• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Важно рассматривать нынешнюю ситуацию как повод для эксперимента»

«Важно рассматривать нынешнюю ситуацию как повод для эксперимента»

© Музей современного искусства «Гараж»

Какую пользу студентам приносит онлайн-обучение? Что в системе образования подлежит пересмотру после пандемии? Как разграничивать рабочее и личное время на самоизоляции? Опытом перехода на дистант поделились представители Базовой кафедры Музея современного искусства «Гараж» — менеджер Маргарита Гребенюк, преподаватель Анастасия Лесникова и студентка Анна Наумова.

О планировании домашних дел и рабочем пространстве

«У “Гаража” была возможность одним из первых принять решение о переходе на дистанционный режим, поэтому и наша программа сделала это значительно раньше остальных», — вспоминает менеджер Базовой кафедры Маргарита Гребенюк.

Маргарита Гребенюк, менеджер Базовой кафедры Музея современного искусства «Гараж» (слева)
Маргарита Гребенюк, менеджер Базовой кафедры Музея современного искусства «Гараж» (слева)
© Базовая кафедра Музея современного искусства «Гараж»

Сотрудники и преподаватели подразделения не хотели прерывать учебный процесс, поэтому команда кафедры за выходные выбрала платформу, настроила и протестировала ее функционал, а уже в понедельник на магистерской программе начались занятия в новом формате. Несмотря на такой оперативный переход на дистант, административные сотрудники, по признанию Маргариты, продолжают сталкиваться с новыми задачами.

Опыт играет огромную роль, и в этом смысле Вышка сработала потрясающе

Она говорит, что постоянно учиться приходится не только студентам, но и административным сотрудникам, и преподавателям: «Мы смотрим на опыт коллег, в том числе из зарубежных университетов. Аккумулируются запросы и проблемы, с которыми сталкиваются сотрудники, и этот опыт затем структурируется в подробные инструкции для преподавателей, вебинары и мастер-классы. Создатели нашей программы тоже довольно активно реагируют на запросы пользователей, обновления выходят, кажется, несколько раз в неделю».

Весной 2018 года на Ученом совете НИУ ВШЭ было принято решение о создании общеуниверситетской базовой кафедры Музея «Гараж». В 2019 году подразделение осуществило первый набор студентов на магистерскую программу «Практики кураторства в современном искусстве». При разработке образовательного направления учли наиболее успешный международный и отечественный опыт реализации магистерских программ в сфере искусствоведения, культурологии, кураторской и музейно-выставочной деятельности. Цель магистратуры — подготовка специалистов, обладающих междисциплинарными профессиональными компетенциями в сфере современного искусства, владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками кураторской, выставочной и проектной деятельности.

Маргарита рассказывает, что ей комфортно работать в дистанционном формате, но есть и трудности. Например, большая нагрузка: «Нам важно, чтобы преподавателям и студентам было удобно в новой среде, и это требует серьезной вовлеченности учебного офиса в процесс, занимает дополнительное время». Кажется, что все 24 часа в сутках стали рабочими, но так быть не должно. Удачным решением тут может стать разделение не только времени на рабочее и личное, но и разграничение пространства. Маргарита решила уделить больше внимания планированию: «Обязательно иметь на день одно небольшое дело по дому, что-то приятное для себя и отдельное время на общение с близкими. Для многих эта нестабильная ситуация — большое испытание, и им важна поддержка».

О выходе из зоны комфорта и поле экспериментов

Анастасия Лесникова — приглашенный преподаватель Базовой кафедры Музея современного искусства «Гараж»
Анастасия Лесникова — приглашенный преподаватель Базовой кафедры Музея современного искусства «Гараж»
© Базовая кафедра Музея современного искусства «Гараж»

В мирное время Анастасия Лесникова, приглашенный преподаватель Базовой кафедры Музея современного искусства «Гараж», проводила лекции и семинары, занималась курсом, посвященным организации выставочных проектов, подбирала приглашенных преподавателей. После перехода на дистанционное обучение она, в основном, вела семинары, а лекционная часть курса запустилась лишь в конце апреля.

