• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

St. Petersburg
10th line of Vasilyevsky Island, Building 3/30


The building that used to house St. Petersburg's Patriotic Institute has held its status as an educational establishment for more than 200 years. It was founded as a school for the daughters of heroes who fought in the Patriotic War of 1812. In the 1830s, Nikolai Vasilievich Gogol taught history at the Institute, and after the October Revolution, students learned the fundamentals of physics and mechanics. The campus, which is made up of a set of buildings that includes a Patriotic Institute cultural heritage site, was placed under the operational control of the St. Petersburg Higher School of Economics in 2006.

On August 24, 1818, Empress Elizaveta Alekseevna made it possible for the Imperial Women's Patriotic Society to receive money to buy its own building. Soon after, in May 1819, the Society obtained the extensive grounds and two-storey home of the merchant Beaupré, located on the 10th Line of Vasilyevsky Island. In order to turn the residential building into a school, internal restructuring took place in 1819 and a third storey was added on. Since that time, the building has been rebuilt several times.

In 1823, the neighbouring plot of land belonging to the widow of Rex, an English merchant, was acquired on the 10th Line. The Society did not have enough money to buy the land and construct a building on it, however, which is why the Empress helped the daughters of those who defended their Fatherland. The Empress assumed responsibility for a loan with the State Loan Bank. ‘I couldn’t help being convinced by the opinion of architects that this building, in being extended on the new land, would bring together all benefits and […] the new building with the necessary changes in the old one according to the plans of the architect and collegiate advisor Mikhailov,’ Elizaveta Alekseevna wrote, describing her charity project. This concerned Andrei Alekseevich Mikhailov, a renowned architect of the time who helped design Saint Isaac's Cathedral and took part in the design of the Bolshoi Theatre in Moscow, which was later redone by Bové.

The construction of the new building began on July 17, 1823. Aside from money from the Empress, the Society also received funds and construction materials from private individuals to construct the building, which demonstrates society’s great desire to help the daughters of those who fought in the Patriotic War.

The construction works that started in 1823 were completely finished by June 1825. This was initially planned to take place earlier, but a flood occurred on November 7, 1824, affecting the entire lower level of the building and slowing construction. Located on the upper third floor, a church with a covered bronze dome and cross was consecrated on May 3, 1825, and on June 1st, the remaining work on the building’s construction was complete.

After the death of Empress Elizaveta Alekseevna in 1826, the Institute went under the patronage of Empress consort Alexandra Feodorovna. Nicholas I took active participation in the Society’s development and its buildings. In 1827, the Emperor allocated money for the construction of a fourth storey above the main building, as well as a special communication corridor on the lower level through the entire building. He also provided funds to erect two new wings on the sides of the main building’s façade and to build a barn and stables. Nicholas I was also concerned with creating a garden at the Institute, for which trees were brought in from Tavrichesky Garden. In addition to this, the Emperor personally visited the construction site. On August 13, 1827, for example, he visited the Institute and ordered that a ‘one-ruble grant’ be paid to all 295 workers there at the time.

It seemed that the construction projects at the time should have been enough for the Institute to function successfully, though the increasing amount of people who wanted to secure a spot at the Institute for their daughters led to the establishment’s new expansion. In 1839, the Institute was granted new land that previously belonged to the Academy of Sciences. In the same year, a water line was installed in the building; 12 people would bring water to the fourth floor using a hand pump that was fed by pipes from the Neva. Before this, water was shipped in barrels from the Neva or taken from a well in the courtyard.

In 1833, a special wing was constructed that housed a meeting hall called the White Hall. Construction ended in early 1837, and the hall was an adornment of the university with its Corinthian columns, rich chandeliers, and royal portraits.

After a period of rapid development in the 1820s and 1830s, there was a lull of sorts, but this was followed by a fire in the new building in 1854, and the White Hall was severely damaged as a portion of the ceilings collapsed. During repairs, the Hall lost its barrel vault and was covered with an ordinary, smooth ceiling. In spite of this, the White Hall long remained one of the most beautiful locations at the Patriotic Institute.

Reconstruction and restoration work at the complex has been underway since November 2012, and these projects are unique in their complexity and significance. This will not only allow for the surviving architectural monuments to be saved, but fragments of the décor that were destroyed during the Soviet period will be recreated based on drawings and photographs

In 1888, Emperor Alexander II ordered that a double eagle be mounted above the cornice on the façade and that the name ‘Patriotic Institute’ be embossed above the cornice. In the same year, the two-storey building of an infections hospital was built as part of a project of the architect R. Y. Ossolanus. In 1899, under a project by the architect K. G. Preuss, the construction of the Church of the Holy Zacharias and Elizabeth began. The ‘All-Seeing Eye’ was placed on the church’s pediment. Construction was completed in 1902, thereby ending the Patriotic Institute’s architectural ensemble.

