НИУ ВШЭ находилось в здании до 2017 года

Бывший доходный дом Строгановского училища почти не виден с Мясницкой улицы, но заслуживает того, чтобы взглянуть на него поближе. Когда-то на этом месте находилось обширное владение барона Строганова, приближенного императрицы Елизаветы Петровны. Спустя почти сто лет его дальний родственник основал первую в России бесплатную рисовальную школу, впоследствии ставшую знаменитой Строгановкой.

Предыстория

Первым известным хозяином обширного владения на Мясницкой улице на месте домов под номером 24 был генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин. Помимо своего близкого родства с царским домом Романовых, Лопухин остался в истории как блестящий военный. Участвуя во всех войнах середины XVIII века, он имел множество боевых наград и геройски погиб в 1757 году, сраженный тремя пулями в битве при Гросс-Егерсдорфе. Главнокомандующий русской армией Апраксин писал по этому поводу государыне Елизавете Петровне следующее: «Главная наша потеря в том состоит, что командовавший нашим левым крылом храбрый генерал Василий Абрамович Лопухин убит; но своей неустрашимой храбростью много способствовал одержанию победы, столь славно жизнь свою скончал, что почтение к своим добродетелям тем еще вящше умножил. …не могу от слез воздержаться: он до последнего дыхания сохранил мужество и к службе Вашего Имп. Величества прямое усердие».

Жена Василия Абрамовича, Екатерина Павловна, урожденная Ягужинская, умерла еще раньше, в 1738 году. Детей мужского пола у них не было. Может быть, поэтому Василий Абрамович в 1752 году решил избавиться от обширных владений и продал их барону Сергею Григорьевичу Строганову.

Сохранившийся план владения дает представление об устройстве усадьбы. Владение было разделено на зоны. Барочный двухэтажный каменный дом выходил протяженным фасадом на красную линию Мясницкой улицы. Из его окон, обращенных во двор, открывался вид на парк и большой пруд. Перспектива центральной оси замыкалась живописной беседкой. Справа и слева от основной части располагались различные службы, зрительно отделенные от главной парадной зоны. На месте нынешнего дома № 24, стр. 3, стояли именно хозяйственные постройки. В усадьбу вело несколько ворот — как с улицы, так и из переулков. Это была одна из самых представительных городских усадеб Москвы того времени.

Сергей Григорьевич, приближенный императрицы Елизаветы Петровны, был жителем Петербурга. Этот город помнит о нем благодаря великолепному дворцу на Невском проспекте, постройку которого Строганов заказал архитектору Ф. Б. Растрелли. Дворец строился в 1752-1754 годах, и эти годы Сергей Григорьевич решил провести в своей усадьбе в древней столице. И именно сюда великий архитектор приезжал к своему заказчику обсудить чертежи и планы петербургского дворца, останавливаясь в доме на несколько дней.

Растрелли был не единственным именитым гостем дома на Мясницкой. В 1753 году в течение нескольких сентябрьских дней Строганов пышно отмечал свои именины. На празднестве присутствовала и императрица Елизавета Петровна. Любительница развлечений, она была весьма довольна приемом и в благодарность пожаловала барону золотую табакерку и перстень с рубином и бриллиантами.

Через три года Сергей Григорьевич скоропостижно скончался, а дом достался в наследство его сыну Александру Сергеевичу Строганову. Получив блестящее образование за границей, к 1757 году Александр Сергеевич вступил в придворную службу и получил чин камер-юнкера. В Петербурге он познакомился с другим камер-юнкером — графом Андреем Петровичем Шуваловым. Их судьбы стали связаны. В 1760 году Строганов продал дом на Мясницкой отцу Андрея Шувалова, Петру Ивановичу. А тот через два года отписал его сыну. Позже, в 1785 году, Андрей Шувалов под влиянием Александра Строганова стал членом масонской ложи и получил высокую степень. А в 1815 году сын Шувалова Павел женился на родственнице Строганова Варваре Петровне.

