From Milyutinsky to Bolshaya Lubyanka

The large holding that extends from Bolshaya Lubyanka along Sretensky Pereulok to Milyutinsky Pereulok, including the territory of present No. 13, belonged to the Brigadier D.S. Poretsky in the middle of the 18th century. Most what took place in the holding was nearer to Bolshaya Lubyanka. Milyutinsky Pereulok contained the unsightly back side of the estate.

Sergei Vasilevich Tolstoy with his wife, Elena Petrovna (born Dolgorukova), son Sergei and daughter Alexandra
c. 1805

In 1764, Vasily Ivanovich Tolstoy became the owner of the holding. Several important events marked life for him in this house. A year later, in 1765, he assumed the position of Moscow police chief. Peter I had established this position for the first time in Russia. During Tolstoy’s era, it was a troublesome position with a large field of responsibility. The chief of police was a very significant figure, heading all the police and firemen in the city and was responsible for everything related to improving the city: sanitation, trade, roads, etc. He also supervised observance and implementation of laws and court decisions. It was ultimately the chief of police who was was responsible for law and order in Moscow. Tolstoy served in this position until 1770.

This house is where Vasily Ivanovich Tolstoy’s fourth daughter, Elizaveta, was born in 1766. In 1771, his long-awaited son, Sergei, was born. It was Sergei who would continue this branch of the Tolstoy family and who would later become the father of the Decembrist Vladimir Tolstoy.

The mistress of holding – the wife of Vasily Ivanovich – was Alexandra, the sister of the poet and playwright Vasily Maikov (also Vasily Ivanovich). He was not the only relative who was a servant of the muse; the Tolstoys’ second daughter, Maria, was married to the director of the Moscow University, Senator Pavel Ivanovich Fonvizin. Pavel Ivanovich himself also showed literary talent, writing poetry and small prose.

While Vasily Ivanovich Tolstoy was still alive, the family left the house on Bolshaya Lubyanka, having sold it in the late 1770s to a merchant family.

Merchant holdings

Little is known about life in the estate over the next thirty years. It is known that the structure was not affected during the fire of 1812. From 1817, it belonged to Maria Nalchini, a merchant's wife, which was when the Lubyanka Pharmacy opened. The pharmacy existed here until the beginning of the 20th century. In the 1820s, it was owned by the German Philipp Minder, a descendant of one of Moscow’s first pharmacists.

The specialized sale of medicine appeared in Russia in the second half of the 17th century, and one of the first pharmacies in the area opened in 1699 on Myasnitskaya. Its owner was Daniel Alekseevich Gurchin, a foreigner who was permitted ‘to have a public pharmacy in his little house.’ In the 17th and 18th centuries, most doctors and pharmacists were foreigners. A significant number of them were Germans who had settled in Moscow beginning in the 15th century. Old guidebooks stated that all pharmacies in Moscow could speak with visitors from Germany in their native language.

In the 1830s, the holding was purchased by the sculptor Santin Petrovich Campioni. From here, he would walk to the construction site of the stone church of St. Louis on the next street, Malaya Lubyanka, where he took part in finishing work.

Sretensky Pereulok. On the right stands No. 13 on Milyutinsky Pereulok
Photo 1987-1989

Beginning in the 1850s, the building belonged to the family of Otto Ivanovich Lowenstein, the famous Moscow merchant and owner of women’s clothing stores. Otto Lowenstein was the warden of St. Peter and Paul Catholic Church on Milyutinsky Pereulok, located directly across from No. 13. He was the first president of the committee of the school for deaf children. He was fond of collecting paintings of contemporary artists – not Russian, but rather German and Dutch – carrying on extensive correspondence with them and providing financial assistance.

Otto Lowenstein, a German, was married to Margarita Agapitovna, who came from the Armenian Elarov family. Her father, Agapit Mikhailovich Elarov, was also a Catholic and looked after St. Peter and Paul Catholic Church. The Lowenstein family had only one daughter – Margarita – who spent her childhood in a house of luxury, love and attention, later marrying the young merchant Kirill Nikolaevich Mamontov. Her father did not live to see this day, however, and from 1863, his widow, Margarita Agapitovna, ran the family business. Her contemporaries spoke of her as a domineering, even despotic woman, which largely explains why her daughter was left a widow at the age of 25 with two young daughters (Kirill Mamontov embezzled all the family money and shot himself in France). Young Margarita took a difficult path, creating her own business.

