• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

4 Maly Gnezdnikovsky Pereulok

HSE.Cornerstone


The series of descriptions of historic buildings in Moscow owned by HSE concludes with this account of what was once School Number 135 in Maly Gnezdnikovsky Pereulok. This was considered an exemplary institution, and the finest teachers in the region taught there. Of course, the schoolchildren’s behavior was not always exemplary – and one incident even forced the Headmaster to resign. 

Gnezdniki

Number 4 is near Gnezdnikovsky Pereulok. The word ‘Gnezdniki’ means nothing today to the average person on the street, and academics have not got to the bottom of what it means and where it came from. The vast Gnezdnikov settlement was located near the walls of the White city, and has been known about since the 16th century. Its residents made arrows, which is where it takes its name from, as a certain number of arrows were referred to as a ‘gnezdo’ or ‘nest’. Today, historians believe this was the origin of the word ‘gnezdniki’.

Tverskoy area, plan
1852

Each settlement had its own church, and this one was dedicated to the Annunciation of Our Lady, and had two chapels – Dmitry Solunsky and Nikolai Chudotvorets. Over time, Muscovites started to call it Nikolai Chudotvorets in Gnezdniki. The church was situated on the corner of what are now the Bolshoi and Maly Gnezdnikovsky Pereulok, where building number 4 is located.

The first mentions of a, possibly wooden, church date back to 1625. In 1627, it was re-built in stone. A century later, the building had fallen into disrepair, and the church needed to be re-built. A bell-tower was built on the old stone walls, with the church alongside.The new church was an outstanding example of Moscow Baroque: it had one dome, was built to an octagon-quadrangle design, and was richly decorated. In the mid 18th century, the stone refectory was added.

The church was unharmed in the fire of 1812, but the French looted it. After they retreated from the city, the church was re-consecrated.

In the first third of the 19th century, a clergy house appeared near the church, and that is all that has survived to today. By that point, the craftsmen had long abandoned the area, and Moscow gentry had populated these alleys – stone buildings replacing wooden ones.

Church of Nikolai in Gnezdniki
Photo 1881 from the collection of N. A. Naidenov

Technical advancement also had an impact – in 1902 the city government considered the first draft project for a metro system. Several proposals were made, including those submitted by E. K. Knorre and P. I. Balinsky, which involved demolishing numerous listed buildings – both churches and public buildings, including the churches of Nikolai in Gnezdniki. The project was not approved, and was another 33 years before a metro system was built in Moscow.

Another modern development, photography, had a quite different purpose – conservation. In the early 20th century, photographic city views of Moscow, in particular in panorama, were all the rage. The first tall building, the Nirnsee Building, Bolshoi Gnezdnikovsky Pereulok, was a stone’s throw from the church, and was inevitably a draw for photographers. Photographs taken from this building give us a valuable historical view of the city as it was in the early 20th century. One shows the Gnezdniki area and the church of St. Nikolai Chudotvorets (miracle-worker).

In 1930 the 18th century church, bell tower, refectory and other church buildings were destroyed. By a miracle, the clergy house on Leontiev Pereulok was preserved.

School Number 135

In the 1930s, Moscow was in desperate need of new schools. For the first time, a uniform syllabus was created – for the entire learning process, and new schools were also built. From 1932, schools were built across the country to a new standardized design, of 2-4 floors, catering to 280, 400, and 800 pupils, in line with demand. During the pre-war five-year-plan in Moscow, a record number of educational establishments were built: 390.

One of the best architects responsible for these standardized designs was Konstantin Ivanovich Dzhus. He was tasked with not only ensuring the building is as comfortable as possible, but also at minimum expense. He found an ideal solution, focusing on the inverted U shape (shaped like the Russian letter P), actively using the ends of the building, with two side entrances. Until 1940, this was the main approach taken to school architecture.

Photo from the roof of the Nirnsee House. In the foreground – the Church of St. Nikolai Chudotvorets (Miracle-Worker) in Gnezdniki, with a bell-tower.
Photo 1915-1917. Oldmos.ru

In the mid 1930s, construction work began on a new school, built to this standardized design, on the corner of Maly and Bolshoi Gnezdnikovsky Pereulok, where the church had stood. Construction work was completed in 1940.

The compact, four-floor building resembled an inverted letter L (the Russian letter G), with two lines at each end. The two projections, with two potential entrances, were on two separate streets: Bolshoi Gnezdnikovsky Pereulok and Leontievskiy Pereulok, but the Leontievskiy Pereulok entrance was the less important of the two.