Портрет А.П. Шувалова
Худ. Жан-Батист Грез. 1776-1781 гг. ГМИИ

В 1768 году Андрей Петрович Шувалов был назначен главным директором первых двух банков в России, которые назывались ассигнационные. Их конторы располагались в Москве и Петербурге. Свой дом на Мясницкой Шувалов предложил в качестве московской конторы ассигнационного банка. С 1769 года Шувалов перестал быть хозяином дома, тем не менее продолжая располагать им в качестве рабочего места. В доме на Мясницкой осуществлялся размен ассигнаций и медной монеты, которая хранилась тут же в подвалах и особых кладовых. С этого времени свое название получил Банковский переулок на границе владений, до этого называвшийся Шуваловским.

Пожар 1812 года не нанес ущерба строениям, и следующие изменения в усадьбе произошли в 1830 году. Министерство финансов, в чьем ведомстве находилось владение, разместило здесь Технологический институт. А с середины 1840-х годов вновь появились Строгановы.

Внук двоюродного брата Александра Сергеевича Строганова, Сергей Григорьевич Строганов, был учредителем первой в России бесплатной рисовальной школы. Целью школы было «доставлять ремесленным и торговым людям возможность улучшать свои изделия при содействии науки и искусства» и позволить учиться талантливым детям независимо от их сословного происхождения. Работы, выполненные учениками, имели большой успех на выставках, в том числе и в Париже. Со времени своего основания в 1825 году школа переросла рамки частной и в 1843 году была передана государству, получив официальное название «2-я Рисовальная школа, учрежденная гр. С.Г. Строгановым», или просто Строгановская. Тогда же она получила здание в бывшем владении Строгановых-Шуваловых на Мясницкой.

Школа, а с 1860 года Строгановское училище технического рисования, просуществовала здесь до 1892 года, когда получила новое здание на Рождественке. Но еще раньше на территории училища начались преобразования.

Владельцы московских мануфактур задумали создать в Москве Художественно-промышленный музей. Местом для него было выбрано училище на Мясницкой. Учредив подписку на пожертвования, к 1868 году они собрали достаточную сумму для открытия музея, а к 1874 году — для постройки специального здания.

Доходный дом Строгановского училища

План владений Строгановского училища. А — дом № 24, стр. 2, по Мясницкой улице, В — дом № 24, стр. 3, по Мясницкой улице.
1901 г. РГАЛИ

В 1871 году в Москву прибыл австрийский архитектор Август Вебер. Одной из первых его построек стала гостиница и ресторан «Славянский базар». Строил он и доходные дома на Большой Лубянке, на Остоженке — нынешняя Дипломатическая академия МИД, в Армянском переулке, на Чистопрудном бульваре. И когда у музейного совета появилась возможность построить новое специальное здание, то выбор пал на этого архитектора.

В 1878 году по красной линии Мясницкой улицы появился дом, который сейчас имеет адрес № 24, стр. 2. Его фасад богато украшен полихромным керамическим узором и лепными вставками. Дом предназначался не только для музея, но и для сдачи помещений внаем, на доход с которого можно было развивать само училище.

Через два года Вебер приступил к постройке еще одного доходного дома Строгановского училища, на этот раз расположенного во дворе. В 1883 году здание было закончено. Это и есть наш дом — № 24, стр. 3.

Архитектура двух домов весьма схожа. И в том и в другом преобладают элементы так называемого «русского стиля». Со второй половины XIX века в европейской культуре возникла тенденция обращения к искусству прошлых времен, что получило название «историзм». Российское культурное сообщество также было занято формированием национальной идеи, ориентируясь на народное и древнерусское искусство. Эти поиски отразились и на архитектуре, получив в 1870-1880-х годах название «русский стиль».

У Строгановского училища изначально была одна из ведущих ролей в этом процессе. Именно на базе их художественно-образовательной деятельности были заложены и сформированы идеи самобытного национального искусства, воплотившиеся в изделиях строгановских мастеров. А создание в их владениях Художественно-промышленного музея закрепило за училищем звание проводника в мир русского искусства.

Вполне закономерно, что и в архитектуре зданий Строгановского училища должны были отразиться их идейно-художественные принципы.