Margarita Ottovna Mamontova (born Lowenstein)

Back in Paris, she taught herself cutting and sewing, and in Moscow opened a small seamstress' workshop that became a fashionable establishment over time. Her beautiful daughters received a good education, and her oldest, also Margarita, married a member of another well-known merchant family – Mikhail Morozov. Her son, the grandson of Otto Lowenstein, is depicted in the painting ‘Mika Morozov’ by Valentin Serov.

From the mid-1890s, the holding between Bolshaya Lubyanka and Milyutinsky Pereulok was owned for a short time by Vadim Petrovich Portnov, who sold it to Prince Alexander Dmitrievich Obolensky. The latter also did not keep it long, and the buildings of the estate fell into disrepair.

During this entire time, No. 13 on Milyutinsky Pereulok was only a general-service building, playing a minor role in the large estate.

Building on Milyutinsky

In 1899, the holding was purchased by the management board of the Moscow Trading-and-Construction Joint Stock Company, headed by Yakov Rekk. This young and ambitious entrepreneur created a society in order to beautify the streets of Moscow. After buying old dilapidated estates, as in this case, the company would build new ones in their place, with all the amenities that residential houses had at the time. This programme was successful, and in 1900, a residential building with stores (No. 13) was built on the corner of Sretensky and Milyutinsky Pereulok as a project by Moscow architect Vladimir Sherwood, a name that was already well known in Moscow. His father, V.O. Sherwood, was the architect who designed the Historical Museum; his brother, S.V. Sherwood was also an architect; and another brother, L.V. Sherwood, was a sculptor.

Vladimir Sherwood
Photo 1900s

By the time he received the order for the building on Milyutinsky Pereulok, Vladimir Sherwood was working as an architect for the Bromley Brothers Society of Mechanical Plants and the Carl Thiel Trading House. This large apartment building project was his first such independent project.

When it was built, the house was the tallest building on Milyutinsky Pereulok. The notched corner of the building is the centre of the composition where the main entrance is located. Wings stretching along Sretensky Pereulok and Milyutinsky Pereulok extend from it, each decorated with a bay window. It features an expressive corner, central façade with rhythmic variety in the shape and size of the windows, and is finished with a strong triangular gable. The design of the building’s façade has remained virtually unchanged. The picture of the window frame has changed, and at different times, the finish of the two identical bay windows has been altered. On the whole, however, the façade has been kept in the neoclassical style.

The interior of the building has changed completely, with the few surviving elements of the decor. Two staircases in the wings along Sretensky Pereulok and Milyutinsky Pereulok remain from the original plan. The staircases are located inside the bay windows and are lit with large windows, one of which has a semi-circular completion.

The new building housed a variety of shops and businesses. In the 1910s, the Brothers Bashmakov bookstore opened, specializing in textbooks. The Bashmakovs were from Kazan, where they launched a successful business, and at the beginning of the 20th century, they had opened stores in Moscow and St. Petersburg.

Intourist

During the Soviet period, the building housed a clinic, which was replaced by the oldest organization in the country dedicated to travel and tourism – Intourist. Founded in 1929 by the People's Commissariat of Trade of the USSR, Sovtorgflot and the People's Commissariat for Lines of Communication, the union was virtually an omnipotent monopoly. Intourist had its own fleet of tourist buses, its own staff of tour guides and interpreters, and a chain of hotels. Many countries opened Intourist subsidiaries.

Photo: Intourist posters from the 1930-1950s

During the war, Intourist was assigned a special role: it served military missions and diplomatic representatives of foreign states. During the Moscow Olympics in 1980, Intourist was the main organization to service all foreign visitors.