The school’s main distinctive feature is the molding on the upper part of the projections’ smooth surface. Executed in the style of an open book lying on two crossed sickles and framed with ears of corn. This element is reminiscent of the national emblem, but here it is not a state emblem, but a school emblem, designed to demonstrate the importance of what takes place within those walls.

School Number 135, at the corner of Maly and Bolshoi Gnezdnikovsky Pereulok
Photo 1947, Archive of the Center for Historical and Urban Development Research

The building’s interior, with its high ceilings, large classrooms and airy corridors benefiting from extensive natural lighting, was more than suited to its function. The school also boasted three specialized lab rooms, for physics, chemistry and biology. The school canteen was on the second floor, along with a sports hall and assembly hall. One of the classrooms housed a library. The only thing missing was a workshop for labor lessons. The first floor, with walls covered in pictures from Russian folk tales, and Pushkin’s stories, (Golden Cockerel, Golden Fish, Kolobok etc), was where the first years studied. Senior classes mainly used the fourth floor, where the halls were decorated with plaster casts of ancient statues, such as ‘boy extracting a thorn’, and a bust of Voltaire.

The two staircases remain in their original condition, situated in the projections. The floor is, as was common in school buildings of the 1930s-1940s, executed in mosaic comprising clean geometric forms made of shards of granite, placed into a concrete mixture, and painted. The staircases, like the halls, were decorated with sculptures. In the corners stood plaster cast busts of Roman warriors and philosophers.

Round rosettes on the building between the third and fourth floors
Photo 2014

In 1945, Boris Sukhodrev, a legendary Soviet figure, enrolled in the school, entering year five. He had moved with his parents from London, where they worked in the Soviet Embassy. For about 40 years he was the personal interpreter for the heads of state – Nikita Khrushchev, Leonid Brezhnev, and Mikhail Gorbachev. In 1999, Sukhodrev published the book ‘My Language, My Friend’ in which he shared his recollections of childhood – including of the time he spent at School Number 135. ‘For purely practical, regional reasons, the nearest school was 135 boys’ middle school on Maly Gnezdnikovsky Pereulok. That is where my mum took me. The first thing that struck me about the Moscow school was the strict instruction to shave our heads. A complete buzz cut. That was routine in boys’ schools in those years and I took it badly. I protested, saying that I won’t go to school at all, but eventually realized the pointlessness of that protest’ and all my hair was shaved off triumphantly at the prestigious hairdresser’s in the National hotel.’

During the war, boy’s heads were shaved to reduce the risk of lice and typhus spreading. His classmates remember that Sukhodrev was absent from class for the first few weeks after enrolling, as he was hoping to find a school that wouldn’t make him shave his head. He failed – and returned to class.

Class 3 in the assembly hall of School Number 135
Photo 1946. From the archive of V.G. Shumilov, who graduated from School Number 135 in 1953

Before 1917, the school was split into boys’ and girls’ sections. The Soviet Union immediately did away with that principle, arguing that there should be equality between the sexes. With the start of the war (Great Patriotic War, Second World War), this changed. First the decision was made that sexual equality had been achieved over the Soviet Union’s 25 years of existence, and second that there was now the need to introduce special military education for boys.

From September 1, 1943, schools across the country, where possible – i.e. in major cities – introduced gender segregation. The Maly Gnezdnikovsky Pereulok school became a boys’ school. Under order of the People’s Commisariat for Enlightenment, the directors of the boys and girls schools had to be male and female, respectively.

After the war, under Stalin, the problem of segregated education was again on the agenda. Financial and economic difficulties meant that it was no longer viable to have separate schooling everywhere, and it had also failed to live up to expectations. So, from September 1, 1954, joint schooling was re-adopted nationwide.

Class 9A, School Number 135, room. By the wall – mathematics teacher P.N. Smaragdov.
Photo 1952. From the archive of V.G. Shumilov, a graduate of School Number 135.

From 1943 to 1954, School Number 135 was for boys only. It’s first director was Fedor Fedorovich Roshchin. Thanks to his efforts, the school achieved the status of a model school immediately. He worked to find highly qualified teaching staff, many of whom were regional resource specialists. As 1953 graduate, and academic at the Metrology Academy Yury Bregadze recalls ‘we came to a school that was like a palace. And that is down to its director, Fedor Roshchin. For us, children of the early war years, who hadn’t seen much beautiful in life, simply being in a building where each floor had antique statues and exotic plants, was a real shock. All the furniture was new. The physics, chemistry and biology labs had all the necessary equipment. The teachers were not only highly qualified, they were excellent educators.’

