Цикл очерков о московских исторических зданиях, которые занимает Вышка, завершает рассказ о бывшей 135-й школе в Малом Гнездниковском переулке. Это учебное заведение считалось образцовым, здесь преподавали лучшие учителя района. Правда, поведение школьников образцовым было не всегда: после одной из их выходок даже сняли директора. 

Гнездники

Дом № 4 стоит в районе Гнездниковских переулков. Слово «гнездники» современному человеку незнакомо. И даже исследователи не до конца разобрались с его значением. Огромная слобода гнездников располагалась рядом со стеной Белого города и была известна с XVI века. Ее жители делали стрелы. В те времена определенное количество стрел называлось «гнездом», это была их мера. В настоящее время историки склоняются именно к такому объяснению происхождения слова «гнездники».

План Тверской части
1852 г.

В каждой слободе была своя церковь. Здешняя была посвящена Благовещению Богоматери и имела два придела — Дмитрия Солунского и Николая Чудотворца. По распространенному московскому обычаю со временем она стала называться по приделу — Николая Чудотворца в Гнездниках. Располагался храм на углу нынешних Большого и Малого Гнездниковских переулков, там, где сейчас стоит дом № 4.

Первые свидетельства о церкви, тогда, возможно, деревянной, известны с 1625 года. В 1627 году она была выстроена в камне. Через сто лет здание обветшало, и церковь решили перестроить. На старых каменных стенах возвели колокольню, а храм построили рядом. Новая церковь представляла собой прекрасный образец московского барокко: одноглавая, с композицией «восьмерик на четверике», богато украшенная. В середине XVIII века к церкви была пристроена каменная трапезная.

Пожар 1812 года не нанес храму ущерба, но французы разграбили его. После их ухода из города церковь снова освятили.

В первой трети XIX века рядом с храмом появился дом причта (он единственный дожил до наших дней). К этому времени ремесленники давно покинули слободу. Переулки заселило московское дворянство, деревянные дома сменились каменными. В Москву пришел технический прогресс. В 1902 году городской думой рассматривался проект первого метро. Было предложено несколько вариантов, в том числе инженерами Е.К. Кнорре и П.И. Балинским. Их проект предусматривал снос многих памятников гражданского и церковного зодчества, в том числе и церкви Николы в Гнездниках. Проект был отвергнут, метро в Москве появилось лишь спустя тридцать три года.

Церковь Николы в Гнездниках
Фото 1881 г. Из фотоальбома Н.А. Найденова

Другое новшество, фотография, имело иные цели — сохранить. В начале XX века модным занятием было фотографировать виды Москвы, и особенно делать панорамные снимки города. Первый высотный дом — дом Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, в двух шагах от церкви, не мог не привлечь внимания фотографов. Снимки, сделанные с этого дома, являются ценным историческим свидетельством облика города начала XX века. На одном из них запечатлен район Гнездников с церковью Николы Чудотворца.

В 1930 году храм XVIII века, колокольню, трапезную и другие церковные постройки снесли. Чудом сохранился лишь дом причта в Леонтьевском переулке.

Школа № 135

В 1930-х годах Москва остро нуждалась в новых школах. Впервые были сформированы единые требования как к учебному процессу, так и к школьным зданиям. С 1932 года по всей стране началось массовое проектирование типовых школ в 2-4 этажа на 280, 400 и 800 мест с учетом новых требований. За довоенную пятилетку в Москве было построено рекордное количество учебных зданий — 390.

Одним из лучших архитекторов типовых зданий этого периода  был Константин Иванович Джус. Его задачей было не просто построить максимально удобное здание, но и достичь этого с минимальными затратами. Джус нашел оптимальное решение. Его проекты представляли П-образный объем с активным использованием торцов здания, с двумя входами в боковых ризалитах. До 1940 года в Москве этот принцип проектирования школ стал основным.

Снимок с крыши дома Нирнзее. На переднем плане — церковь Николы Чудотворца в Гнездниках с колокольней.
Фото 1915-1917 гг. Oldmos.ru

В середине 1930-х годов на углу Малого и Большого Гнездниковских переулков, на месте бывшей церкви Николы в Гнездниках, началось строительство новой школы по одному из типовых проектов. Строительство завершилось в 1940 году.

Компактный четырехэтажный объем здания в данном случае в плане напоминает букву «Г» с засечками (штрихи на концах буквы). В результате ризалиты с потенциальными входами оказались разнесены на две улицы — Большой Гнездниковский переулок и Леонтьевский переулок. Но вход с Леонтьевского переулка функционировал как второстепенный.