Millions of foreigners were received by Intourist, and every Soviet citizen who had the truly unique opportunity to travel abroad had to go through this organization.

View from the window

No. 13 is still one of the tallest buildings on Milyutinsky Pereulok, which makes the view from the window particularly interesting.

The nearest neighbour is a monument testifying to the uniqueness of this place. This is the former St. Peter and Paul Catholic Church, the foundation of which was laid on September 16, 1839. Gold and silver coins minted in 1839 were placed in the foundation as it was laid. The architect of the cathedral was Alexander Gilardi. When it was consecrated in 1845, it became the second Catholic church on Milyutinsky Pereulok. The first was St. Louis Church, which was also built by Gilardi.

Sretensky Pereulok. To the left —No. 13, directly ahead — St. Peter and Paul Catholic Church
Photo: early 20th century

The two Catholic churches next door had a clear distinction: the French community belonged to the St. Louis Church, and everyone else when to St. Peter and Paul. At the time of its construction the church was considered German, later Polish and German, and by the end of the 19th century – and during our era – simply Polish.

Throughout its existence, St. Peter and Paul Catholic Church was involved in charity work. The church housed St. Philip's alms-house, a charity to support poor people of the Roman Catholic faith, a sewing workshop employing girls from poor families, male and female schools, and more.

The cathedral was closed in 1937, and the priests died in the Soviet labour camps. Even before that, however, the first auxiliary institution for mentally disabled children was placed on the territory. After the closure of the church, the building was turned into a cinema, although it never began functioning. During the Great Patriotic War the former church was bombed. The destruction was so great that the building practically had to be rebuilt, including what little had survived.

From 1946 and to this day the building houses the State Design and Experimental Institute of Coal Engineering, which has also modified it for its own needs.

 


 

The building has been managed by the Higher School of Economics since 2013.

 

 

Author: Anastasia A. Solovyova
Art historian, historian of Moscow. Author of Litsa rossiiskoi istorii: kolleksia portretov (Faces of Russian History: A Collection of Portraits); director of a film-walk Ot Kremlya do Novodevichy (From the Kremlin to Novodevichy), 1997; Research editor on Lubiansky Triugolnik (Lubianka Triangle), by A.V. Kolosov. Anastasia Solovyova has studied and written about the bells of Moscow and is a tour guide for ‘Moscow that isn’t there’ and a contributing author to the website ‘Get to know Moscow’.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Милютинский переулок, 13 стр. 1

Вышка.Фундамент


Доходный дом с магазинами на углу Сретенского и Милютинского переулков был построен в 1900 году по проекту архитектора Шервуда. В советское время в доме располагалась районная поликлиника, которую вскоре сменил «Интурист». Эта организация обладала многочисленным парком туристических автобусов, собственным штатом гидов-переводчиков и гостиницами. Во время проведения в Москве Олимпиады 1980 года «Интурист» был главной организацией по обслуживанию иностранных гостей. Миллионы иностранцев принимал в нашей стране именно «Интурист».

От Милютинского до Большой Лубянки

Обширное владение, простирающееся от Большой Лубянки по Сретенскому переулку до Милютинского переулка, включая территорию нынешнего дома № 13, в середине XVIII века принадлежало бригадиру Д.С. Порецкому. Основная жизнь во владении проходила ближе к улице Большая Лубянка. В Милютинский переулок выходили неприглядные зады усадьбы.

Сергей Васильевич Толстой с женой Еленой Петровной, урожденной Долгоруковой, сыном Сергеем и дочерью Александрой
Около 1805 г. Н/х

В 1764 году хозяином владения стал Василий Иванович Толстой. Жизнь в этом доме ознаменовалась для него несколькими важными событиями. Через год он вступил в должность московского обер-полицмейстера. Впервые в России эту должность учредил Петр I, и с тех пор назначение на нее осуществлял сам император. Во времена В.И. Толстого это была хлопотная должность, с большим полем ответственности, а сам обер-полицмейстер был весьма значительной фигурой — начальником всех полицмейстеров и пожарных города. В его ведении находилось все, что относилось к благоустройству города: санитарное состояние, торговля, дороги и т.д. Он же контролировал соблюдение и выполнение законов и судебных решений. В конечном счете именно он, обер-полицмейстер, отвечал за порядок и спокойствие Москвы. Толстой служил городу на этом поприще до 1770 года.