The first graduates of the school remember the war veteran, wounded in one leg, Vikror Yakovlevich Sherapov, with gratitude. He taught Russian literature and language. As Yury Bregadze recalled: ‘I remember how Viktor Yakovlevich was trying to explain the difference to us between a real book and light reading. We so liked that word, that we used it as his nickname. He taught us to read poems in a calm voice, without bellowing. Discussing the question, about why there has not yet been any definitive novel about the Second World War. Viktor Yakovlevich said that it was not yet time, giving the example of Leo Tolstoy’s War and Piece, which was written decades after the 1812-1814 war. He also recommended we read Viktor Nekrasov’s ‘In the Trenches of Stalingrad’.

School Number 135, Class 10А outside the entrance. Pictured: Yura Astakhov, Vasya Serebryakov, Yura Bregadze, Vitya Klarov, Alik Zinger, Volodya Lopatin, Valery Khrapchenko, Lyona Shepshelevich, Kolya Sedov, Ilya Saprykin, Yura Tsekhansky, Borya Gulnik, Volodya Bogdanov, Yura Rozin, Tolya Goryanov, Zhenya Ushakov, Valery Shumilov. At the center – School Director V. Ya. Sherapov.
Photo 1953. From the archive of V.G. Shumilov, a 1953 graduate of School Number 135.

Viktor Yakovlevich also organized drama and theatrical activities, under him the schoolchildren put on plays by Gogol, Gorky, and Chekhov. Girls from the neighboring School Number 100 were invited to play female parts. Theatrical concerts and dances were held to celebrate holidays. Boys were taught ballroom dancing.

Mathematics teacher Petr Nikolaevich Smaragdov was an excellent educator. The writer Leonid Volkov, who graduated from School Number 135 just after the Second World War recalled: ‘Mathematics teacher Petr Nikolaevich Smaragdov was unique. He never shouted, was calm and polite… and ruthless.’ In Soviet schools, getting bad marks or being excluded from school was not acceptable, and neither influential parents nor the school management had any influence over a polite teacher. Those who failed at math were doomed. This ruthless teacher, who had all the mannerisms of a lowly servant, set us a task one day. It was related to the recent elections. Using the same, mathematical, intonation, Petr Nikolayevich named several numbers, and the crude falsification was suddenly apparent to all of us – now skilled in math. Who could have expected that from a strict teacher like him? But more interestingly, no one reported him, no matter how offended they were. And that was something you could be tried under the 58th for. No surprise then, that at the leavers’ prom – Petr Nikolaevich Smaradgov was the most popular teacher.

Former School Number 135, graduates from 1953 outside the entrance. Pictured: L. Ippolitov, А. Titenkov, Yu. Bregadze, V. Polukarpov, V. Klarov, V. Khrapchenko, Е. Ushakov, G. Norman, А. Gurny, V. Shumilov, Yu. Tsekhansky, Е. Dudnikov, V. Rotstein, F. Aizen
Photo 2013. From the archive of Y. Tsekhansky, a 1953 graduate of School Number 135

One of those ‘doomed’ due to their inability at math was Boris Bryansky, who was excluded from the school by P. N. Smaragdov. After continuing his studies in a school for young workers, B.A. Bryansky became a poet and songwriter, whose songs proved hugely successful as sung by famous Soviet singers – Utesov, Shulzhenko, Kristalinskaya, Pyekha, Ots and others.

The Dudinkovs were outstanding teachers. Georgy Semenovich taught physics, Vera Mikhailovna – biology. They were real enthusiasts, who gathered a group of boys and organized interesting and educational activities for them. It was thanks to them, and with their active involvement, that the students planted a garden around the school. And the building’s basement (a former bomb shelter), was where Georgy Semenovich had his workshop. If a student did well at his subject, physics, then Dudnikov let him work on the various projects that were underway in that basement, instead of attending regular classes. The children built models of excavators and hydro-electric power plants based on the Kyubishev HPP. There could be half a class of them, with just the slower kids left in regular lessons, who benefited from what was virtually one-on-one teaching.