Фасад дома по Мясницкой улице имеет разнообразный цветной керамический декор, плавно переходящий на торцевую часть здания и на ту часть дворового фасада, которая участвует в формировании единого ансамбля с домом во дворе.

Декоративный акцент второго дома (стр. 3) архитектор сконцентрировал на мощном ступенчатом эркере, сильно смещенном влево от центра. В декоре эркера присутствуют разнообразные элементы: сдвоенные арочные окошки, разделенные «пузатой» резной колонкой, наличники окон с треугольными сандриками, профилированные тяги межэтажных линий и главное украшение дома — полихромные керамические вставки.

Эта часть оформления была целиком выполнена здесь же, на Мясницкой, в гончарной мастерской Художественно-промышленного музея Строгановского училища. С самого момента создания мастерской без малого тридцать лет ее возглавлял художник Михаил Васильевич Васильев. Он также был преподавателем училища и непревзойденным мастером цветочных и орнаментальных композиций. Как отмечали его ученики, работы Васильева всегда носили прикладной характер, его рисунки и акварельные работы можно было перенести на фарфор, жестяные подносы, керамические изразцы. Под руководством Васильева студенты изготовили эскизы керамических вставок для дома на Мясницкой, которые потом исполнили профессиональные мастера.

Керамические панно на доме объединяют собой несколько окон, акцентируют внимание на центре композиции — эркере. Несмотря на то что в одной горизонтальной линии используются в том числе одинаковые панно, в целом их тематика, формы и фактура достаточно разнообразны, чтобы не надоедать глазу. Интересны фактурные вставки между окнами третьего этажа с изображением атрибутов скульптора и чертежника и майоликовая скульптура малых форм в треугольных сандриках окон второго этажа.

Насыщенность декора снижается в правой части фасада, словно угасая по мере удаления от Мясницкой улицы. Объединяющим элементом всего фасада является широкий карниз поверх третьего этажа с чередой арочных ниш. В эркерной части они заполнены керамическими вставками.

Первоначально здание было трехэтажным. В 1930-х годах дом во дворе был реконструирован, надстроен еще двумя этажами, существенно была изменена внутренняя планировка, и, очевидно, тогда, была заложена арка окна над входом в здание. Прежнюю форму окна можно разглядеть по кирпичной кладке на фасаде.

Все остальные части здания не имеют никаких украшений и выглядят довольно скромно, если не считать больших скругленных окон фасада, обращенного в узкий проулок.

Последняя реконструкция дома прошла в 2000-е годы. Был надстроен мансардный этаж, изменивший объем здания и рисунок фасада. В большей части реконструкция коснулась интерьера.

Замечательным художественным решением Вебера являлась организация лестничного пространства главного входа. Межэтажные площадки лестницы заполняют огромные окна с видом во двор. При последней реконструкции была снята облицовка оконных проемов, что обнажило кирпич. Благодаря этому стала видна первоначальная форма окна второго этажа и клейма на кирпичах.

Кирпич с клеймом «В. Челноковъ» в кладке стены на втором этаже дома
Кирпич с клеймом «В. Челноковъ» в кладке стены на втором этаже дома
Никита Бензорук

В кладке стены с окном на втором этаже находятся несколько кирпичей с двумя клеймами: «В. Челноковъ» и «И.П. Воронинъ». Это маркировка двух крупнейших кирпичных заводов второй половины XIX века. Оба находились в Мытищах, где до сих пор имеются залежи глины юрского периода. Черная глина высочайшего качества, передовая технология производства, бесперебойная работа заводов сделали мытищинский кирпич невероятно востребованным в бурно строящейся Москве второй половины XIX века. Заводы вырабатывали 45-50 миллионов штук кирпича в год. Исследователями подсчитано, что почти каждый третий дом в Москве, построенный в этот период, состоит из кирпича заводов Василия Федоровича Челнокова и Ивана Павловича Воронина.

