• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Номинация "Вклад в развитие Школы". Претенденты 2010 Рогинская Ольга Олеговна, доцент кафедры наук о культуре

За вклад в формирование и развитие гуманитарных компетенций студентов  ГУ-ВШЭ.

За преподавательский и организационный вклад в развитие деятельности  отделения культурологии факультета философии ГУ-ВШЭ.   

За разработку, создание и постоянную поддержку различных форм студенческой деятельности на факультете философии и в университете в целом.


Кем выдвинута: отделение культурологии, кандидатура поддержана ученым советом факультета философии

Рогинская Ольга Олеговна
Рогинская Ольга Олеговна
I. Начиная с 2005-2006 уч.г. в рамках программы общеуниверситетских гуманитарных факультативов ИГИТИ ГУ-ВШЭ О.О.Рогинская ежегодно читает курс «Театр как система: понятия и вещи (В 3 ч.: Ч. 1. История театра. Ч.2. Теория театра. Ч.3 Современное театральное пространство), в рамках которого осуществляются разнообразные формы «погружения» слушателей в современное театральное пространство. Среднее ежегодное число студентов, посещающих факультатив и сдающих по нему зачет, - 50 человек. Многие студенты являются активными участниками работы факультатива на протяжении нескольких лет подряд. Многие из слушателей курса после работы в рамках факультатива связали с театром темы своих курсовых, бакалаврских, дипломных и магистерских работ, выбрав О.О.Рогинскую в качестве научного руководителя, консультанта или рецензента (официального оппонента) работы. Некоторые из слушателей (выпускники факультетов социологии, права, ОДиПЖ) оказались в результате профессионально вовлечены в театральную сферу, являясь сегодня активными участниками и менеджерами современного театрального процесса.

 

II. На протяжении трехлетней истории существования отделения культурологии факультета философии ГУ-ВШЭ О.О.Рогинская разрабатывает и реализует различные формы взаимодействия преподавателей и студентов отделения, в которых синтезируются принципы академической, образовательной и педагогической деятельности.

Основное содержание деятельности О.О.Рогинской – внедрение в работу отделения образовательных и культурных студенческих инициатив на стадии их разработки, адаптации и реализации, осуществление постоянной и регулярной консультационной и организационной поддержки разных форм студенческой деятельности.

Главной задачей является формирование в студентах не только инициативно-деятельностных компетенций как таковых, но и навыков критического и аналитического осмысления социокультурных явлений, освоение начал культуркритики.

Решению поставленной задачи служат следующие начинания, инициированные О.О.Рогинской:

1. Создание и реализация идеи культурологического клуба "Креативный класс". «Креативный класс» - это мастер-классы специалистов и исследователей в области культуры, обсуждение актуальных культурных событий, формирование представления о современном культурном пространстве. На протяжении всего времени существования клуба О.О.Рогинская курирует этот проект. Она проводит беседы и консультации со студентами, в рамках которых проводится обсуждение (с элементами обучения) тем заседаний, кандидатур приглашенных персоналий, формата и сценария самого заседания и т.д. Важным здесь является принципиальный отбор предложений, их критика и – в результате – формирование критериев отбора материала, который может стать предметом полемики на самом заседании. 

Принципиальным оказывается активное участие в работе клуба не только студентов, но и преподавателей, многие из которых, будучи активными участниками современного культурного процесса, сами оказываются главными героями заседаний. За время работы клуба состоялось больше 10 заседаний, посвященных проблемному обсуждению актуальных фильмов, книг, театральных спектаклей, практике городских прогулок. К работе клуба были привлечены такие яркие и сложные фигуры участников современного культурного процесса, как режиссер-документалист Сергей Мирошниченко,  писатель Дмитрий Быков, идеолог проекта «Фаланстер» Борис Куприянов, писатель и культуролог Рустам Рахматуллин, театральный режиссер Борис Юхананов, главный редактор издательства Ad Marginem Александр Иванов, писатель Андрей Аствацатуров и др. На данный момент  сформирован «пакет» предложений по работе клуба в 2010-2011 уч. году и осуществлен ряд договоренностей с участниками  ближайших заседаний.