This basement, that was so inspirational for so many, became the scene of a tragedy. In 1950, two older pupils found a fuse and brought it into school. After classes were over, and the teachers and director had left, they went down into the basement workshop and tried to take it apart. There was an explosion. One boy had his hand ripped off, and fragments lodged in the other’s spine. Roshchin was dismissed, but the students were not punished, they both went on to graduate from the school.

There were also humorous antics at the school – the best way to interrupt a test was to throw all the ink-wells out of the window. The building’s façade would be covered in ink, the parents would be called in, but the test would not go ahead.

Pages from a the manuscript Begemot (Hippapotamous) published by pupils at School Number 135, in 1950.

In 1950 a group of students in class 8B decided to publish their own journal, which was edited and designed by Evgeny Dudnikov. It was called Begemot (Hippapotamus), was written by hand, and contained articles on topical issues as well as numerous caricatures and illustrations. It was distributed in secret, but was once discovered by 8B’s class head Fetinya Alexeevna Pukhova, who confiscated it. Perhaps it was thanks to this that the offending edition survives to this day, which was handed back to the former students years later.

One of the first editions featured the literary figure, poet, translator and Samizdat writer, member of the Initiative Group for the Defense of Human Rights in the USSR Anatoly Alexandrovich Yakobson. Professor of Physics and Mathematics, Mikhail Vladimirovich Fok graduated from the senior years at School Number 135.

By the late 1970s, that part of Moscow had changed considerably – as had its residents. Many of those who had lived in communal flats had been resettled, and many of the buildings were re-designated for administrative and government purposes. The number of school-age children resident there dwindled, and in 1979 the decision was taken to close School Number 135, and instead use the building for courses offered by the State Film Committee, which was located nearby, at Maly Gnezdnikovsky 7. They were then replaced by economic studies run by the USSR’s State Planning Committee, which existed there until 1994, when the building was handed over to HSE.

The news site editors would like to thank the following graduates of School Number 135 for their help providing photographs, sharing their memories and developing this content: 

Yury Tsekhansky (engineer, chemical-process engineer, chief engineer at the Chemical Industry Ministry’s installation and start-up complex, has prepared over 30 chemical enterprises for launch in Russia, Europe and the United States);

Valery Shumilov (employee at the Communications Research Institute, Colonel in the KGB (Retired);

Yury Bregadze (Honored academic of the Russian Federation, Professor, Doctor of Engineering Sciences, Member of the Metrology Academy, for many years headed the Department for the Measurement of Ionizing Radiation, he oversaw the creation of a series of standards to measure radiation dosage; in 1968 he took part in the clean-up operation following the accident at Chernobyl Nuclear Power Plant, headed the Operational Group for State Committee for Standardization and Metrology at the Government Commission, awarded the Order of Courage);

Henry Norman (Professor at the Moscow Institute of Physics and Technology, Department Head at the Joint Institute for High Temperatures at the Russian Academy of Sciences, one of the founders of mathematical modeling in physics, and co-author, with A.A. Yakobson, of their recollections of School Number 135:http://www.antho.net/library/yacobson/about/henry-norman-foreword.html);

Yury Bryansky (Doctor of Engineering Sciences, Professor, author of several books about mechanical engineering);

Viktor Klarov (before the 1990s, headed the trade advertisement bureau at Moscow City Executive Committee, responsible for the comprehensive design of all retail outlets across Moscow and the placement of street advertising.)

The building has been under HSE management since 2005. The following institutions are situated here:

Centre for Health Policy, Banking Institute, Graduate School of Management, Institute of Professional Education and Retraining.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Малый Гнездниковский переулок, 4

Вышка.Фундамент


Цикл очерков о московских исторических зданиях, которые занимает Вышка, завершает рассказ о бывшей 135-й школе в Малом Гнездниковском переулке. Это учебное заведение считалось образцовым, здесь преподавали лучшие учителя района. Правда, поведение школьников образцовым было не всегда: после одной из их выходок даже сняли директора. 

Гнездники

Дом № 4 стоит в районе Гнездниковских переулков. Слово «гнездники» современному человеку незнакомо. И даже исследователи не до конца разобрались с его значением. Огромная слобода гнездников располагалась рядом со стеной Белого города и была известна с XVI века. Ее жители делали стрелы. В те времена определенное количество стрел называлось «гнездом», это была их мера. В настоящее время историки склоняются именно к такому объяснению происхождения слова «гнездники».

План Тверской части
1852 г.

