• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Карта возможностей Вышки для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

В этом разделе ты узнаешь, какие возможности предоставляет Вышка для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

В ходе изучения раздела ты можешь ознакомиться со следующими информационными блоками:

Доступная среда и учебные консультанты

Учебный процесс и экзамены

Социальные стипендии, материальная и иные виды помощи

Будущая карьера

В добрый путь

Маршрут, проложенный на карте возможностей, проходит через пять пунктов:

В первом из них ты узнаешь о доступной среде, которая создается в Вышке, и о том, кто такие учебные консультанты и как призвать их на помощь в случае затруднений.

Второй пункт откроет тебе информацию об учебном процессе, контрольных и экзаменах всех видов и уровней. Ты узнаешь, что предпринять, если тебе требуются особые условия.

Наша третья остановка посвящена тому, как получить социальную и повышенную социальную стипендии, а также материальную, медицинскую или психологическую помощь.

Четвертая точка на нашей карте позволит заглянуть в будущее и узнать про имеющуюся в университете поддержку в вопросах дальнейшего профессионального и карьерного развития.

Наконец, в финале мы подведем итоги модуля и расскажем, как оставаться на связи.

Поговорим о каждом пункте более подробно.

Доступная среда и учебные консультанты

Доступная среда

Вышка старается сделать образовательную среду максимально доступной и удобной для всех студентов. Территориальная доступность для маломобильных студентов — вопрос наиболее щепетильный и требующий тонких взвешенных решений со стороны администрации, так как многие здания являются архитектурными памятниками. Однако университет ищет оптимальные варианты реализации удобной среды и всегда открыт к диалогу.

Где описаны подробности: смотри сводную таблицу доступности среды .

Здания московского кампуса, доступные для маломобильных студентов:

Учебно-лабораторные здания НИУ ВШЭ
  • Мясницкая ул., д. 11.
  • Комплекс зданий «Шаболовка», Шаболовка ул., д. 26, стр. 2, 3, 4, 5, 9; д. 28/11, стр. 2; д. 31Б; 31Г; 31, стр. 23.
  • Большой Харитоньевский пер., д. 4, стр. 1 (частично).
  • Кирпичная ул., д. 33.
  • Кочновский пр., д. 3 (частично).
  • Лялин пер., д. 3 А (частично).
  • Таллинская ул., д. 34.
Общежития НИУ ВШЭ:
  • Общежитие «Студенческий городок «Дубки», МО, Одинцовский р-н, пос. ВНИИСОК, ул. Дениса Давыдова, д. 1.
  • Общежитие «Студенческий городок «Дубки», МО, Одинцовский р-н, пос. ВНИИСОК, ул. Дениса Давыдова, д. 3.
  • Общежитие «Студенческий городок «Дубки», МО, Одинцовский р-н, пос. ВНИИСОК, ул. Дениса Давыдова, д. 9.

Совет: если тебе потребуется узнать подробности, обратись в дирекцию нужного административно-учебного здания / комплекса или к менеджеру образовательной программы, интересующей тебя и расположенной в этом здании.

Где описаны подробности: Список зданий и комплексов смотри на странице Дирекции по эксплуатации и текущему ремонту зданий и сооружений (список расположен справа на странице; нажав на название здания / комплекса, ты сможешь узнать контакты директора).

Стоит иметь в виду, что общежития и учебные корпуса зачастую удалены друг от друга, поэтому, выбирая ту или иную образовательную программу или курс, нужно заранее озаботиться вопросами, связанными с условиями проживания и территориальной доступностью

Совет: если тебе нужны особые условия проживания, стоит как можно раньше (желательно до поступления) сообщить о них ответственным за размещение; обсудить с ними все, что связано с доступностью учебных корпусов, общежитий, транспортной системы и т.п. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Контакты: для прояснения общих вопросов можно написать на форум или по корпоративной почте начальнику Управления социальной сферы Марине Дмитриевне Демидкиной, а также директору по управлению общежитиями, гостиницами, учебно-оздоровительными комплексами Виктору Сергеевичу Емельянову.