With its destructive force, the Revolution of 1917 also affected the Patriotic Institute, which started to be actively rebuilt. The Institute initially housed the Women’s Polytechnic Institute, but the Electrotechnical School was later opened and then transformed into the Energy College, which was located in this building until 2006. Between 1917 and 2006, the building’s interior décor was destroyed and radically redone. In 1925, the White Hall was remodelled into an educational theatre, thereby losing all of its former splendour. At the end of the 1920s, the church was also closed and replaced by a gym. Later, in 1930, the White Hall was practically rebuilt from the ground up and the location was divided into two stories, each containing five auditoriums. In the 1940s and early 1950s, a number of sites in the main building were rebuilt anew, and the Blue Hall was adapted for use as a recreational area, resulting in the loss of the hall’s furnishings. The former botanical garden also gradually lost its historical layout, as asphalt and a sports field replaced the lawns, flowerbeds, and gazebos.

Constant reconstruction and repairs destroyed the historical look of the building and changed the complex’s design. By the time the building of the Patriotic Institute was transferred to the Higher School of Economics in June 2006, the complex was not in the best condition. This is why HSE leadership made the decision in 2009 to restore the building. Reconstruction and restoration work at the complex has been underway since November 2012, and these projects are unique in their complexity and significance. This will not only allow for the surviving architectural monuments to be saved, but fragments of the décor that were destroyed during the Soviet period will be recreated based on drawings and photographs.

 

Article prepared as part of a project carried out by HSE St. Petersburg’s Centre for Historical Research. The authors are Oleg Kudinov, Sergei Mikhailov, third-year undergraduate students, and Centre for Historical Research staff.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Санкт-Петербург
10-я линия Васильевского острова, д. 3/30


Здание Патриотического института на протяжении уже более 200 лет не меняет своего главного назначения — быть учебным заведением. С момента основания в нем учились дочери героев Отечественной войны 1812 года. В 1830-х годах в нем преподавал историю Николай Васильевич Гоголь. После Октябрьской революции в этом здании советские студенты постигали фундаментальные основы физики и механики. А в 2006 году этот учебный корпус, который включает в себя комплекс зданий, в том числе памятник культурного наследия «Институт Патриотический», был передан в оперативное управление Высшей школе экономики в Санкт-Петербурге.

24 августа 1818 года императрица Елизавета Алексеевна посодействовала тому, чтобы Императорское Женское Патриотическое общество получило деньги на покупку собственного дома. И уже в мае 1819 года Общество приобрело обширный участок и двухэтажный дом купца Бопре, находившегося на 10-й линии Васильевского Острова. С целью приспособления жилого дома под училище уже в 1819 году в здании были проведены внутренние перестройки и надстроен третий этаж. С тех пор здание неоднократно перестраивалось.

В 1823 году на 10-й линии был приобретен соседний с Училищем участок земли, принадлежавший вдове английского купца Рекса. Но у Общества не было достаточно денег для покупки участка и строительства на нем здания, поэтому императрица снова приходит на помощь девочкам, чьи отцы защищали Отечество, взяв на себя ответственность за кредит в Государственном Заемном Банке. «Я не могла не убедиться мнением архитекторов, что нынешний дом с пристройкой на новом месте... соединит все выгоды... и пристройку на оном нового здания с нужными переменами в старом по планам архитектора коллежского советника Михайлова», — написала о своем благотворительном деянии Елизавета Алексеевна. Речь идет об известном архитекторе того времени Андрее Алексеевиче Михайлове, принимавшем участие в проектировании Исаакиевского собора, в создании проекта Большого театра в Москве, позже переработанного Бове.

17 июля 1823 года — дата начала строительства нового дома. На его постройку Общество, кроме денег от императрицы, получало также деньги и строительный материал от частных лиц, что свидетельствует о большом желании общественности помочь дочерям героев Отечественной войны.

Постройки, начатые в 1823 году, были полностью окончены в июне 1825 года. Изначально планировалось закончить работы раньше, однако наводнение 7 ноября 1824 года, залившее весь нижний этаж здания, привело к замедлению строительства. 3 мая 1825 года была освящена церковь, которая располагалась в верхнем третьем этаже и имела крытый бронзой купол с крестом, а первого июня были закончены остальные работы по строительству здания.