В каждой слободе была своя церковь. Здешняя была посвящена Благовещению Богоматери и имела два придела — Дмитрия Солунского и Николая Чудотворца. По распространенному московскому обычаю со временем она стала называться по приделу — Николая Чудотворца в Гнездниках. Располагался храм на углу нынешних Большого и Малого Гнездниковских переулков, там, где сейчас стоит дом № 4.

Первые свидетельства о церкви, тогда, возможно, деревянной, известны с 1625 года. В 1627 году она была выстроена в камне. Через сто лет здание обветшало, и церковь решили перестроить. На старых каменных стенах возвели колокольню, а храм построили рядом. Новая церковь представляла собой прекрасный образец московского барокко: одноглавая, с композицией «восьмерик на четверике», богато украшенная. В середине XVIII века к церкви была пристроена каменная трапезная.

Пожар 1812 года не нанес храму ущерба, но французы разграбили его. После их ухода из города церковь снова освятили.

В первой трети XIX века рядом с храмом появился дом причта (он единственный дожил до наших дней). К этому времени ремесленники давно покинули слободу. Переулки заселило московское дворянство, деревянные дома сменились каменными. В Москву пришел технический прогресс. В 1902 году городской думой рассматривался проект первого метро. Было предложено несколько вариантов, в том числе инженерами Е.К. Кнорре и П.И. Балинским. Их проект предусматривал снос многих памятников гражданского и церковного зодчества, в том числе и церкви Николы в Гнездниках. Проект был отвергнут, метро в Москве появилось лишь спустя тридцать три года.

Церковь Николы в Гнездниках
Фото 1881 г. Из фотоальбома Н.А. Найденова

Другое новшество, фотография, имело иные цели — сохранить. В начале XX века модным занятием было фотографировать виды Москвы, и особенно делать панорамные снимки города. Первый высотный дом — дом Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке, в двух шагах от церкви, не мог не привлечь внимания фотографов. Снимки, сделанные с этого дома, являются ценным историческим свидетельством облика города начала XX века. На одном из них запечатлен район Гнездников с церковью Николы Чудотворца.

В 1930 году храм XVIII века, колокольню, трапезную и другие церковные постройки снесли. Чудом сохранился лишь дом причта в Леонтьевском переулке.

Школа № 135

В 1930-х годах Москва остро нуждалась в новых школах. Впервые были сформированы единые требования как к учебному процессу, так и к школьным зданиям. С 1932 года по всей стране началось массовое проектирование типовых школ в 2-4 этажа на 280, 400 и 800 мест с учетом новых требований. За довоенную пятилетку в Москве было построено рекордное количество учебных зданий — 390.

Одним из лучших архитекторов типовых зданий этого периода  был Константин Иванович Джус. Его задачей было не просто построить максимально удобное здание, но и достичь этого с минимальными затратами. Джус нашел оптимальное решение. Его проекты представляли П-образный объем с активным использованием торцов здания, с двумя входами в боковых ризалитах. До 1940 года в Москве этот принцип проектирования школ стал основным.

Снимок с крыши дома Нирнзее. На переднем плане — церковь Николы Чудотворца в Гнездниках с колокольней.
Фото 1915-1917 гг. Oldmos.ru

В середине 1930-х годов на углу Малого и Большого Гнездниковских переулков, на месте бывшей церкви Николы в Гнездниках, началось строительство новой школы по одному из типовых проектов. Строительство завершилось в 1940 году.

Компактный четырехэтажный объем здания в данном случае в плане напоминает букву «Г» с засечками (штрихи на концах буквы). В результате ризалиты с потенциальными входами оказались разнесены на две улицы — Большой Гнездниковский переулок и Леонтьевский переулок. Но вход с Леонтьевского переулка функционировал как второстепенный.

Главной отличительной чертой оформления школы является лепное украшение на широкой гладкой поверхности в верхней части ризалита. Оно выполнено в виде открытой книги, лежащей на двух скрещенных серпах и обрамленной колосьями. Этот элемент напоминает изображение герба, но в данном случае не государственного, а школьного, призванного показать всю важность происходящего в этих стенах процесса.

Школа № 135 на углу Малого и Большого Гнездниковских переулков
Фото 1947 г. Архив ЦИГИ

Интерьер здания с высокими потолками, просторными классами и коридорами с естественным освещением целиком отвечал его назначению. В школе имелось три специализированных кабинета с лабораториями — физики, химии и биологии. На втором этаже располагались школьный буфет, спортивный и актовый залы. В одном из классов была библиотека. Из привычных кабинетов отсутствовала только мастерская для уроков труда. Начальные классы учились на первом этаже, стены которого были оформлены картинками из русских народных и пушкинских сказок — «Золотой петушок», «Золотая рыбка», «Колобок» и т.д. Старшеклассники в основном пользовались четвертым этажом, холлы которого украшали гипсовые слепки античных статуй — например, «Мальчик, извлекающий занозу». Здесь же стоял бюст Вольтера.