Если у тебя есть ограничения, связанные с передвижениями по корпусу, и тебе необходима дополнительная помощь, сообщи об этом менеджеру своей образовательной программы.

 

Доступ родителей (опекунов) в здания Вышки: Бывает такое, что твоим родителям / опекунам необходимо прийти в университет по какому-то вопросу (сопроводить тебя или отдать какие-то документы). В таком случае следует заказать разовый пропуск.

Что нужно: позвонить в учебный офис (или иную структуру, куда необходимо попасть родителю), объяснить цель визита и попросить сделать пропуск на нужную фамилию и дату с указанием примерного диапазона времени посещения.

Понадобится: предъявить документ, удостоверяющий личность родителя / опекуна, работнику охраны на входе.

Учебные консультанты

Если ты чувствуешь, что нуждаешься в помощи по предмету или иным учебным вопросам, попроси предоставить тебе учебного консультанта.

Учебный консультант — это такой же, как и ты, студент твоей образовательной программы, который готов добровольно тебе помочь.

Совет: для получения помощи учебного консультанта обратись с заявкой в учебный офис своей образовательной программы. Заявить о своем желании воспользоваться услугой учебного консультанта ты можешь в любой момент, когда почувствуешь такую необходимость.

Как общаться с учебным консультантом:

  • Дружелюбно :) Будь тактичен, но и не стесняйся обращаться за помощью.
  • Вы можете общаться лично, по электронной почте, по телефону. Заранее определи, какой способ тебе более удобен, спроси, насколько это удобно твоему помощнику.
  • Старайся заранее обдумать, какие конкретные действия учебного консультанта могут тебе помочь. Если ты не знаешь, постарайся кратко сформулировать свою проблему.
  • Старайся решать вопросы самостоятельно там, где это возможно. Не напугай своего помощника чрезмерным вниманием.
  • Учебный консультант — это не репетитор и не психолог. В идеале — товарищ, готовый прийти на помощь. Возможно, и ты сможешь ему чем-то помочь.

Что может сделать учебный консультант?

  • Проконсультировать по трудным для тебя дисциплинам.
  • Оказать помощь, если у тебя есть сложности с перемещением или навигацией по корпусу.
  • Объяснить принципы и правила университетской среды.
  • Помочь подготовиться к сессии.
  • Обратиться в случае необходимости к преподавателям дисциплин, академическим руководителям программы, менеджерам программы, куратору курса.
  • Помочь с конспектированием, а также сканированием, распознаванием и распечаткой учебно-методических материалов.
  • Содействовать в получении доступа к информационным ресурсам (например, помочь зарегистрироваться в библиотеке).
  • Поддержать в кризисных и конфликтных ситуациях.

Где описаны подробности: смотри Справочник учебного процесса, раздел Учебные консультанты

.

Учебный процесс и экзамены

«Разведка местности»

Помни, что прежде всего тебе нужно узнать ту среду, в которую ты попал, и самостоятельно выяснить, к кому и по каким вопросам следует обращаться в тот или иной момент. Многие проблемы уже имеют отработанные механизмы решения, так что, задав свои вопросы нужному человеку, ты можешь значительно ускорить их урегулирование.

В первую очередь тебе помогают менеджер образовательной программы в учебном офисе и академический руководитель (контакты смотри на сайте своей образовательной программы).

Помимо этого ты можешь обращаться с вопросами:

  • к преподавателям конкретных дисциплин и их учебным ассистентам;
  • к кураторам курса, если они есть на твоей образовательной программе и в их обязанности входит именно помощь студентам, а не курирование, например, научной работы;
  • в студенческий совет, при его наличии и должной активности — выясни в учебном офисе.

Это твои друзья и помощники.

Учебный процесс

Как ты уже, наверное знаешь, преподаватели размещают материалы по своему предмету в системе поддержки учебного процесса Вышки LMS — Learning Management System. Через LMS легко и в любое время можно ознакомиться с учебными материалами.