Что касается частной жизни В.И. Толстого, то именно в этом доме в 1766 году родилась его четвертая дочь Елизавета, а в 1771 году — долгожданный сын Сергей, продолживший эту ветвь Толстых и ставший впоследствии отцом декабриста Владимира Толстого.

Хозяйкой владения, женой Василия Ивановича, была родная сестра поэта и драматурга масона Майкова, тоже Василия Ивановича, — Александра Ивановна, урожденная Майкова. И это не единственный их родственник — служитель муз. Вторая дочь Толстых — Мария была замужем за директором Московского университета, сенатором Павлом Ивановичем Фонвизиным (в написании XVIII века: фон Визеным), который приходился родным братом комедиографу Денису Ивановичу Фонвизину. Павел Иванович и сам был не лишен литературного таланта: писал стихи и малую прозу.

Еще при жизни В.И. Толстого семья рассталась с домом на Большой Лубянке, продав его в конце 1770-х годов купеческому роду.

Купеческие владения

Последующие тридцать лет не сохранили свидетельств жизни в усадьбе. Известно, что во время пожара 1812 года строения не пострадали, а с 1817 года владение принадлежало купчихе Марии Нальчини. При ней в доме открылась «Лубянская аптека» (вход с Большой Лубянки), просуществовавшая здесь до начала XX века. Ее владельцем в 1820-х годах был немец Филипп Миндер, потомок одного из первых аптекарей Москвы.

Специализированная продажа лекарственных средств в России появилась во второй половине XVII века. Одна из первых аптек в этом районе открылась в 1699 году на Мясницкой. Ее владельцем был старший аптекарь Главной аптеки иноземец Даниил Алексеевич Гурчин, которому было разрешено «иметь аптеку для общенародного пользования в домишке своем». Под аптечное строение «из стрелецких мест дана была ему земля в Белом городе на Мясницкой большой улице». В XVII–XVIII веках большинство лекарей и аптекарей являлись иноземцами. Значительную часть из них составляли немцы, поселившиеся в Москве с XV века. В старых путеводителях сказано, что во всех аптеках Москвы с посетителем из Германии объясняться будут на его родном языке.

В 1830-х годах владение было куплено скульптором Сантином Петровичем Кампиони. Отсюда он ходил на строительство каменного храма Св. Людовика на соседней улице Малая Лубянка, в отделке которого принимал участие. В 1830-е годы в его доме жили купцы — торговавший часами Отто Иоганович Губерт, торговец галантерейным товаром Жожев Негри.

Сретенский пер. Справа возвышается дом № 13 по Милютинскому пер.
Фото 1987-1989 гг.

С 1850-х годов дом принадлежал семье известного московского купца, владельца магазинов модной дамской одежды Отто Ивановича Левенштейна. Отто Иванович был старостой католической церкви Св. Петра и Павла в Милютинском переулке, напротив дома № 13. Он был первым президентом попечительского комитета училища для глухонемых детей. Увлекался коллекционированием картин современных ему художников, но не русских, а немецких и голландских, ведя с ними обширную переписку и оказывая материальную помощь.

Немец Отто Иванович Левенштейн был женат на Маргарите Агапитовне, представительнице славного армянского рода Эларовых. Ее отец, Агапит Михайлович Эларов, тоже был католиком и заботился о католическом храме Петра и Павла. В семье Левенштейнов была единственная дочь Маргарита. В этом доме в роскоши, любви и внимании она провела детство. Отсюда Маргарита Оттовна ехала под венец с блестящим, как тогда казалось, молодым купцом Кириллом Николаевичем Мамонтовым. Но отец не дожил до этого дня. С 1863 года семейное дело в свои руки взяла его вдова Маргарита Агапитовна. Современники отзывались о ней как о властной, даже деспотичной женщине. Это во многом объясняет, почему ее дочь, в двадцать пять лет оставшись вдовой (Кирилл Мамонтов растратил все семейные капиталы и застрелился во Франции) с двумя маленькими дочерьми на руках без средств к существованию, не вернулась в этот дом к матери. Маргарита Оттовна пошла своим непростым путем, создав собственное дело.