В подлинном состоянии сохранились две лестницы, расположенные в ризалитных частях. Оформление пола на лестничных площадках школьного здания характерно для архитектуры общественных зданий 1930-1940-х годов. Это своеобразная мозаика простых геометрических форм из гранитной крошки, утопленной в бетонную смесь с красителем. 

Лестничные площадки, так же как и холлы, были украшены скульптурами. Здесь в углах на высоких подставках стояли гипсовые бюсты римских воинов и философов.

Круглые розетки на здании между третьим и четвертым этажами
Фото 2014 г.

В 1945 году в пятый класс этой школы поступил Виктор Суходрев, незадолго до этого приехавший из Лондона, где его родители работали в посольстве Советского Союза. Виктор Михайлович Суходрев — легендарная личность советского времени. Почти 40 лет он являлся личным переводчиком руководителей государства — Н. Хрущева, Л. Брежнева и М. Горбачева. В 1999 году Суходрев издал книгу «Язык мой — друг мой», в которой поделился воспоминаниями о своем детстве, в том числе и о школе № 135: «По чисто формальному, районному признаку ближайшей школой была 135-я мужская средняя школа в Малом Гнездниковском переулке. Туда, в пятый класс, и привела меня моя мама. Первый удар, постигший меня в московской школе, — строжайший приказ постричься наголо. Под машинку, под ноль. Так было принято в те годы в наших мужских школах. Удар был действительно тяжелый. Я стал протестовать, что, мол, вообще в школу не пойду, но в конце концов сам же понял бессмысленность этого протеста. И меня торжественно постригли под ноль в считавшейся тогда шикарной парикмахерской гостиницы “Националь”».

В военные годы действительно существовало требование стричь мальчиков наголо, чтобы предотвратить распространение педикулеза и тифа. По воспоминаниям одноклассников, В. Суходрев после записи в школу № 135 первые несколько недель отсутствовал, занимаясь поисками учебного заведения, где не надо было стричься наголо. Такового не нашлось, и он вернулся в класс.

3 «А» класс в актовом зале школы № 135
Фото 1946 г. Из архива выпускника 1953 г. школы № 135 В.Г. Шумилова

До 1917 года школы подразделялись на мужские и женские. Советская власть с первых лет своего существования отменила это принцип, мотивируя тем, что необходимо устранить неравноправие между мужчинами и женщинами. С началом Великой Отечественной войны идеология изменилась. Во-первых, было решено, что за 25 лет советской власти равноправие достигнуто, во-вторых, появилась потребность усилить дисциплинарно-военизированное обучение для мальчиков.

С 1 сентября 1943 года школы страны, где это было возможно, т.е. в основном в крупных городах, перешли на раздельное обучение. Школа в Малом Гнездниковском переулке стала мужской. По инструкции Наркомата просвещения директорами мужских и женских школ могли быть соответственно только мужчины и женщины.

После войны, еще при жизни Сталина, проблема раздельного обучения вновь оказалась на повестке дня. Финансовые, хозяйственные затруднения не позволили повсеместно организовать отдельные мужские и женские школы, да и существующие не оправдали ожиданий. И с 1 сентября 1954 года страна вернулась к смешанному школьному обучению.

9 «А» класс школы № 135 в одном из кабинетов. У стены — учитель математики П.Н. Смарагдов
Фото 1952 г. Из архива выпускника 1953 г. школы № 135 В.Г. Шумилова

Соответственно, с 1943 по 1954 год школа № 135 была мужской. Ее первым директором стал Федор Федорович Рощин. Благодаря его усилиям школа сразу же получила статус образцовой. Ему же принадлежит заслуга подбора высокопрофессиональных учителей, многие из которых были методистами района.  Из воспоминаний выпускника 1953 года академика Метрологической академии Юрия Брегадзе: «Мы пришли в школу, напоминавшую дворец. В этом мы видим заслугу ее директора — Федора Федоровича Рощина. Для нас, детей начала войны, видевших в жизни мало прекрасного, очутиться в здании, на каждом этаже которого стояли на постаментах античные фигуры и экзотические растения, было потрясением. Мебель была вся новой, кабинеты физики, химии, биологии были оснащены всем необходимым. Учителя были не просто высокой квалификации, они были и отличными воспитателями».

