Фактчекинг: в России подорожают сладости из-за эксперимента с маркировкой?

В соцсетяхраспространяется информация, что в России минимум на 50% подорожают сладости из-за возможного введения тестового режима их маркировки. Так ли это, разбираемся в совместном проекте НИУ ВШЭ и АНО «Диалог Регионы» по проверке достоверности информации в рамках фактчекинговой платформы «Лапша Медиа».
Авторы сообщений о том, что в России могут минимум на 50% подорожать сладости, ссылаются на Минпромторг, который «анонсировал эксперимент по маркировке кондитерских изделий с 15 декабря 2024 года». Утверждается, что это приведет «к резкому росту цен на шоколад, конфеты, печенье, зефир, пастилу, жвачку и другие сладости из-за затрат на маркировочное оборудование и обновление логистических процессов».
Действительно, Минпромторг РФ предложил провести в России эксперимент по маркировке отдельных видов сладостей и кондитерских изделий с 15 декабря 2024 года по 31 августа 2025 года. Соответствующий проект постановления правительства РФ, подготовленный министерством, опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В пояснительной записке к нему говорится, что предложение Минпромторга направлено на реализацию Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, а также Концепции создания и функционирования в Российской Федерации системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года. Все эти документы предусматривают возможность проведения добровольных экспериментов по маркировке товаров.
Государственная система маркировки стартовала в 2019 году. Она вводится поэтапно в отношении разных групп товаров и предполагает регистрацию поставщиков в системе «Честный ЗНАК», нанесение на каждую единицу товара уникального защищенного идентификационного знака — кода DataMatrix. По нему можно отследить движение товара от производителя до покупателя.
ЦРПТ, как сообщается на сайте оператора системы «Честный ЗНАК», уже ввел маркировку в отношении 24 групп товаров, в том числе молочной продукции, бутилированной воды, безалкогольных напитков, табака, пива, обуви, товаров легкой промышленности, парфюмерной продукции, медицинских изделий, кресел-колясок, антисептиков, БАДов, лекарств и др. С 1 сентября 2024 года в России также введена обязательная маркировка кормов для животных и ветеринарных препаратов. По всем этим группам товаров проводилось тестирование режима маркировки, доказавшее, как утверждает ЦРПТ, свою эффективность. В настоящее время в режиме апробации системы маркировки находятся 16 товарных групп, включая бакалею, детские игрушки и печатную продукцию.
Утверждения авторов распространяющихся сообщений о том, что тестирование маркировки сладостей приведет к их удорожанию на 50%, не подтверждаются ни правилами участия в эксперименте, ни предыдущим опытом ЦРПТ.
«Проведение эксперимента по маркировке сладостей и кондитерских изделий не приведет к дополнительным затратам для его участников, поскольку во время эксперимента плата за код маркировки не взимается, а оборудование для тестирования предоставляется на безвозмездной основе, — напомнил правила тестирования системы Минпромторг. — Поэтому проведение эксперимента по маркировке кондитерских изделий не может являться причиной роста цен на данную категорию продукции. При этом отмечаем, что тезис о подорожании товаров в результате проведения эксперимента по цифровой маркировке чаще всего используется недобросовестными производителями, не желающими включаться в работу по борьбе с контрафактной и фальсифицированной продукцией». Как заявили представители ведомства, во время эксперимента предприятия при поддержке ЦРПТ смогут апробировать и настроить собственные технические и бизнес-процессы. «В случае принятия правительством РФ решения о введении обязательной маркировки кондитерских изделий Минпромторг совместно с Фондом развития промышленности проработает вопрос о предоставлении дополнительных мер поддержки в виде заемного финансирования на целевую покупку оборудования для маркировки товаров», — подчеркивают в Минпромторге.
Никакого «обновления логистических процессов» при введении маркировки товаров от производителей и поставщиков товаров при тестировании маркировки не требуется. Затраты появляются, только если она становится обязательной, и складываются из кода маркировки, а также единоразовой базовой инвестиции на оборудование и программное обеспечение. При этом постоянные расходы нужны только на код маркировки, фиксированная цена которого — 50 копеек без НДС. Ранее Минпромторг и «Честный ЗНАК» представляли свои расчеты, согласно которым затраты малых предприятий на работу с маркированным товаром — принтер для печатания этикеток, сканер, аппликатор, электронную цифровую подпись — не превышают 25 тыс. рублей. В информационном поле никогда не утверждалось, что цены на какую-то группу товаров выросли на 50% из-за введения маркировки и необходимости включать в себестоимость товаров нанесение кода.
Напротив, регуляторы рынка утверждают, что выход из серой зоны в плане идентификации товаров позволяет честному бизнесу обелиться и в перспективе снизить административную нагрузку. При этом, по данным ЦРПТ, эффект от системы маркировки товаров для бюджета за пять лет составил около 800 млрд рублей. Цель защиты потребителей от фальсификата во многом достигнута. Например, производство фальсификата молочной продукции сократилось в 60 раз, а оборот молочной продукции с истекшим сроком годности упал на 81%. Рынок упакованной воды обелился на 45%, при этом качество выросло на 88%. В легпроме рынок обелился на 33% и на 62% увеличилось число товаров с подлинными документами.
Регуляторы ожидают еще большего позитивного эффекта для российской экономики от введения системы маркировки в результате ее интеграции с цифровыми сервисами других надзорных органов, например ФТС, а также от запуска системы автоматической блокировки подозрительных товаров на кассе.
Вопрос обеления рынка сладостей и выявления на нем фальсификата и контрафакта актуален.
Например, Росконтроль регулярно выявляет фальсифицированный шоколад и другие изделия из этого сегмента. При этом удорожание ряда продуктов происходит без введения маркировки по объективным причинам. Так, цены на шоколад увеличиваются из-за роста стоимости какао-бобов на мировом рынке.