Маргарита Оттовна Мамонтова, урожденная Левенштейн

Еще в Париже она обучилась кройке и шитью и в Москве открыла маленькую белошвейную мастерскую, ставшую со временем фешенебельным заведением. В конце жизни Маргарита Оттовна была попечительницей женской школы при Московском обществе обучения ремеслам детей всех сословий. Ее красавицы дочери получили неплохое образование, старшая, тоже Маргарита, вышла замуж за представителя еще одной известной купеческой семьи — Михаила Морозова. Ее сын, правнук Отто Ивановича Левенштейна, изображен на картине В. Серова «Мика Морозов».

С середины 1890-х годов владение между Большой Лубянкой и Милютинским переулком недолго находилось у Вадима Петровича Портнова. В 1898 году Портнов продал его князю Александру Дмитриевичу Оболенскому, у которого оно тоже не задержалось. Строения усадьбы пришли в запустение.

Все это время территория дома № 13 в Милютинском переулке имела хозяйственное назначение, играя второстепенную роль в большой усадьбе.

Дом в Милютинском

В 1899 году владение было куплено правлением Московского торгово-строительного акционерного общества, возглавляемого Яковом Андреевичем Рекком. Этот молодой и амбициозный предприниматель создал общество с целью изменить и украсить улицы Москвы. Скупая старые обветшавшие усадьбы, как в данном случае, общество строило на их месте новые, со всеми техническими удобствами того времени доходные дома, которые в то же время, как говорил сам Рекк, «не убивали бы национального колорита Москвы». Реализация этой программы проходила успешно, и в 1900 году на углу Сретенского и Милютинского переулков был построен доходный дом с магазинами (№ 13) по проекту московского архитектора Владимира Владимировича Шервуда. Эта фамилия была уже известна Москве: отец Владимира Владимировича, В.О. Шервуд, — архитектор, автор Исторического музея; брат, С.В. Шервуд, — тоже архитектор; другой брат, Л.В. Шервуд, — скульптор.

В.В. Шервуд
Фото 1900-х гг.

Ко времени получения заказа в Милютинском переулке В.В. Шервуд работал архитектором Общества механических заводов братьев Бромлей и торгового дома Карла Тиля. Создание и осуществление проекта большого доходного дома было его первой самостоятельной работой такого рода.

В год своей постройки дом стал самым высоким зданием в Милютинском переулке. В плане он напоминает букву «Г». Срезанный угол здания является центром композиции, где расположен главный вход. От него расходятся крылья, протянувшиеся по Милютинскому и Сретенскому переулкам, каждое из которых украшено эркером. Выразителен угловой, центральный фасад с ритмикой разнообразных по форме и размеру окон и завершенный мощным треугольным фронтоном. Оформление фасада дома практически не претерпело изменений. Изменился рисунок оконных рам, и в разное время менялось завершение двух одинаковых эркеров. В целом фасад выдержан в стиле неоклассицизма.

Интерьер здания изменен полностью. Немногочисленные сохранившиеся элементы внутреннего декора позволяют предположить, что в оформлении интерьеров присутствовали черты модерна. От первоначального плана остались две лестницы в крыльях по Милютинскому и Сретенскому переулкам. Лестничные площадки располагаются внутри эркеров и освещены большими окнами, одно из которых имеет полуциркульное завершение. Обе лестницы ограждают кованые чугунные решетки. Узор решетки сплетен из звеньев энергично очерченных завитков. Центральный завиток каждой секции марша украшает декоративная розетка чугунного литья. Объемную форму розетки образуют стилизованные резные листья аканта. К сожалению, многие из розеток утрачены, но сохранившиеся дают представление о том, как эффектно выглядела решетка в первоначальном виде.