Главной отличительной чертой оформления школы является лепное украшение на широкой гладкой поверхности в верхней части ризалита. Оно выполнено в виде открытой книги, лежащей на двух скрещенных серпах и обрамленной колосьями. Этот элемент напоминает изображение герба, но в данном случае не государственного, а школьного, призванного показать всю важность происходящего в этих стенах процесса.

Школа № 135 на углу Малого и Большого Гнездниковских переулков
Фото 1947 г. Архив ЦИГИ

Интерьер здания с высокими потолками, просторными классами и коридорами с естественным освещением целиком отвечал его назначению. В школе имелось три специализированных кабинета с лабораториями — физики, химии и биологии. На втором этаже располагались школьный буфет, спортивный и актовый залы. В одном из классов была библиотека. Из привычных кабинетов отсутствовала только мастерская для уроков труда. Начальные классы учились на первом этаже, стены которого были оформлены картинками из русских народных и пушкинских сказок — «Золотой петушок», «Золотая рыбка», «Колобок» и т.д. Старшеклассники в основном пользовались четвертым этажом, холлы которого украшали гипсовые слепки античных статуй — например, «Мальчик, извлекающий занозу». Здесь же стоял бюст Вольтера.

В подлинном состоянии сохранились две лестницы, расположенные в ризалитных частях. Оформление пола на лестничных площадках школьного здания характерно для архитектуры общественных зданий 1930-1940-х годов. Это своеобразная мозаика простых геометрических форм из гранитной крошки, утопленной в бетонную смесь с красителем. 

Лестничные площадки, так же как и холлы, были украшены скульптурами. Здесь в углах на высоких подставках стояли гипсовые бюсты римских воинов и философов.

Круглые розетки на здании между третьим и четвертым этажами
Фото 2014 г.

В 1945 году в пятый класс этой школы поступил Виктор Суходрев, незадолго до этого приехавший из Лондона, где его родители работали в посольстве Советского Союза. Виктор Михайлович Суходрев — легендарная личность советского времени. Почти 40 лет он являлся личным переводчиком руководителей государства — Н. Хрущева, Л. Брежнева и М. Горбачева. В 1999 году Суходрев издал книгу «Язык мой — друг мой», в которой поделился воспоминаниями о своем детстве, в том числе и о школе № 135: «По чисто формальному, районному признаку ближайшей школой была 135-я мужская средняя школа в Малом Гнездниковском переулке. Туда, в пятый класс, и привела меня моя мама. Первый удар, постигший меня в московской школе, — строжайший приказ постричься наголо. Под машинку, под ноль. Так было принято в те годы в наших мужских школах. Удар был действительно тяжелый. Я стал протестовать, что, мол, вообще в школу не пойду, но в конце концов сам же понял бессмысленность этого протеста. И меня торжественно постригли под ноль в считавшейся тогда шикарной парикмахерской гостиницы “Националь”».

В военные годы действительно существовало требование стричь мальчиков наголо, чтобы предотвратить распространение педикулеза и тифа. По воспоминаниям одноклассников, В. Суходрев после записи в школу № 135 первые несколько недель отсутствовал, занимаясь поисками учебного заведения, где не надо было стричься наголо. Такового не нашлось, и он вернулся в класс.

3 «А» класс в актовом зале школы № 135
Фото 1946 г. Из архива выпускника 1953 г. школы № 135 В.Г. Шумилова

До 1917 года школы подразделялись на мужские и женские. Советская власть с первых лет своего существования отменила это принцип, мотивируя тем, что необходимо устранить неравноправие между мужчинами и женщинами. С началом Великой Отечественной войны идеология изменилась. Во-первых, было решено, что за 25 лет советской власти равноправие достигнуто, во-вторых, появилась потребность усилить дисциплинарно-военизированное обучение для мальчиков.

С 1 сентября 1943 года школы страны, где это было возможно, т.е. в основном в крупных городах, перешли на раздельное обучение. Школа в Малом Гнездниковском переулке стала мужской. По инструкции Наркомата просвещения директорами мужских и женских школ могли быть соответственно только мужчины и женщины.

После войны, еще при жизни Сталина, проблема раздельного обучения вновь оказалась на повестке дня. Финансовые, хозяйственные затруднения не позволили повсеместно организовать отдельные мужские и женские школы, да и существующие не оправдали ожиданий. И с 1 сентября 1954 года страна вернулась к смешанному школьному обучению.