Совет: сообщи преподавателю, если тебе необходимо больше учебных материалов или если тебе нужны материалы в ином формате. Поясни, в каких материалах / в каком формате материалов и почему ты нуждаешься. Если преподаватель не реагирует на твои просьбы, попроси содействия у менеджера своей образовательной программы в учебном офисе. Ты также можешь обратиться к учебному консультанту за помощью с переводом материалов в нужный формат.

Текущий контроль, промежуточная аттестация и практика

Поясним: текущий контроль успеваемости — это те домашние задания, контрольные и самостоятельные работы, рефераты, эссе, устные ответы на оценку и другие формы работы по усмотрению преподавателя, которые ты сдаешь в течение модуля.

Промежуточная аттестация — это те экзамены, которые ты сдаешь в каждом модуле, и оценки за дисциплины, которые ты после этого получаешь.

Все процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и практике установлены образовательной программой. На первом занятии преподаватель должен рассказать вам, как устроены контроль и экзамен по его предмету. Конкретные формы текущего контроля также перечислены в программах дисциплин, но если ты чего-то не нашел в программе, заранее спроси об этом у преподавателя.

Совет: если тебе требуются особые условия при проведении контрольных работ, экзаменов и т.п., нужно заблаговременно уведомить об этом преподавателя или менеджера своей образовательной программы.

Помни, что студент с инвалидностью должен осуществлять выбор мест прохождения практики с учетом состояния своего здоровья. Обязательно обсуди такие вопросы заблаговременно (с представителем учебного офиса, академическим руководителем программы или куратором курса), чтобы не возникло внештатных ситуаций.

Где описаны процедуры: смотри «Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ» и «Положение о проектной, научно-исследовательской деятельности и практиках студентов НИУ ВШЭ».

Заглянем в будущее и поговорим про те особые формы контроля, с которыми ты столкнешься на втором и четвертом курсе. Речь идет о независимом экзамене по английскому языку и государственной итоговой аттестации (ГИА). Регламент Вышки предусматривает их организацию с учетом индивидуальных возможностей и состояния здоровья студентов с инвалидностью и ОВЗ.

Нужно заранее заявить о такой необходимости через учебный офис.

Независимый экзамен по английскому языку на втором курсе

Итак, для создания особых условий при проведении независимого экзамена по английскому языку, необходимо следующее:

Сроки: за 2 недели до проведения письменной части экзамена.

Что нужно: письменное заявление с описанием необходимых условий.

К заявлению нужно приложить ссылку на наличие медицинских документов, которые будут являться основанием для создания данных условий, в личном деле студента или сами медицинские документы, если их по какой-то причине еще нет в личном деле.

Кому: на имя проректора, координирующего деятельность НИУ ВШЭ по вопросу реализации основных образовательных программ высшего образования (если ты не знаешь, кто этим занимается, уточни в учебном офисе, на чье имя нужно писать документ).

Куда: предоставить в учебный офис своей образовательной программы.

Далее учебный офис передает документы начальнику Управления организации учебного процесса, который принимает индивидуальное решение по твоему запросу.

Совет: заранее поинтересуйся в учебном офисе, как, когда и каким образом тебя оповестят об ответе и утвержденной процедуре.

Где описаны подробности проведения независимого экзамена по английскому: смотри Справочник учебного процесса (тебе нужен раздел Экзамен по правилам международных экзаменов) и Приложение 10 «Регламент организации и проведения независимого экзамена по английскому языку по технологии, приближенной к международным экзаменам» к "Положению об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов НИУ ВШЭ" (тебе нужен пункт 4.11 Приложения).

Государственная итоговая аттестация на четвертом курсе

Если ты нуждаешься в индивидуальных возможностях проведения ГИА, необходимо следующее:

Сроки: не позднее чем за 3 месяца до начала проведения ГИА.

Что нужно: письменное заявление с описанием необходимых условий.

В заявлении указывается необходимость (при наличии таковой):

  • замены формы прохождения ГИА испытания (устная / письменная);
  • присутствия технического ассистента на гос. экзамене / защите диплома;
  • предоставления дополнительных технических средств или специального программного обеспечения;
  • увеличения продолжительности сдачи гос. экзамена / защиты диплома.