В новом доме разместились различные магазины и фирмы. В 1910-х годах здесь открылся книжный магазин «Братья Башмаковы», специализировавшийся на учебных пособиях. Башмаковы были родом из Казани, где успешно развивали торговлю, и в начале XX века открыли магазины в Москве и Санкт-Петербурге.

«Интурист»

В советское время в доме располагалась районная поликлиника, которую сменила старейшая организация в нашей стране, занимающаяся туризмом, — внешнеэкономическое акционерное объединение «Интурист». Основанное в 1929 году Народным комиссариатом торговли СССР, Совторгфлотом и Народным комиссариатом путей сообщения СССР, объединение в советское время было практически всесильным монополистом в этой сфере. «Интурист» обладал и обладает собственным парком туристических автобусов, собственным штатом гидов-переводчиков, гостиницами, в том числе «Интурист» и «Космос» в Москве, которые и были построены по инициативе общества. Во многих странах были открыты дочерние предприятия «Интуриста». О широчайшей деятельности общества говорят рекламные плакаты «Интуриста» 1930–1950-х годов.


Фото: Рекламные плакаты фирмы «Интурист» 1930–1950-х гг.

Во время войны на «Интурист» была возложена особая роль: он обслуживал военные миссии и дипломатические представительства иностранных государств. А во время проведения в Москве Олимпиады 1980 года «Интурист» был главной организацией по обслуживанию всех иностранных гостей.

Миллионы иностранцев принимал в нашей стране именно «Интурист», и каждый советский гражданин, которому выпала поистине уникальная возможность в те времена попасть за границу, обязательно имел дело с этой организацией.

Вид из окна

Дом № 13 по-прежнему является одним из высоких зданий в Милютинском переулке, благодаря чему из его окон открываются интересные виды.

Ближайшим соседом дома является памятник, свидетельствующий об уникальности этого места. Это бывший католический храм Св. Апостолов Петра и Павла. Храм был заложен 16 сентября 1839 года, при закладке в фундамент были помещены золотые и серебряные монеты чеканки 1839 года. Архитектор собора — Александр Осипович Жилярди. Здание было построено в готическом духе с куполом посередине. В храме было шесть алтарей, один из которых был посвящен св. Эмилии и сооружен архитектором М.Д. Быковским в память о своей умершей супруге Эмилии. Освящение состоялось в 1845 году. Храм стал вторым католическим собором в Милютинском переулке. Первый — Св. Людовика — был построен также А.О. Жилярди.

Сретенский пер. Слева — дом № 13, прямо — католический собор Св. Петра и Павла
Фото начала XX в.

Две католические церкви по соседству имели четкое разграничение: французская община относилась к храму Св. Людовика, а все остальные — к Петру и Павлу. С момента постройки церковь считалась немецкой, затем польско-немецкой, а к концу XIX века и в наше время — просто польской.

На протяжении всего своего существования католическая церковь Петра и Павла занималась благотворительностью. При храме были богадельня Св. Филиппа, Благотворительное общество вспомоществования бедным римско-католического исповедания, пошивочная мастерская, где трудились девушки из бедных семей, мужское и женское училища и многое другое.

Собор закрыли в 1937 году, священники погибли в лагерях. Но еще до этого на территории разместили первый вспомогательный институт для умственно отсталых детей. После закрытия церкви здание передали под кинотеатр, который так и не начал работать. Во время Великой Отечественной войны в бывший храм попала бомба. Разрушения были настолько велики, что здание практически выстроили заново, включив то немногое, что сохранилось.

С 1946 года и по сей день здесь находится институт «Гипроугольмаш» (Государственный проектно-конструкторский и экспериментальный институт угольного машиностроения). Он также перестроил здание для своих нужд.

 


Здание находится в оперативном управлении Высшей школы экономики с 2013 года. Здесь находятся:

Факультет логистики, Департамент социологии Факультета социальных наук, Кафедра публичной политики, Институт фундаментальных междисциплинарных исследований, Лаборатория сравнительных социальных исследований, Лаборатория политических исследований, Управление аспирантуры и докторантуры.