9 «А» класс школы № 135 в одном из кабинетов. У стены — учитель математики П.Н. Смарагдов
Фото 1952 г. Из архива выпускника 1953 г. школы № 135 В.Г. Шумилова

Соответственно, с 1943 по 1954 год школа № 135 была мужской. Ее первым директором стал Федор Федорович Рощин. Благодаря его усилиям школа сразу же получила статус образцовой. Ему же принадлежит заслуга подбора высокопрофессиональных учителей, многие из которых были методистами района.  Из воспоминаний выпускника 1953 года академика Метрологической академии Юрия Брегадзе: «Мы пришли в школу, напоминавшую дворец. В этом мы видим заслугу ее директора — Федора Федоровича Рощина. Для нас, детей начала войны, видевших в жизни мало прекрасного, очутиться в здании, на каждом этаже которого стояли на постаментах античные фигуры и экзотические растения, было потрясением. Мебель была вся новой, кабинеты физики, химии, биологии были оснащены всем необходимым. Учителя были не просто высокой квалификации, они были и отличными воспитателями».

Первые выпускники школы и сейчас с благодарностью вспоминают фронтовика, имевшего ранение в ногу, Виктора Яковлевича Шерапова. Он преподавал русский язык и литературу. Из воспоминаний Юрия Брегадзе: «Помню, как Виктор Яковлевич пытался объяснить нам разницу между книгой и "чтивом". Это слово нам так понравилось, что закрепилось за ним как прозвище. Он учил нас читать стихи спокойным голосом, без подвывания. Обсуждался вопрос, почему до сих пор не создан фундаментальный роман о Великой Отечественной войне. Виктор Яковлевич говорил, что еще не пришло время, приводил в пример роман Л.Н. Толстого "Война и мир", который был создан через несколько десятилетий поле войны 1812-1814 годов. Вместе с тем он настоятельно рекомендовал нам прочитать Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда"».

Школа № 135, 10 «А» класс перед входом в здание. На фото: Юра Астахов, Вася Серебряков, Юра Брегадзе, Витя Кларов, Алик Зингер, Володя Лопатин, Валерий Храпченко, Лёня Шепшелевич, Коля Седов, Илья Сапрыкин, Юра Цеханский, Боря Гульник, Володя Богданов, Юра Розин, Толя Горяинов, Женя Ушаков, Валерий Шумилов. В центре — директор школы В.Я. Шерапов
Фото 1953 г. Архив выпускника 1953 г. школы № 135 В.Г. Шумилова

Виктор Яковлевич организовал в школе театральную самодеятельность. Под его руководством школьники ставили пьесы Гоголя, Горького, Чехова. Для женских ролей приглашались девочки из соседней женской школы № 100. На праздники устраивались театрализованные концерты, в том числе и с танцами. Мальчиков обучали и бальным танцам.

Замечательным педагогом был учитель математики Петр Николаевич Смарагдов. О нем оставил воспоминания писатель Леонид Волков, окончивший школу № 135 сразу после войны: «Еще один уникум — учитель математики Петр Николаевич Смарагдов. Никогда не кричал, был тих и вежлив. И… беспощаден. В советской школе не принято было увлекаться плохими отметками. Тем более — исключать из школы. Но ни влиятельные родители, ни давление высокого школьного начальства, ни посулы и подлизывание ни разу не поколебали волю вежливого учителя. Кто не мог совладать с математикой — был обречен. Этот беспощадный педагог с манерами эдакого служаки однажды предложил нам задачку. Она касалась только что прошедших всенародных выборов. Не меняя "математической" интонации, Петр Николаевич сопоставил несколько цифр. И нашему, уже сильно поднаторевшему в математике классу вдруг стало ясно — фальшивка, грубая и глупая фальшивка. Кто мог ожидать такое от учителя-службиста? Но самое замечательное, что никто не донес, даже самые обиженные. А ведь за это полагалась 58-я. Что ж удивляться — на выпускном вечере не было более любимого учителя, чем Петр Николаевич Смарагдов».

Бывшая школа № 135, выпускники 1953 г. перед входом в здание. На фото: Л. Ипполитов, А. Титенков, Ю. Брегадзе, В. Полукаров, В. Кларов, В. Храпченко, Е. Ушаков, Г. Норман, А. Гурни, В. Шумилов, Ю. Цеханский, Е. Дудников, В. Ротштейн, Ф. Айзен
Фото 2013 г. Архив выпускника 1953 г. школы № 135 Ю. Цеханского

Одним из «обреченных» из-за неуспехов по математике стал Борис Брянский, которому пришлось уйти из школы в 1944 году по настоянию П.Н. Смарагдова. Продолжив образование в школе рабочей молодежи, Б.А. Брянский стал поэтом-песенником, чьи песни с неизменным успехом исполняли известные артисты советских времен — Л. Утесов, К. Шульженко, М. Кристалинская, Э. Пьеха, Г. Отс и многие другие.