Первые выпускники школы и сейчас с благодарностью вспоминают фронтовика, имевшего ранение в ногу, Виктора Яковлевича Шерапова. Он преподавал русский язык и литературу. Из воспоминаний Юрия Брегадзе: «Помню, как Виктор Яковлевич пытался объяснить нам разницу между книгой и "чтивом". Это слово нам так понравилось, что закрепилось за ним как прозвище. Он учил нас читать стихи спокойным голосом, без подвывания. Обсуждался вопрос, почему до сих пор не создан фундаментальный роман о Великой Отечественной войне. Виктор Яковлевич говорил, что еще не пришло время, приводил в пример роман Л.Н. Толстого "Война и мир", который был создан через несколько десятилетий поле войны 1812-1814 годов. Вместе с тем он настоятельно рекомендовал нам прочитать Виктора Некрасова "В окопах Сталинграда"».

Школа № 135, 10 «А» класс перед входом в здание. На фото: Юра Астахов, Вася Серебряков, Юра Брегадзе, Витя Кларов, Алик Зингер, Володя Лопатин, Валерий Храпченко, Лёня Шепшелевич, Коля Седов, Илья Сапрыкин, Юра Цеханский, Боря Гульник, Володя Богданов, Юра Розин, Толя Горяинов, Женя Ушаков, Валерий Шумилов. В центре — директор школы В.Я. Шерапов
Фото 1953 г. Архив выпускника 1953 г. школы № 135 В.Г. Шумилова

Виктор Яковлевич организовал в школе театральную самодеятельность. Под его руководством школьники ставили пьесы Гоголя, Горького, Чехова. Для женских ролей приглашались девочки из соседней женской школы № 100. На праздники устраивались театрализованные концерты, в том числе и с танцами. Мальчиков обучали и бальным танцам.

Замечательным педагогом был учитель математики Петр Николаевич Смарагдов. О нем оставил воспоминания писатель Леонид Волков, окончивший школу № 135 сразу после войны: «Еще один уникум — учитель математики Петр Николаевич Смарагдов. Никогда не кричал, был тих и вежлив. И… беспощаден. В советской школе не принято было увлекаться плохими отметками. Тем более — исключать из школы. Но ни влиятельные родители, ни давление высокого школьного начальства, ни посулы и подлизывание ни разу не поколебали волю вежливого учителя. Кто не мог совладать с математикой — был обречен. Этот беспощадный педагог с манерами эдакого служаки однажды предложил нам задачку. Она касалась только что прошедших всенародных выборов. Не меняя "математической" интонации, Петр Николаевич сопоставил несколько цифр. И нашему, уже сильно поднаторевшему в математике классу вдруг стало ясно — фальшивка, грубая и глупая фальшивка. Кто мог ожидать такое от учителя-службиста? Но самое замечательное, что никто не донес, даже самые обиженные. А ведь за это полагалась 58-я. Что ж удивляться — на выпускном вечере не было более любимого учителя, чем Петр Николаевич Смарагдов».

Бывшая школа № 135, выпускники 1953 г. перед входом в здание. На фото: Л. Ипполитов, А. Титенков, Ю. Брегадзе, В. Полукаров, В. Кларов, В. Храпченко, Е. Ушаков, Г. Норман, А. Гурни, В. Шумилов, Ю. Цеханский, Е. Дудников, В. Ротштейн, Ф. Айзен
Фото 2013 г. Архив выпускника 1953 г. школы № 135 Ю. Цеханского

Одним из «обреченных» из-за неуспехов по математике стал Борис Брянский, которому пришлось уйти из школы в 1944 году по настоянию П.Н. Смарагдова. Продолжив образование в школе рабочей молодежи, Б.А. Брянский стал поэтом-песенником, чьи песни с неизменным успехом исполняли известные артисты советских времен — Л. Утесов, К. Шульженко, М. Кристалинская, Э. Пьеха, Г. Отс и многие другие.