«Мне отчасти повезло, я пользуюсь плодами работы коллег, которые обкатали дистанционный формат, так как музей “Гараж”, а вместе с ним и магистратура, ушли на карантин еще 14 марта. Эта небольшая отсрочка позволила сфокусироваться на рабочих процессах внутри Музея, ведь мы столкнулись с ситуацией форс-мажора», — признается преподаватель.

По словам Анастасии Лесниковой, пандемия парализовала обычную жизнь музея и кардинально повлияла на работу культурных институций, в том числе на их выставочную деятельность.

«Цикл подготовки музейных проектов составляет в среднем от двух до пяти лет, и выставочный план формируется на несколько сезонов вперед, — объясняет преподаватель. — Изменения в программе на два-четыре месяца вынуждают пересматривать весь выставочный план и принимать подчас достаточно сложные решения. Многие музеи уже объявили о переносе или отмене части своих проектов».

В «Гараже» Анастасия Лесникова на данный момент координирует действующую выставку «Atelier E. B “Прохожий”» и грядущую 2-ю Триеннале Российского современного  искусства, запланированную на июнь этого года. Первый проект удалось перенести в онлайн, что помогло большему количеству людей увидеть его. Триеннале, возможно, будет перенесена.

Несмотря на трудности, преподаватель уверена: пандемия может принести пользу. 

Для наших студентов это уникальная возможность выйти из зоны комфорта

Выпускной выставочный проект также стал заложником эпидемиологической ситуации. Анастасия с коллегами старается помочь ребятам, например, готовится провести несколько лекций, посвященных специфике операционной деятельности музея в ситуации форс-мажора. «Изначально в лекционном курсе ничего подобного не планировалось. И вот появился лишний повод научиться и научить чему-то новому», — говорит Анастасия Лесникова.

Благодаря онлайну образуется большой потенциал для формирования культуры грамотной дискуссии, отмечает она, и это особенно полезно для выпускников магистерской программы кафедры: «Подготовка     выставочного проекта — процесс непрерывной коммуникации. И, в независимости от ее формы, выставочному менеджеру и куратору нужно выстраивать эффективные рабочие взаимоотношения     с партнерами и подрядчиками, уметь слушать и слышать. Гигиена общения в сети очень важна. Например, в онлайне ты технически не можешь вступить в спор, не дослушав своего оппонента. Мы стали участниками грандиозного эксперимента, который, надеюсь, позитивно скажется на культуре деловой онлайн- и офлайн-коммуникаций».

При этом Анастасия Лесникова уверена: студентам нужна поддержка, поэтому преподавателям лучше всегда оставаться с ними на связи и самим не воспринимать пандемию трагично: «Важно рассматривать нынешнюю ситуацию как повод для эксперимента, на который никто бы не решился в таком масштабе без внешних обстоятельств. Отлаженная онлайн-работа позволит в будущем быть мобильнее как преподавателю, так и студенту. Пока есть время и возможность — экспериментируйте!».

Об отсутствии территориального барьера

Анна Наумова, студентка магистерской программы «Практики кураторства в современном искусстве»
Анна Наумова, студентка магистерской программы «Практики кураторства в современном искусстве»
© Анна Наумова

Для студентки Анны Наумовой дистанционное обучение — абсолютно новый опыт. Из-за необычности формата девушка дискомфорта не испытывает: переход из офлайна в онлайн дался ей легко, сложностей с тайм-менеджментом тоже не возникло. «Мое первое образование (Университет Хартфордшира, Британская школа дизайна — прим.ред.) было построено на практиках самообразования и рисерча, поэтому находить время для занятий и работы, выстраивать график всегда приходилось самостоятельно», — отмечает Анна. 

Студентка уверена, что у онлайн-образования много достоинств. Дистанционное занятие полностью воссоздает «живой» урок и позволяет учиться из любой точки земного шара без траты времени, сил и денег на передвижения. «Территориальных барьеров в онлайн-пространстве нет, — говорит она, — и в сухом остатке вы получаете доступ ко всем людям, с которыми могли бы планировать встречи неделями, договариваться о месте, времени, опаздывать, стоять в пробке». 

Большим плюсом Анна считает и расширенный доступ к учебным материалам, и возможность обращаться к ним в любое время: «Думаю, этот аспект также позволит переоценить дальнейшую систему взаимодействия со студентами после открытия учебных заведений».