Выдающимися педагогами были муж и жена Дудниковы. Георгий Семенович преподавал физику, Вера Михайловна — биологию. Они были настоящими энтузиастами, организующими вокруг себя мальчишек, предлагая им интересные и полезные занятия. С их подачи и при активном участии ученики посадили вокруг школы сад. А в подвале здания (очевидно, в бывшем бомбоубежище) Георгий Семенович устроил мастерские. Если ученик успевал по его предмету — физике, то Дудников вместо урока отправлял его в подвал, где выполнялись различные проекты. Дети строили модели шагающих экскаваторов и даже модель гидроэлектростанции по образцу Куйбышевской ГЭС. Успевающими могли быть полкласса, тогда на уроке оставалось несколько отстающих учеников, с которыми, практически индивидуально, и занимался Георгий Семенович.

Этот вожделенный для многих подвал стал однажды местом трагедии. В 1950 году двое старшеклассников нашли боевой запал и принесли его в школу. Когда занятия закончились, а учителя и директор ушли, они спустились в подвал-мастерскую и попытались разобрать запал. Прогремел взрыв. Одному мальчику оторвало кисть, второму осколки попали в спину. После этого происшествия директора Рощина сняли с работы, но на пострадавших учеников наказание не распространилось — они окончили школу.

В школе происходили и веселые шалости. Например, лучший способ сорвать контрольную — выкинуть в окно все чернильницы класса. При этом фасад заливался чернилами, а родителей вызывали в школу, но контрольной точно уже быть не могло.

Страницы из рукописного журнала «Бегемот», выпускавшегося учениками школы № 135 в 1950 г.

В 1950 году группа учеников 8 «Б» класса решила издавать собственный журнал, редактором и художником которого был Евгений Дудников. Журнал назывался «Бегемот», выходил в рукописном виде и содержал статьи на злобу дня, а также множество карикатур и иллюстраций. Распространялся он тайно, но не настолько, чтобы его однажды не обнаружила классный руководитель 8 «Б» класса Фетинья Алексеевна Пухова, которая конфисковала номер. Возможно, благодаря этому и сохранился один из выпусков, годы спустя переданный бывшим ученикам.

В одном из первых выпусков школы был литератор, поэт-переводчик, автор Самиздата, член инициативной группы по защите прав человека в СССР Анатолий Александрович Якобсон. Старшие классы в школе № 135 окончил доктор физико-математических наук, профессор Михаил Владимирович Фок.

К концу 1970-х годов состав населения района сильно изменился. Многие коммунальные квартиры были расселены, большинство зданий стали административными. Соответственно, уменьшилось число детей школьного возраста. В 1979 году школу № 135 было решено закрыть, а в ее здании разместить курсы Госкино. Сам Государственный комитет Совета министров СССР по кинематографии (Госкино) находился недалеко, по адресу: М. Гнездниковский, д. 7. Курсы кино затем сменили Высшие экономические курсы Госплана СССР, которые просуществовали здесь до 1994 года, когда дом был передан Высшей школе экономики, став одним из первых ее зданий.

Редакция новостного портала выражает благодарность за предоставленные фотографии, воспоминания и участие в подготовке материала выпускникам школы № 135: 

Юрию Владимировичу Цеханскому (инженер химик-технолог, главный инженер Пусконаладочного треста Минхимпрома, подготовил к запуску более тридцати химических предприятий в России, Европе и США);

Валерию Георгиевичу Шумилову (сотрудник НИИ связи, полковник КГБ в отставке);

Юрию Иосифовичу Брегадзе (заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор технических наук, академик Метрологической академии; в течение многих лет возглавлял Отделение метрологии ионизирующих излучений; под его руководством создан ряд эталонов в области измерений дозы и радиоактивности; в 1986 году принял участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, возглавив Оперативную группу Госстандарта при Правительственной комиссии; награжден орденом Мужества);

Генри Эдгаровичу Норману (профессор МФТИ, заведующий отделом ОИВТ РАН, один из основоположников математического моделирования в физике материалов, автор воспоминаний о школе № 135 и А.А. Якобсоне: http://www.antho.net/library/yacobson/about/henry-norman-foreword.html);

Юрию Александровичу Брянскому (доктор технических наук, профессор, автор нескольких книг по машиностроению);

Виктору Викторовичу Кларову (до 1990-х годов — начальник бюро торговой рекламы Мосгорисполкома, отвечающий за комплексное оформление всех торговых точек Москвы и размещение их рекламы на улицах города).

 

Здание находится в оперативном управлении Высшей школы экономики с 2005 года.
 

Автор текста: Анастасия Соловьева
Искусствовед, историк Москвы. Автор многотомного издания «Лица российской истории: коллекция портретов»; режиссер фильма-прогулки «От Кремля к Новодевичьему» 1997 г.; научный редактор книги о Москве «Лубянский треугольник» (А.В. Колосов, 2010 г.). Занималась изучением и описанием колоколов Москвы. Экскурсовод «Москвы, которой нет»; один из авторов сайта «Узнай Москву».