К заявлению нужно приложить ссылку на наличие медицинских документов, которые будут являться основанием для создания данных условий, в личном деле студента или сами медицинские документы, если их по какой-то причине еще нет в личном деле.

Кому: на имя академического руководителя образовательной программы.

Куда: предоставить в учебный офис своей образовательной программы.

Далее: менеджер программы на основании твоего заявления и представленных документов принимает индивидуальное решение по твоему запросу.

Увеличение продолжительности

Что нужно: подать письменное заявление (смотри выше).

Продолжительность государственного аттестационного испытания может быть увеличена:

  • госэкзамен (в письменной форме) — не более чем на 90 минут;
  • подготовка к ответу на гос. экзамене (в устной форме) — не более чем на 20 минут;
  • выступление студента при защите ВКР — не более чем на 15 минут.

Где описаны подробности: смотри «Положение о государственной итоговой аттестации студентов образовательных программ высшего образования НИУ ВШЭ» (тебе нужен раздел 6).

Если по какой-то причине на твои запросы и просьбы не реагируют ни преподаватель, ни учебный офис, ты можешь обратиться к заместителю декана по учебной работе или декану (смотри сайт своего факультета). В экстренных случаях или конфликтных ситуациях следует обратиться напрямую в Дирекцию основных образовательных программ — к директору Анне Валентиновне Коровко или курирующему проректору Сергею Юрьевичу Рощину.

Социальные стипендии, материальная и иные виды помощи

Помимо государственной академической и социальной стипендий студент может участвовать во всех стипендиальных программах, которые существуют в университете. Все они открыты и не имеют ограничений.

Где описаны подробности: смотри сайт Центра стипендиальных и благотворительных программ ВШЭ.

Социальные стипендии

Ранее в курсе БЖД уже шла речь о социальных стипендиях. Напомним основные моменты, связанные с получением государственной социальной стипендии и повышенной государственной социальной стипендии детьми-инвалидами, инвалидами I и II групп, инвалидами с детства, инвалидами вследствие военной травмы.

Сроки: в самом начале учебного года тебе нужно внимательно изучить информацию о размере государственных социальных стипендий и порядке их получения.

Cоциальные стипендии назначаются с того дня, когда ты подашь полный комплект документов (заявление + подтверждение льготы).

 

Что нужно: написать личное заявление и предоставить документы, подтверждающие льготу.

Куда: обратиться к сотруднику, курирующему социальные вопросы на твоем факультете / департаменте. Смотри актуальный список сотрудников, занимающихся вопросами назначения социальной стипендии (внизу страницы).

Совет: как правило, документы собираются организованно, и тебя об этом уведомляют. Если по какой-то причине ты пропустил этот момент, то необходимо самостоятельно обратиться к ответственным.

Где описаны подробности: смотри раздел Социальная стипендия и повышенная социальная стипендия на сайте Центра Стипендиальных и Благотворительных программ или «Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов и аспирантов НИУ ВШЭ» (тебе нужен раздел 3.3).

Контакты: если у тебя возникнут вопросы, ты можешь обратиться с ними в Центр стипендиальных и благотворительных программ (ЦСиБП) к менеджеру Валентине Георгиевне Иващенко.

На всякий случай проверь свои документы — уточни, нужно ли тебе проходить переосвидетельствование или же инвалидность установлена бессрочно. Напомним, что тем, кто входит в категорию «ребенок-инвалид» и кому эта категория была установлена до совершеннолетия, по достижении возраста 18 лет необходимо пройти переосвидетельствование и обновить документы, подтверждающие инвалидность.

Материальная помощь

Два раза в год дети-инвалиды, инвалиды I и II групп и инвалиды с детства могут получить материальную помощь.

Сроки: какого-то точного срока нет, так что действуй по обстоятельствам. Вопросы оказания материальной помощи рассматриваются не реже двух раз в учебный год (весной и осенью).

Что нужно: написать личное заявление, предоставить копию паспорта и документы, подтверждающие льготу.

Куда: предоставить в Факультетскую комиссию по работе со студентами (ФКРС).