Выдающимися педагогами были муж и жена Дудниковы. Георгий Семенович преподавал физику, Вера Михайловна — биологию. Они были настоящими энтузиастами, организующими вокруг себя мальчишек, предлагая им интересные и полезные занятия. С их подачи и при активном участии ученики посадили вокруг школы сад. А в подвале здания (очевидно, в бывшем бомбоубежище) Георгий Семенович устроил мастерские. Если ученик успевал по его предмету — физике, то Дудников вместо урока отправлял его в подвал, где выполнялись различные проекты. Дети строили модели шагающих экскаваторов и даже модель гидроэлектростанции по образцу Куйбышевской ГЭС. Успевающими могли быть полкласса, тогда на уроке оставалось несколько отстающих учеников, с которыми, практически индивидуально, и занимался Георгий Семенович.

Этот вожделенный для многих подвал стал однажды местом трагедии. В 1950 году двое старшеклассников нашли боевой запал и принесли его в школу. Когда занятия закончились, а учителя и директор ушли, они спустились в подвал-мастерскую и попытались разобрать запал. Прогремел взрыв. Одному мальчику оторвало кисть, второму осколки попали в спину. После этого происшествия директора Рощина сняли с работы, но на пострадавших учеников наказание не распространилось — они окончили школу.

В школе происходили и веселые шалости. Например, лучший способ сорвать контрольную — выкинуть в окно все чернильницы класса. При этом фасад заливался чернилами, а родителей вызывали в школу, но контрольной точно уже быть не могло.

Страницы из рукописного журнала «Бегемот», выпускавшегося учениками школы № 135 в 1950 г.

В 1950 году группа учеников 8 «Б» класса решила издавать собственный журнал, редактором и художником которого был Евгений Дудников. Журнал назывался «Бегемот», выходил в рукописном виде и содержал статьи на злобу дня, а также множество карикатур и иллюстраций. Распространялся он тайно, но не настолько, чтобы его однажды не обнаружила классный руководитель 8 «Б» класса Фетинья Алексеевна Пухова, которая конфисковала номер. Возможно, благодаря этому и сохранился один из выпусков, годы спустя переданный бывшим ученикам.

В одном из первых выпусков школы был литератор, поэт-переводчик, автор Самиздата, член инициативной группы по защите прав человека в СССР Анатолий Александрович Якобсон. Старшие классы в школе № 135 окончил доктор физико-математических наук, профессор Михаил Владимирович Фок.

К концу 1970-х годов состав населения района сильно изменился. Многие коммунальные квартиры были расселены, большинство зданий стали административными. Соответственно, уменьшилось число детей школьного возраста. В 1979 году школу № 135 было решено закрыть, а в ее здании разместить курсы Госкино. Сам Государственный комитет Совета министров СССР по кинематографии (Госкино) находился недалеко, по адресу: М. Гнездниковский, д. 7. Курсы кино затем сменили Высшие экономические курсы Госплана СССР, которые просуществовали здесь до 1994 года, когда дом был передан Высшей школе экономики, став одним из первых ее зданий.

Редакция новостного портала выражает благодарность за предоставленные фотографии, воспоминания и участие в подготовке материала выпускникам школы № 135: 

Юрию Владимировичу Цеханскому (инженер химик-технолог, главный инженер Пусконаладочного треста Минхимпрома, подготовил к запуску более тридцати химических предприятий в России, Европе и США);

Валерию Георгиевичу Шумилову (сотрудник НИИ связи, полковник КГБ в отставке);

Юрию Иосифовичу Брегадзе (заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор технических наук, академик Метрологической академии; в течение многих лет возглавлял Отделение метрологии ионизирующих излучений; под его руководством создан ряд эталонов в области измерений дозы и радиоактивности; в 1986 году принял участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, возглавив Оперативную группу Госстандарта при Правительственной комиссии; награжден орденом Мужества);

Генри Эдгаровичу Норману (профессор МФТИ, заведующий отделом ОИВТ РАН, один из основоположников математического моделирования в физике материалов, автор воспоминаний о школе № 135 и А.А. Якобсоне: http://www.antho.net/library/yacobson/about/henry-norman-foreword.html);

Юрию Александровичу Брянскому (доктор технических наук, профессор, автор нескольких книг по машиностроению);

Виктору Викторовичу Кларову (до 1990-х годов — начальник бюро торговой рекламы Мосгорисполкома, отвечающий за комплексное оформление всех торговых точек Москвы и размещение их рекламы на улицах города).

Здание находится в оперативном управлении Высшей школы экономики с 2005 года. Здесь располагаются:

Центр политики в сфере здравоохраненияБанковский институтВысшая школа менеджментаИнститут профессиональной переподготовки специалистов.