2. Создание и реализация идеи клуба ««Улисс: клуб культурных путешествий» с запуском программ «Новые горожане» (культурная навигация в городском пространстве)», «Не туризм» (организация студенческих поездок-путешествий по российской провинции) и «Виртуальные путешествия» (мастер-классы преподавателей отделения с рассказами о своем опыте путешествий, подкрепляемыми просмотром и анализом фото- и видеоматериалов). Основные задачи клуба: обретение студентами принципиально не туристических привычек пребывания и перемещения в городском и – шире – географическом пространстве, приобретение опыта  культурных прогулок и путешествий, в результате – формирование образа «культурного путешественника».  При непосредственном участии О.О.Рогинской в 2009-2010 уч. году в клубе «Улисс» был создан и реализован план проблемно-тематических прогулок по Москве, а также были организованы и состоялись поездки ««Образ русской провинции: по следам «мертвых душ» Тверской губернии» (Москва-Торжок-Москва, 8-10 января 2010 г.) и «Поэзия и проза русской провинции» (Москва – Орел – Спасское-Лутовиново – Ясная Поляна – Мелихово – Москва, 28 июня – 2 июля 2010 г.).

3. Создание и реализация идеи проведения при кафедре наук о культуре Открытой ежегодной конференции студентов и аспирантов с участием студентов и аспирантов различных факультетов ГУ-ВШЭ и вузов Москвы и других городов России. О. О. Рогинской проводилась консультационная и организационная поддержка первой конференции «Актуальные проблемы медиа» , которая прошла на отделении культурологии 25-26 марта 2010 г.

4. Поддержка студенческой инициативы по организации ежегодного мероприятия «Посвящение в культурологи», формирование культуры студенческого остроумия.

5. Создание и реализация идеи театрального клуба и музейного клуба на отделении культурологии. Благодаря налаженным контактам с несколькими московскими театрами, студенты факультета философии имеют возможность бесплатно посещать различные театральные спектакли и акции, а в дальнейшем – проводить их обсуждения на факультете. Благодаря налаженным связям с основными музейными площадками Москвы, студенты-культурологи могут посещать выставки и музейные экспозиции коллективно и с комментарием музейных специалистов, которые проводят разъяснительные лекции и экскурсии.

6. Создание идеи культурологического киноклуба, заседания которого представляют собой мастер-классы преподавателей отделения культурологии на тему «Как смотреть и понимать кино» (с просмотром и обсуждением предложенного преподавателем кинофильма). На 2010-2011 уч. год запланировано 5 таких мастер-классов. 

5. Помощь студентам в организации Студенческого совета и налаживании форм продуктивного взаимодействия с преподавателями кафедры и администрацией факультета и университета.

6.  Разнообразная кураторская и консультационная деятельность работы со студентами-культурологами в рамках их учебной и внеучебной деятельности. С начала 2009-2010 уч.года О.О.Рогинская выполняет обязанности куратора всех студенческих групп отделения культурологии.

 

III. В рамках деятельности кафедры наук о культуре, направленной на отрегулирование форм учебной и академической деятельности студентов, О.О.Рогинской создан развернутый проект взаимодействия студентов и преподавателей в рамках работы над курсовыми и бакалаврскими работами на протяжении 1-4 годов обучения. Результатом работы над проектом стало создание серии методических указаний «О курсовых и бакалаврских работах на отделении культурологии». Ключевая идея образовательного проекта – поэтапное (от первого года к четвертому) формирование основных навыков академической работы, осуществление регулярного (в течение года) контроля кафедры над работой студентов (проведение защиты тем, промежуточной отчетности, предзащиты, защиты), отслеживание системных ошибок, своевременная помощь студентам, не всегда вовремя осознающих степень отклонения их деятельности от предполагаемого «образца». 

О.О.Рогинская принимает активное участие в разработке проекта по организации учебной и производственной практики студентов-культурологов. 

 

IV. В рамках работы над формированием корпуса учебных программ по бакалаврской специальности «Культурология» О.О.Рогинской созданы концепции программ и сами программы по курсам «История и теория зарубежного искусства», «История и теория зарубежной литературы», «История западной культуры. Ч.3. Культура Нового времени», «История русской культуры», «История и теория русской литературы», «Лингвистика». В рамках преподавания культурологических дисциплин на других факультетах О.О.Рогинской созданы концепции и сами программы по курсам «Мировая художественная культура» и «Культурология».

В рамках подготовки проекта магистратуры по специальности «Прикладная культурология» О.О.Рогинской разработаны концепции программ следующих курсов: 

  • Проблема жанра в культуре (словесность, театр, масс-медиа, повседневность)
  • Биография в культуре Нового времени
  • Литературная классика в театре и кино
  • Интерпретация литературной классики в современной культуре
  • Устное слово в современной культуре: проблема жанра и интонации
  • Проблематика "героя времени" в литературе и кино.