Совет: есть и другие виды материальной помощи (в том числе помощь в экстренной ситуации), поэтому заранее внимательно прочитай подробности на сайте.

Где описаны подробности: смотри раздел Материальная помощь обучающимся на сайте Центра Стипендиальных и Благотворительных программ или «Положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов и аспирантов НИУ ВШЭ» (тебе нужен раздел 4).

Контакты: если у тебя возникнут вопросы, обратись в Факультетскую (социальную) комиссию по работе со студентами (информация о составе такой комиссии должна быть размещена на сайте факультета). Ты можешь также обратиться со своими вопросами в Управление социальной сферы к Марине Дмитриевне Демидкиной.

Медицинская помощь

Для получения своевременной медицинской помощи и реабилитационных мероприятий ты должен быть прикреплен к поликлинике. Текущее законодательство позволяет выбрать удобное учреждение и прикрепиться к нему самостоятельно. Для этого нужно обратиться в поликлинику по месту фактического пребывания в Москве, предварительно оформив СНИЛС и полис ОМС.

Дополнительную информацию можно получить в Управлении социальной сферы у Марины Дмитриевны Демидкиной, а также на московском портале городских услуг

В случае экстренной ситуации, когда человеку требуется срочная медицинская помощь необходимо придерживаться такого алгоритма действий:
— Незамедлительно вызвать Скорую помощь(112 или 103).
— Если в здании есть медпункт, обратиться к медицинскому работнику.
— Попросить менеджеров в учебном офисе связаться с администрацией здания, чтобы Скорая помощь смогла быстро попасть в университет.

Дополнительную информацию о медпунктах и действиях в случае экстренных ситуаций смотри на сайте в разделе Доврачебная медицинская помощь.

Психологическая помощь

Знай, что в сложной ситуации ты можешь рассчитывать на получение бесплатной и анонимной квалифицированной психологической помощи.

Что нужно: записаться на консультацию через форму на сайте Центра психологического консультирования.

Где записаться: онлайн-форма для записи на консультацию к психологу.

Контакты: по вопросам обращайся в Центр психологического консультирования.

Будущая карьера

Любой студент может обратиться в Центр развития карьеры за помощью в вопросах дальнейшего профессионального и карьерного развития. В том числе Центр занимается содействием трудоустройству и предоставляет условия для раскрытия потенциала студентов с инвалидностью для их успешного старта на рынке труда.

Здесь можно:

  • обсудить возможности трудоустройства в компании по квотам для людей с инвалидностью;
  • получить бесплатные индивидуальные консультации по вопросам карьеры и составления резюме;
  • получить помощь в профориентации, выборе учебных программ, а также планировании карьеры;
  • посетить тренинги, мастер-классы и деловые игры.

Контакты: обращайся в Центр развития карьеры НИУ ВШЭ

В добрый путь

Твой путь в Вышке только начинается, а наш небольшой маршрут тем временем завершен. Подведем его итоги:

  • Наверное, ты уже понимаешь, что университет — это взрослая жизнь, поэтому здесь нужно быть ответственным, внимательным и последовательным. В Вышке дружелюбная среда, и мы надеемся, что ты тоже сумеешь быть тактичным при решении каких-то непростых вопросов.
  • Во всех случаях, когда тебе требуются специальные условия, не стесняйся поставить о них в известность менеджера своей образовательной программы, куратора курса и / или преподавателя. Помни, что предоставление таких условий носит заявительный порядок, так что проявляй инициативу.
  • Доступность учебной среды не исчерпывается установкой пандусов и лифтов, поэтому в Вышке реализуются и другие идеи организации удобного пространства для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Качество и скорость адаптации среды зависят и от самих студентов — от того, насколько активно они будут приобщаться к построению удобного пространства для жизни и учебы.
Создадим доступную среду вместе!

Обратная связь: если у тебя остались вопросы, ты можешь написать письмо ученому секретарю НИУ ВШЭ Наталье Юрьевне Савельевой, отвечающей за координацию социальной сферы, либо обратиться к администрации университета через Выразительную кнопку.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!