по программе практически любого невостоковедного факультета). Кроме того, на третьем курсе осуществляется выбор одной из шести отраслевых специализаций.

Востоковедная программа в Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге — пятилетняя, что необходимо для подготовки по восточным языкам, а также гуманитарным и социальным наукам, то есть для получения полноценной языковой и общеобразовательной подготовки.

Структура обучения востоковедов в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург условно делится на две части. Два первых года студенты, распределенные по четырем принимающим кафедрам, проходят базовый курс первого восточного языка (арабский, китайский, корейский и японский), начинают изучать второй восточный язык (вьетнамский, иврит, персидский, турецкий и хинди), а также получают фундаментальную подготовку по базовым востоковедным дисциплинам филологического направления, истории, географии и социально-культурной антропологии.

С третьего курса студенты распределяются на две новые кафедры, где им предлагается специализироваться в таких областях знания, как экономика, международные отношения, политология, социология, религиоведение и философия, культурология и искусствоведение. Эти специализации строятся на востоковедном фундаменте, основанием которого является изучение политической, общественной и культурной жизни стран Азии и Африки.

© iStock

«Особую роль в индивидуализации образовательной траектории играет майнор — возможность заниматься онлайн на одном из невостоковедных факультетов петербургского или московского кампуса Высшей школы экономики», — подчеркивает Евгений Зеленев.

Отличительная особенность программы — сочетание обязательной базовой части обучения, прежде всего в области изучения восточных языков, с широким блоком предметов по выбору страноведческого и концептуального характера.

Образовательный процесс идет на русском и английском. В институте один из самых молодых востоковедных преподавательских коллективов в России: средний возраст — 36 лет. В то же время около половины преподавательского состава, включая преподавателей языка, — доктора и кандидаты наук. Примерно 15% всех преподавателей являются носителями языка.

Кроме того, востоковедов международного уровня в институте обучают на магистерской программе «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений». Основное внимание здесь уделяется теории и практике международных отношений, истории дипломатии и дипломатической практике в странах Азии и Африки, ведению переговоров и умению создать для них максимально продуктивные условия. Особый блок предметов посвящен кросс-культурным аспектам психологии, социологии, политологии и даже экономики.

Объединение кросс-культурных исследований и международных отношений в одной программе решает сразу две задачи: во-первых, создает поле для междисциплинарных исследований — важного компонента современного востоковедения, а во-вторых, вооружает специалиста по международным отношениям уникальным инструментарием кросс-культурных исследований, которые у нас в стране пока недостаточно развиты.

Алёна Коробочкина

«Такое сочетание дисциплин позволяет готовить востоковедов-международников, способных воспринимать мир непредвзято и эффективно работать в международных организациях, таких как БРИКС, ООН, ШОС, а также в других структурах, имеющих интернациональный коллектив или направленных на работу в мультинациональной среде, например в МИДе, Минэкономразвития, Росатоме и др. К тому же наличие эксперта по кросс-культурному взаимодействию полезно и для коммерческих фирм. Такие эксперты помогают избегать недоразумений при коммуникации и сотрудничестве с представителями Востока и Юга», — подчеркивает академический руководитель магистерской программы Алёна Коробочкина.