После смерти в 1826 году императрицы Елизаветы Алексеевны, Институт перешел под покровительство государыни Александры Федоровны. Николай I принимал активное участие в развитии Общества и его здания. Так, в 1827 году император выделил деньги на надстройку 4-го этажа над главным зданием, проведение на нижнем этаже через все здание особого коммуникационного коридора, возведение двух новых флигелей по бокам фасада главного здания, а также постройку коровника и конюшни. Позаботился Николай I и о создании сада Института, деревья для которого были привезены из Таврического сада. Помимо этого, император лично посещал место строительства: например, 13 августа 1827 года при посещении Института он приказал выплатить награду «по рублю» всем 295 рабочим, находившимся тогда на стройке.

Казалось, что имевшихся на тот момент построек должно было хватить для успешной деятельности учебного заведения, однако все увеличивающееся количество желающих определить своих дочерей в Институт вынудили к новому расширению. В 1830 году Институту была пожалована новая территория, принадлежавшая ранее Академии Наук. В этом же году в здании училища был устроен свой водопровод: ручным насосом, по трубам из Невы, 12 человек поднимали воду до 4-го этажа. До этого вода доставлялась в бочке из Невы или бралась из колодца во дворе.

В 1833 году был построен особый флигель, где располагался зал для собраний, названный впоследствии Белым. Его строительство было окончено к началу 1837 года. Зал стал украшением института — колонны в коринфском стиле, богатые люстры, портреты августейших особ.

После периода бурного развития 1820–1830-х годов, наступило некоторое затишье. Однако в 1854 году в новом корпусе произошел пожар, из-за которого Белый зал очень сильно пострадал, в нем обвалилась часть потолочных перекрытий. В ходе ремонта зал лишился своего цилиндрического свода и был перекрыт обычным плоским потолком. Но несмотря на это Белый зал долгое время оставался одним из самых красивых помещений Патриотического Института.

С ноября 2012 года на территории комплекса ведутся уникальные по своей сложности и значимости работы по реконструкции и реставрации комплекса. Это позволит не только сохранить «оставшиеся в живых» архитектурные памятники, но и воссоздать по чертежам и фотографиям уничтоженные в советское время фрагменты декора

В 1888 году по указанию императора Александра II на фасаде над карнизом был смонтирован двуглавый орел, а под карнизом — рельефная надпись «Патриотический институт». В тот же год по проекту архитектора Р.Я. Оссолануса было построено двухэтажное здание инфекционного лазарета. В 1899 году по проекту архитектора К.Г. Прейса на территории училища было начато строительство церкви Святых Захарии и Елизаветы, на фронтоне которой была размещена композиция «Всевидящее око». Церковь была окончательно построена в 1902 году. Так формирование архитектурного ансамбля Патриотического института было завершено.

Революция 1917 года своей разрушительной силой не обошла Патриотический институт, который начал активно перестраиваться. Вначале в нем разместили Женский политехнический институт, позднее на его базе открыли Электротехническую школу, преобразованную в Энергетический техникум, который находился в этом здании до 2006 года. В период с 1917 по 2006 год были кардинально перестроены внутренние помещения, уничтожено декоративное убранство интерьеров. В 1925 году Белый зал был переоборудован в учебный кинозал, утратив все свое былое великолепие. В конце 1920-х годов была ликвидирована и церковь, помещение которой превратили в спортивный зал. В 1930 году Белый зал практически полностью перестроили, помещение разделили на два этажа, в каждом из которых разместили по пять аудиторий. В 1940-х — начале 1950-х годов был вновь перестроен ряд помещений главного корпуса, Голубой зал приспособили под рекреационную зону, отделка данного зала утрачена. Бывший ботанический сад постепенно также утратил свою историческую планировку. На смену газонам, цветникам и беседкам пришли асфальт и спортивная площадка.

Постоянные перестройки и ремонты привели к потере исторического облика и изменению планировочного решения комплекса. В июне 2006 года к моменту передачи здания Патриотического Института Высшей Школе Экономики техническое состояние комплекса было не самым лучшим. Поэтому в 2009 году руководством ВШЭ было принято решение о проведении реконструкции вы режиме реставрации. И с ноября 2012 года на территории комплекса ведутся уникальные по своей сложности и значимости работы по реконструкции и реставрации комплекса. Это позволит не только сохранить «оставшиеся в живых» архитектурные памятники, но и воссоздать по чертежам и фотографиям уничтоженные в советское время фрагменты декора.

Очерк выполнен в рамках проектной деятельности Центра Исторических Исследований НИУ ВШЭ СПб. Авторы Олег Кудинов, Сергей Михайлов, студенты 3 курса бакалавриата, сотрудники Центра исторических исследований