В течение своей истории клейма на кирпичах претерпели качественные изменения. Состоящие первоначально из условных значков и букв, ко второй половине XIX века они стали включать фамилию заводчика целиком и даже с инициалами. Клеймо стало своеобразной торговой маркой, рекламой. Оно должно было внушать веру в экономическую стабильность фирмы и давать гарантию ее технического уровня. Было бы преувеличением сказать, что клейменый кирпич превратился в некую разновидность декоративного искусства, но очевидно, что клейма в процессе своего развития приобрели самобытные черты, меняющиеся в каждой местности и в разное время.

Клейма ставились не на всех кирпичах. При больших заказах, каковым является строительство доходных домов на Мясницкой, клейма ставились на каждом тысячном кирпиче. Остается удивляться, что в одном месте стены дома № 24 их набралось несколько штук.

Завод Челнокова вскоре после революции был закрыт, а завод Воронина, переименованный в кирпичный завод № 4, просуществовал до 1972 года. Сейчас на его базе в Мытищах работает комбинат ОАО «Стройперлит».

Продолжение истории

Оба дома архитектора Вебера были соединены переходом, и с этого времени их жизнь практически неотделима друг от друга. В адресно-справочных изданиях они проходят под одним адресом.

На первом этаже дома, выходящего на Мясницкую, расположился Художественно-промышленный музей. Остальные помещения, включая и строение во дворе, занимало Реальное училище с пансионом. Им руководил педагог Иван Иванович Фидлер. При училище был химический класс с лабораторией. В 1890 году оно переехало, его место заняла Торговая школа.

В здании разместилось много технических контор, занимающихся поставкой строительных материалов, различного оборудования для фабрик и заводов.

Блюдо, выполненное учениками Строгановского училища.
Металл, эмаль.

В 1880-х годах здесь открыл свою контору по продаже крымских вин Лев Сергеевич Голицын. В том же доме была его квартира. Рядом были булочная, трактиры и цветочный магазин.

В 1901 году Строгановское училище отмечало семидесятилетие своей деятельности. В связи с юбилеем оно было удостоено звания Императорского и получило все владение на Мясницкой, 24, в свое пользование. До этого участок со всеми постройками являлся собственностью Департамента торговли и промышленности Министерства финансов.

В 1903 году на территории ближе к Банковскому переулку было решено построить новый доходный дом. В 1906 году архитектор Ф.О. Шехтель возвел здесь огромный дом-квартал со своим внутренним корпусом. Над его входом, обращенным на дворовый корпус Вебера, находится керамическое панно с вензелем Строгановского училища. Три доходных дома образовали комплекс нынешних домов № 24 по Мясницкой улице, сформировав между зданиями камерный дворик.

После 1917 года в доме Вебера во дворе по-прежнему размещалось множество контор. В 1930 году по решению Совета народных комиссаров СССР был образован Всесоюзный трест по строительству внеклассных и больших мостов при Комиссариате путей сообщения — «Мостотрест». Это была первая и крупнейшая в Советском Союзе организация по строительству и реконструкции железнодорожных, автодорожных и городских мостов и путепроводов на всей территории страны. За десять лет до начала Отечественной войны «Мостотрестом» было построено свыше 188 крупных мостов через реки Днепр, Волгу, Оку, Ангару, Амур, Москву, Куру и др. Во время войны он обеспечил восстановление более пятисот мостов, разрушенных в результате боев. «Мостотрест» имел множество отделений, а его главная контора располагалась здесь, на Мясницкой, 24.

В настоящее время дом снова стал доходным: его занимают различные фирмы и подразделения Высшей школы экономики.

Высшая школа экономики арендовала здание с 2012 до 2017 года.

Автор текста: Анастасия Соловьева
Искусствовед, историк Москвы. Автор многотомного издания «Лица российской истории: коллекция портретов»; режиссер фильма-прогулки «От Кремля к Новодевичьему» 1997 г.; научный редактор книги о Москве «Лубянский треугольник» (А.В. Колосов, 2010 г.). Занималась изучением и описанием колоколов Москвы. Экскурсовод «Москвы, которой нет»; один из авторов сайта «Узнай Москву».